В педагогическом колледже №16 состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Современные технологии профессионального образования лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе со сложной структурой дефекта». Участники конференции – представители Департамента образования, НИИ развития профессионального образования города Москвы, Учебно-методического центра по профессиональному образованию, Северо-Восточного окружного управления образования, Департамента труда и занятости населения, Департамента семейной и молодежной политики, представители Московского городского педагогического университета, Института инклюзивного образования, практические специалисты системы общего и профессиональногообразования (технологических колледжей №21, 24, 49, КИГМ №23, СК №12, 38, КМБ №40, 67, КСУ №10, 44, 49, 32, политехнического колледжа №56), педагоги учреждений системы социальной защиты (ПНИ №26 ДСЗН, ДДИ №8), представители центров лечебной педагогики Москвы и Пскова, педагоги образовательных учреждений Чебоксар и Ульяновска.
Педагогический колледж №16 накопил опыт по обучению лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе со сложной структурой дефекта. Участники конференции поделились собственным опытом и обсудили проблемы трудовой занятости выпускников.Проводимая в настоящее время в России политика равных прав и возможностей – положительный результат развития всего общества. Задача общества состоит в том, чтобы ознакомить человека с ограниченными возможностями здоровья с миром, дать ему возможность получить хорошее образование, а затем выстроить пространство для трудовой деятельности. Ежедневная профессиональная деятельность людей с ограничениями – ключ для интеграции, которая рассматривается не просто как адаптация людей с особенностями развития к уже существующей среде, но также и движение общества навстречу такому человеку, когда общество приспосабливается и изменяется. Опыт показывает, что никакие денежные пособия и терапевтические мероприятия не заменят подростку с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, возможности приносить пользу людям.Если люди с ограничениями с помощью работы и соответствующего заработка получают шанс жить самостоятельно или как-то преодолевать зависимость от других людей, которую они так мучительно соблюдают или пытаются избегать, то работа для них становится больше, чем способ добывать хлеб насущный. Еще большее значение проблема профессионального обучения и трудовой занятости имеет для людей с тяжелыми ограничениями по интеллектуальному и психическому здоровью, так как их возможности значительно ограниченны. Для решения проблем профессиональной подготовки и обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями требуется объединение усилий практических, научных и государственных работников департаментов образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения, труда и занятости населения, молодежной политики.В настоящее время в педагогическом колледже №16 как в учреждении, обладающем современным интеллектуальным и материальным ресурсом, предоставляющем широкий спектр образовательных возможностей, есть структурное подразделение профессиональной подготовки обучающихся, имеющих ментальные нарушения. Деятельность этого подразделения направлена на профессиональную подготовку подростков с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями в области художественно-творческой деятельности в условиях интегрированного образовательного пространства.Практический опыт деятельности педагогического колледжа №16 и исследования ведущих специалистов олигофренопедагогики (Б.Тупоногов, А.Маллер, Г.Цокото, А.Еремина) позволяет утверждать, что молодежь с выраженными нарушениями в развитии, в том числе с ментальными нарушениями, способна овладеть несложными профессиональными навыками по профессиям «вышивальщица», «ткач» и навыками социального взаимодействия, если минимизировать теоретическое обучение и сделать акцент на практическую составляющую обучения.В 2011 году в колледже состоялся первый выпуск учащихся отделения профессиональной подготовки. На протяжении двух лет обучения педагогов и родительскую общественность волновал вопрос: что же делать дальше, куда могут пойти трудиться будущие ткачи и вышивальщицы? Тогда возникла идея об открытии в колледже инновационного методического ресурсного центра (ИМРЦ), который бы создавал модель рабочего места для лиц с выраженными ограничениями психофизического развития с использованием инклюзивного труда. В этом центре будут проходить курс социально-трудовой адаптации первые выпускники – молодые люди с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе со сложной структурой дефекта, в качестве стажеров. В сентябре 2011 года центр был открыт, преподаватели и стажеры приступили к работе. В течение года стажеры адаптировались к условиям трудовой мастерской, которая стала моделью реального рабочего места. Ребята социально повзрослели – они стали более самостоятельными, ответственными за свою работу, стали осознавать значимость собственной трудовой деятельности и понимать свое место в социальном пространстве.Преподаватели педагогического колледжа №16 изучали международный (Израиль, Финляндия, Германия) и российский (Псков, Санкт-Петербург, Москва, Чебоксары, Ульяновск) практический опыт, а также накопили собственный в области профессионального обучения и социально-трудовой адаптации подростков с психофизическими нарушениями. Анализ проведенной работы показал необходимость консолидации научно-практических разработок для решения вопросов оптимизации профессиональной подготовки и необходимости расширения перечня профессий для молодых людей с тяжелыми психофизическими нарушениями, в том числе с ментальными нарушениями.Итогом конференции стали предложения, выдвинутые и одобренные ее участниками:- признать опыт социально-трудовой адаптации выпускников отделения профессиональной подготовки по профессиям «ткач» и «вышивальщица», осуществляемой в инновационном методическом ресурсном центре (ИМРЦ), заслуживающим внимания;- организовать сетевой ресурсный центр на базе педагогического колледжа №16 (кластер), единую систему обеспечения профессионального обучения и последующей социально-трудовой адаптации лиц с ОВ (в том числе с ментальными нарушениями) – информационную базу, научно-методическую программу, формирование дизайна продукции и ассортимента;- открыть в профильных профессиональных колледжах мастерские социально-трудовой адаптации для лиц с ОВЗ (в том числе с ментальными нарушениями) для первоначальной трудовой адаптации на профессиональном месте занятости;- рассмотреть вопрос о создании межведомственной комиссии совместно с Департаментом труда и занятости, Департаментом социальной защиты для определения регламента и деятельности мастерских трудовой занятости лиц с ОВЗ (в том числе с ментальными нарушениями) по различным профилям труда;- организовать стажировочную площадку на базе педагогического колледжа №16, для того чтобы оптимизировать процесс в системе обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров системы образования и социальной сферы, работающих с лицами с ОВЗ (в том числе с ментальными нарушениями);- рассмотреть вопрос о возможности создания комплекса «детский сад – коррекционная школа – профессиональный колледж», используя научно-практический потенциал педагогического колледжа №16, с привлечением других профессиональных колледжей.Педагогический кадровый состав профессионально сильный, творческий, заинтересованный в своей работе и престиже колледжа. В Ресурсном центре работают преподаватели – мастера своего дела. Многие из них стали лауреатами конкурса «Грант Москвы в области образования и технологий» в 2011-2012 годах (Н.Столярова, Т.Бритикова, О.Кошечкина, В.Миронова).Колледж формирует жизненно важные компетенции у учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, он становится учреждением новой формации, которое реализует федеральные государственные стандарты профессионального образования, выполняя Программу развития образования Москвы («Столичное образование») на 2012-2016 годы.Светлана ЗАВАЛЬСКАЯ, директор педагогического колледжа №16, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Комментарии