search
main
0

Великий, могучий, правдивый и свободный. Всероссийские проверочные работы по русскому языку. Сложно? Легко!

Уже совсем скоро, в марте, в 5, 6, 7 и 8-х классах будут проводиться всероссийские проверочные работы по русскому языку. Учителя русского языка прекрасно знают, что в ВПР проверяются компетенции, которые, считается, уже сформированы к моменту проведения работы, причем такие, которые формировались на протяжении всего периода обучения ребят в школе. Например, в ВПР 8-го класса есть задания (проведение языковых разборов, проверка акцентологических норм, орфографический анализ, текстоведческие задания и др.), для успешного выполнения которых необходимо помнить изученное в предыдущих классах. Безусловно, к такой работе необходимо готовиться. Но как быть, если времени на разработку типовых заданий ВПР нет, а учебники не предлагают ничего похожего?

Кирилл Демушов

Конечно, обратиться к пособиям, авторы которых заслужили доверие в профессиональном сообществе и сами являются разработчиками ВПР. Я рекомендую сборники типовых вариантов ВПР для 5, 6, 7 и 8-х классов Людмилы Юрьевны Комиссаровой и Андрея Юрьевича Кузнецова, вышедшие в издательстве «Экзамен» (Всероссийская проверочная работа. Русский язык : Типовые задания. ФГОС / Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Кузнецов. – М. : Экзамен, 2024). Отмечу, что пособия получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования.

Чем полезны сборники? В каждом представлены 25 типовых вариантов ВПР, чего вполне достаточно для формирования прочных компетенций, необходимых для успешного выполнения всероссийских проверочных работ. Варианты можно решать как подряд (для этого нужно выделять специальные уроки), так и по линиям. Последнее очень удобно, поскольку не требует много времени на уроках и позволяет индивидуализировать работу с каждым классом или даже учеником.

Рассмотрю некоторые примеры из пособий.

В 5-м классе особые трудности вызывает усвоение пунктуации на теоретико-практической основе. В формировании соответствующей компетенции помогут задания формата 4:

«Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам медсестры Ивану Петровичу прописали строгую диету
  2. Мама попросила чтобы я на обратном пути забежал в магазин
  3. Анечка уже купила новые сапожки на зиму сказала Ольга Петровна
  4. Когда будет контрольная по математике Любовь Ивановна».

Линия задания 4 позволяет определить круг проверяемых синтаксических явлений и пунктуационных правил (разграничение предложений с прямой и косвенной речью, пунктуация в предложениях с вводными словами и конструкциями, пунктуация в сложном предложении, пунктуация в предложениях с прямой речью) и сформировать устойчивые пунктуационные навыки.

Также на отработку пунктуационных норм направлены линии заданий 6 и 7:

«6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ветер переносил через забор сухие стебли соломы.
  2. Покушай-ка Петя горяченького супчика!
  3. Мальчик вошел во двор и остановился под окнами нашей квартиры.
  4. Посетитель опять улыбнулся и даже снял шляпу.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

  1. Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи.
  2. Неподвижно стояли камыши и как будто дремали.
  3. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
  4. Приближался полдень и охотники решили сделать привал».

Анализ линий 6 и 7 в сборниках позволяет установить круг проверяемых пунктуационных правил (пунктуация при однородных членах предложения, при обращениях, пунктуация в простом и сложном предложении с союзом «и»). Такой формат заданий не встречается в учебниках, поэтому требует особого внимания учителя и ребят.

В 6-м классе в ВПР проверяется усвоение морфологических норм. Материал для этого находим в линии задания 6:

«Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов):

  1. стал более строже;
  2. к семистам рублям;
  3. роскошный Сан-Франциско;
  4. к обоим сотрудницам.

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов):

  1. счастливейший человек;
  2. более полтора тонн;
  3. австралийское кенгуру;
  4. из обоих стволов».

Линия позволяет комплексно отработать нормы в области образования степеней сравнения прилагательных, форм количественных числительных и употребления собирательных числительных, определения рода несклоняемых существительных, особенностей употребления существительных общего рода, которые рассыпаны по всей программе 6-го класса.

В 6-м классе продолжается усвоение пунктуационных норм, поэтому важно обратить внимание на линии 7 и 8:

«7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

  1. Толстые стволы елей покрывает мох.
  2. Высок и обрывист здесь берег Черного моря.
  3. Голос у бабушки тихий и ласковый.
  4. Ласточки в небе примета хорошей погоды.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

  1. Горы полностью закрыли заходящее солнце и на озеро опустились сумерки.
  2. На клумбе росли белые и красные розы и несколько георгинов.
  3. Ольгу взяли в госпиталь не медсестрой а санитаркой.
  4. А не пойти ли нам Иван Николаевич завтра в театр?»

Линия 7 посвящена одной из труднейших тем (пока на прозрачных примерах) – постановке тире между подлежащим и сказуемым. Обратите внимание на богатство дидактического материала: в примерах встречаются предложения с разными способами выражения сказуемых (глаголом в личной форме, краткими и полными прилагательными, существительными). Линия 8 позволяет отработать такие пунктограммы, как постановка запятых в предложениях с однородными членами (в том числе с несколькими рядами однородных членов), между частями сложного предложения, при обращениях.

Словесники прекрасно знают, что в 7-м классе изучаются сложнейшие орфографические темы. Пособия Л.Ю.Комиссаровой и А.Ю.Кузнецова позволят сосредоточиться на самых главных орфограммах. Приведу два примера задания формата задания 3:

«Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

  1. (В)продолжени… месяца от брата не было известий.
  2. Много лет бунтарь провел (в)заключени… в одиночной камере.
  3. Ежемесячно он клал (на)счет в местном банке небольшую сумму.
  4. Иван, (не)смотря на хромоту, шел наравне с остальными.

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

  1. Мероприятия отложили (в)виду проливных дождей.
  2. Уплаченная сумма автоматически поступает (на)счет абонента.
  3. (В)следстви… по делу о краже вкралась ошибка.
  4. (Не)смотря на простуду, Ольга продолжала ходить на работу».

Во-первых, нужно отметить, что задания включают разнообразный языковой материал. Во-вторых, позволяют благодаря обилию примеров очень хорошо отработать правописание предлогов и омонимичных им сочетаний существительных с предлогами, деепричастий с частицами. В-третьих, помогают сосредоточить внимание на самых сложных и распространенных случаях. В-четвертых, позволяют уже сейчас начать отрабатывать материал, изучение которого выпадает на конец учебного года.

Известно, что ребята с трудом усваивают синтаксически нормы, а соответствующие задания в учебниках если и есть, то рассредоточены по разным темам, что не позволяет формировать целостный взгляд на эти нормы. Задания линии 6 сборника для 8-го класса позволят справиться с этими трудностями и сформировать устойчивые навыки правильного построения предложений:

«Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).

  1. Согласно договора наши расходы делились пополам.
  2. Проснувшись в шесть утра, я быстро собрал вещи.
  3. Выполненные углем наброски художник хранил в особой папке.
  4. По окончанию лекции слушателям предложили заполнить анкету.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).

  1. Ольга с детства поступала наперекор воли родителей.
  2. Рассматривая старые фотографии, мне вспомнились детские годы.
  3. Высохшая от солнца трава покрывала весь склон холма.
  4. По истечении года штраф аннулируется».

Как видно, задания включают сочетания существительных с предлогами «согласно», «наперекор» (в других вариантах – «благодаря», «вопреки», «навстречу»), которые требуют от употребления существительного в дательном падеже, сочетания существительных с предлогом «по» в значении «после», существительного в предложном падеже, предложения с определениями, выраженными причастными оборотами, с обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, правильность употребления которых необходимо установить. Решение заданий позволит как установить круг проверяемых на ВПР языковых явлений, так и научиться правильно строить предложения с соответствующими конструкциями. Я уже не говорю о том, что эти задания готовят ребят к написанию изложения и сочинения на ОГЭ, сочинения на ЕГЭ и к выполнению задания 8 ЕГЭ.

Каждый вариант содержит кроме тестовых заданий также задания на списывание текста с пропуском орфограмм и пунктограмм, тестоведческий анализ, проведение лексического анализа и позволяет в полной мере успешно подготовиться к ВПР в каждом классе.

Пособия дают возможность организовать самостоятельную подготовку к всероссийским проверочным работам, поскольку содержат подробные инструкции к выполнению заданий, критерии оценивания и, самое главное, ответы ко всем заданиям каждого варианта ВПР (которые, замечу, легко извлекаются из книги). Поэтому целесообразно каждый вариант или каждое задание выбранной линии решать последовательно: выполнить задания одного варианта (или одно конкретное задание выбранной линии), ознакомиться с правильными ответами, постараться разобраться в том, какие и почему допущены ошибки, изучить соответствующую теоретическую справку или правило, затем приступать к решению следующего варианта (следующего задания линии). Советую вначале прорешать некоторую часть заданий по линиям, а затем решать варианты полностью.

Таким образом, пособия Л.Ю.Комиссаровой и А.Ю.Кузнецов по подготовке к ВПР по русскому языку облегчат учителю работу по организации подготовки к всероссийским проверочным работам, позволят ученикам самостоятельно готовиться к ним, а родителям – помогать в этом своим детям.

Кирилл ДЕМУШОВ, учитель русского языка и литературы школы № 1518, автор учебных пособий, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2012, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте