Столь тревожной картины, как в сегодняшней России, где, согласно последним данным, уровень заболеваемости детей до 14 лет увеличился за последнюю декаду на 25 процентов, а число детей-инвалидов возросло за прошедшее пятилетие вдвое, в Британии, к счастью ее подрастающего поколения и общества в целом, не наблюдается. Однако далеко Соединенному Королевству в плане охраны детского здоровья и до процветающей Америки, в которой 82 процента обследованных врачами детей признаны пребывающими в хорошем и отличном состоянии. Британия находится, так сказать, где-то посередине между американским и российским экстримами.
Британскую общественность, между тем, весьма серьезно беспокоит здоровье ее подрастающего поколения. Так, проведенное в Британии исследование, объектом которого стали 14,5 тысячи детей в возрасте от двух до пятнадцати лет, установило, что детское здоровье на Альбионе оставляет желать лучшего. Было отмечено, что сегодняшние британские школьники ведут весьма нездоровый образ жизни. И если российские учащиеся зачастую страдают от весьма скудного питания, то их сверстники на Альбионе – от переизбыточного. Правда, этот переизбыток тоже свидетельствует о своего рода бедности, когда в экономном рационе начинают возобладать дешевые жиры и углеводы, тесня на задний план более дорогие овощи-соки-фрукты и качественные протеиновые продукты, но как бы там ни было, а факт есть факт: сверхпотребление жиров и углеводов привело к тому, что современный британский школьник изрядно потучнел. 23 процента британских мальчиков и 19 – девочек страдают избыточным весом, 6 и 8 процентов (соответственно) – ожирением. Исследователи отмечают, что потребление овощей и фруктов в сегодняшнем детском меню намного отстает от нормы: лишь менее одной пятой части обследованных едят рекомендованные порции зелени, фруктов и овощей.
Выяснилось, что школьники ведут удручающе малоподвижный образ жизни. 29 процентов мальчиков и 44 процента девочек, начиная с детсадовского возраста и заканчивая старшими классами школы, занимаются физкультурой менее… 30 минут в неделю.
Настоящим бедствием стали в школьной среде вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики. Сегодня примерно двое из пяти старшеклассников регулярно(!) потребляют алкоголь, каждый третий – курит гашиш. Треть опрошенных девочек-школьниц признали себя “регулярно пьющими”, а четверть – употребляющими гашиш. Пьянство, как выявили исследования, процветает даже в среде 13-14-летних школьниц.
Резюмируя результаты исследований, британский профессор Лайэм Дональдсон признал, что по сравнению с прошедшими десятилетиями стиль жизни современного школьника кардинально изменился на Альбионе к худшему. И дабы переломить сложившуюся тревожную ситуацию и воспитать подрастающее поколение здоровым, необходимо срочно принять не менее кардинальные меры.
Надо, однако, заметить, что пропаганда здорового образа жизни пребывает в целом по Британии не совсем чтобы на должной высоте. В отличие от тех же американцев, для которых слово “здоровье” стало в последние десятилетия культовым, обретя ту же ценность, что и слово “свобода”, в старой доброй Англии совокупность здешней культуры и традиций, помноженных на несколько более низкий, нежели в США, уровень жизни населения, определила местоположение такой ценности, как здоровье, где-то на периферии общественного сознания. И хотя в последние годы в этом смысле в Британии происходят заметные подвижки в сторону более рачительного и цивилизованного отношения человека к самому себе, о принципиальной перестройке сознания говорить пока рано. Именно поэтому на плечи школы ложится особая ответственность за то, чтобы привить культуру бережного отношения к здоровью как к высшей ценности, чтобы научить школьника здоровому образу жизни, оградив его от дурных привычек и неправильных установок.
Зачем школьнику психолог?
В штатном расписании английской школы помимо ставки врача и медсестры обязательно присутствует и такая “единица”, как школьный психолог. Для чего, спрашивается, эдакая роскошь, бьющая опять же по карману налогоплательщика? Ответить на этот вопрос британская педагогика сочтет, вероятно, затруднительным, потому как то, что нам представляется роскошью, для здешнего менталитета считается насущно необходимым и само собой разумеющимся. Ведь здоровье учащегося, не говоря уже о его академических успехах и достижениях, начинается с нормального психологического самочувствия: с безболезненной адаптации в коллективе, уверенности в собственных силах, умении находить общий язык с педагогами и товарищами и, главное, способности преодолевать различные “комплексы” и “фобии”, так часто мучающие еще незрелую психику подростка.
Для помощи во всем этом и работает в здешней школе психолог. К нему любой учащийся может прийти за советом, с просьбой помочь справиться с проблемами – даже если они касаются слабой успеваемости в школе или неладов в семье. И “душевный доктор” начнет внимательно работать с юным пациентом, помогая ему набраться душевных сил, преодолеть страх перед экзаменом, лучше понять собственных педагогов и родителей… Детям такая помощь зачастую бывает крайне необходима. И то, что школа оказывает ее, есть величайшее благо для нравственного и психического здоровья учащихся детей и подростков.
В Тринити хай – скул в порядке эксперимента накануне экзаменационной сессии несколько лет назад стали проводиться не значившиеся доселе в школьном расписании уроки релаксации. Их успех оказался настолько очевиден, что подобные уроки ввели одна за другой еще целый ряд школ страны. Что же это за такие уроки, на которых преподает школьный психолог? Отвечать на подобных занятиях необязательно. К доске учащегося не вызовут и задание на дом не зададут. Так что можно полностью расслабиться, что как раз-таки и является целью этих занятий. Школьников учат слушать мягкие наставления психолога, уговаривающего… забыть все на свете и – немного отдохнуть. Усевшись в кружок, ребята стараются погрузиться как можно глубже в то состояние внутренней безмятежности и комфорта, которое, как ни парадоксально, способствует более высокой результативности в учебе, чем сконцентрированность всех душевных сил. Во время учебы психолог делает ребятам легкий массаж шеи и плеч, чтобы устранить скованность и дать возможность в прямом смысле слова расправить плечи. В последующем же школьники должны будут и сами постичь основы релаксации и научиться расслаблению уже без помощи психолога.
Впрочем, одним психологом помощь учащимся не исчерпывается: в школах Британии существуют так называемые отделы специальных нужд, в которых работают преподаватели, специализирующиеся на тех детях, которым по разным причинам учеба дается нелегко. Работники этого отдела зачастую присутствуют на уроках, помогая своим “слабеньким” подопечным и выступая для них своего рода поводырем. Вообще помощь слабейшему – это приоритет цивилизованного общества, коим по праву считает себя Британия. Поэтому в здешних школах именно детям, отстающим от сверстников в развитии или страдающим какими-либо заболеваниями, одним словом, детям ослабленным, уделяется приоритетное внимание.
Сегодня много пишется и говорится о том, что британская школа страдает стрессовой эпидемией. И это в самом деле так: стресс – главная причина, по которой нынче в здешних школах наблюдается массовый исход учителей. Однако, как ни парадоксально это звучит, педагогический стресс есть производная от присущей британской школе жесткой установки на создание максимально щадящей, минимально стрессопровоцирующей среды для самих учащихся. Иными словами, британские педагоги вызывают огонь на себя, прикрывая и ограждая своего учащегося от всего, что могло бы спровоцировать его стрессовую реакцию. Насколько подобная жертвенность оправданна – это отдельная тема отдельного разговора, но свершившийся факт заключается в том, что педагогическая культура здешней школы существенно отличается от культуры российской педагогики с ее установкой на жесткую дисциплину и учительский авторитет.
Современный британский школьник (не берем в пример историю английской школы с ее традиционными розгами и ледяным душем по утрам, это – в прошлом!) – барчук и баловень в сравнении с его российским сверстником. К нему не принято обращаться по фамилии, его не принято публично отчитывать и стыдить. Его даже не принято вызывать к доске – этот метод считается здешними школьными психологами как раз-таки очень стрессовым для учащихся. Именно в силу этого и экзамены в здешних учебных заведениях никогда не сдаются “устно” – только письменно: ведь отвечать письменно на вопросы, сидя за партой и не глядя в грозные очи экзаменатора, куда как полезнее для психического здоровья! Отвечать же в классе на вопрос учителя английский учащийся может даже… не вставая из-за парты! Не встает он и при появлении учителя в классе. Вообще знакомые учителя не раз признавались, что проявление в отношении к педагогу “почтительности” со стороны учащегося приводит их в смущение (разумеется, приятное смущение!), настолько непривычно это почитание педагога в здешней школьной среде. К примеру, учитель, идущий на перемене по коридору в свой кабинет с чашкой кофе или чаю, вовсе не ожидает, что бегущие навстречу ему ученики расступятся перед ним, не говоря уж, что помогут открыть дверь с учетом его занятых рук. И если подобное тем не менее случается, педагог от неожиданности и покраснеть может…
Для кого-то подобное однозначно свидетельствует лишь о том, что британские школьники из рук вон плохо воспитаны. Однако британская педагогика придерживается несколько иного мнения: учитель ни в коем случае не должен подавлять ученика, дети должны расти и учиться в атмосфере полной свободы, демократии(!) и уважения к своей личности. Короче, дети – цветы жизни, школьники – цветы школы. А цветы надобно холить и лелеять: ухаживать надлежит за ними садоводу-учителю… Вот так и культивируется он в британской школе, педагогический процесс нестрессового плана, который многие называют гораздо проще – демократией на марше.
Революция в школьном буфете
Здорово ли питается британский школьник? Не слишком, считают здешние диетологи, на все лады понося заполонившую школьные буфеты фаст-фуд в виде гамбургеров а-ля “макдональдс” и традиционных английских “фиш энд чипс” – жареную во фритюре рыбу с жареной тем же беспощадным способом картошкой. Именно таков был до последнего времени основной ассортимент английского школьного буфета. Однако медики не зря стали бить в набат, угрожая развитием у подрастающего поколения хронических заболеваний. И вот заботливое правительство решило реформировать школьный буфет, пополнив его более полезными, нежели пережаренный до хруста картофель и щедро обваленная в сухарях рыбка, продуктами. Согласно двухлетней давности постановлению, миллионы британских школьников младших классов начали ежедневно получать в буфетах бесплатный фруктовый набор, состоящий из яблока, банана, груши и мандарина. Эта новация нынче разбегается по стране, так что к следующему году уплетать фрукты в вышеперечисленном ассортименте начнут учащиеся младших классов всех здешних школ.
Известно, что в учебных заведениях стран Евросоюза в обязательном порядке присутствует стакан бесплатного молока. До 1971 года британские дети тоже получали в школах молоко, оплаченное щедротами налогоплательщика, отчислявшего на сии благие цели порядка двадцати фунтов стерлингов в год. Однако пребывавшая в ту пору на посту премьер-министра страны Маргарет Тэтчер решила, что поить молоком чужих деток ее бездетные, или престарелые, или уже вырастившие и отучившие собственных детей избиратели не обязаны. И вернув им эту пару десятков фунтов, “железная леди” отобрала у школьников дармовое молочко, за что получила от разгневанных родителей прозвище “молочная воровка”. Вместо молока в школе рекой полились переслащенные шипучки типа “пепси”. Между тем медики предупредили правительство и широкую общественность, что затраты на лечение костных (остеопороз) и зубных заболеваний у поколения, выросшего на безмолочной диете, возросли до 750 млн. фунтов стерлингов в год. И что сегодняшнее поколение поднимет эту цифру еще выше. Встревоженные подобным положением дел, британские родители начали кампанию за возвращение молока в школы, создав специальные комитеты, которые стали собирать средства для возобновления молочных поставок для учащихся младших классов.
Однако наиболее радикальную перестройку в британском школьном буфете ознаменовал запрет на продажу учащимся генетически модифицированных продуктов. Инициатором этого движения выступили три года назад исполнительные власти графства Кембридшир, после чего решение вымести из меню школьных столовых продукты-мутанты было поддержано страной в целом.
Вообще же, надо заметить, к кормлению школьников в английских учебных заведениях относятся всерьез и основательно. Недаром их самих учат готовить, преподавая уроки кулинарии в старших классах школы и устраивая в конце года экзамен по этому предмету. При этом в обязательном порядке и очень скрупулезно изучается на данном уроке гигиена здорового питания и санитария на кухне. Доказательством служит и то, что на ланч учащимся и педагогам выделяется целый час, который служит главной переменой. Этот час служит для того, чтобы дети могли не только успеть отстоять очередь в школьном буфете, но, если кому хочется и средства позволяют, сходить на ланч в близлежащее от школы кафе, а кто близко живет, то и домой. Чтобы, одним словом, можно было пообедать в неспешной обстановке, а после обеда не мчаться прямиком за парту, а, к примеру, прогуляться на улице или поиграть с одноклассниками в школьном дворе, ведь движений и воздуха современному школьнику так катастрофически не хватает…
…А девочки уже в волейбол играют!
Традиционно спорт был основой учебного процесса любой частной школы или колледжа Англии. Им он доселе и остается в этих материально благополучных учебных заведениях, способных позволить себе теннисные корты, площадки для гольфа, конюшни, бассейны… Однако школы государственные не всегда располагают даже приличным спортзалом, ибо случается и так, что крыша оного протекает… Правда, есть все основания надеяться, что подобного рода проблемы отходят в прошлое, так как недавно правительство объявило о выделении на дальнейшее развитие и совершенствование школ страны дополнительных тринадцати миллионов фунтов стерлингов (рекордная цифра для школ Евросоюза!), что означает: в начале каждого нового финансового года каждая средняя школа будет получать дополнительных 50 тысяч ф/с – на модернизацию. И самое замечательное, что расходовать эти деньги директор сможет по своему усмотрению. Так что и крышу спортзала будет на что отремонтировать. Кстати, очень многие руководители английских школ выразили намерение инвестировать поступления сверхбюджетных средств именно на модернизацию спортивной базы своей школы: на закупку спортивных тренажеров, сооружение бассейнов и теннисных кортов или же на капитальный ремонт спортзалов.
Урок физкультуры в школьном расписании присутствует в качестве обязательного предмета во всех школах всех ступеней, исключая 12-13-е классы, где изучается программа уровня “А” для подготовки в университет (впрочем, по этой программе можно в качестве основного предмета изучения выбрать опять-таки физкультуру, но это уже – свободная воля учащегося). Занятия физкультурой проводятся в школах Англии, начиная от первого класса начальных школ (с пятилетнего возраста) до выпускного, одиннадцатого, класса средней школы (до 16 лет). В младших классах, как правило, проводится два занятия физкультурой в неделю, в старших классах – одно. Однако учебный процесс построен таким образом, чтобы учащийся смог овладеть основными видами спортивных дисциплин: гимнастикой, волейболом, баскетболом, плаванием, теннисом и футболом. Чтобы процесс освоения каждого конкретного вида спорта шел последовательно, им занимаются на протяжении целого учебного полугодия. Всех учащихся делят на группы с тем, чтобы те, кто в этом полугодии занимается теннисом, смог на следующие полгода перейти в бассейн и заняться плаванием, уступив место на теннисном корте другой группе, а те, кто играл в футбол, – переместиться на баскетбольную площадку и так далее. К тому же при последовательном изучении одной и той же спортивной дисциплины она и усваивается лучше: получается что-то вроде специализированной спортивной секции.
Спортивные секции, впрочем, тоже наличествуют в школе. После основных занятий можно прийти опять же в бассейн, записавшись предварительно на имеющийся свободный час, или оттачивать мастерство в футболе, или заняться каратэ. Разумеется, бесплатно. Как правило, поддерживая честь школьного спортивного “клуба”, каждое учебное заведение вводит свою “фирменную” спортивную форму с названием и эмблемой школы. Приобрести эту форму учащиеся могут по льготной цене, выгодно отличающейся от той, по которой спортивное обмундирование продается в магазине.
Означает ли это, что с физической культурой в английской школе полный порядок? По мнению многочисленных критиков, порядка как раз-таки и не наблюдается. Пятьдесят минут занятий спортом в неделю – ничтожно мало для растущего организма подростка, а что касается школьных спортивных секций, то их посещает в лучшем случае лишь каждый четвертый учащийся, у остальных на это просто не остается времени: далеко живут, не успевают выполнять домашние задания – мало ли какие причины найдутся у сегодняшних сверхзагруженных школьников! Утренние зарядки перед началом занятий или на переменах в здешних школах проводить не принято. Что уж говорить о том, что учащиеся, продолжающие занятия в школе и после 16-летнего возраста, и вовсе лишаются уроков физкультуры. Нет их, кстати сказать, и в здешних вузах: студент может посещать спортзал лишь после учебы, но не во время учебного процесса, к которому физическое воспитание больше не относится.
Между тем именно школьная спортивная площадка, как правило, остается для маленьких британцев практически единственной возможностью заняться спортом или хотя бы просто активным движением. Фитнесс-центры являются для большинства дорогим удовольствием, а такого феномена, как дворовая площадка, в больших городах Англии практически не знают: дворы здесь попросту отсутствуют. Правда, в многочисленных городских парках имеются беговые дорожки и кое-какие спортивные снаряды, а на каждом свободном городском “пятачке” подростки гоняют в футбол. Но все это, как говорится, капля в море, тогда как вот для массовых занятий физкультурой подрастающего поколения в британских мегаполисах места практически нет… Неудивительно поэтому, что директор одной из начальных школ города Роутенстолл, запросив из фонда Национальной лотереи (организация, спонсирующая культурные и образовательные проекты) шесть тысяч фунтов стерлингов, закупила на выделенные деньги оборудование для детских игр: мячики, скакалки, ракетки и прочая. Дети, по словам директора школы, абсолютно разучились играть! А ведь в процессе веселых детских игр, таких, как прятки, лапта, казаки-разбойники, как раз-таки и формировалось веками физическое развитие растущего организма, оттачивались ловкость, сноровка.
Если трехлетний “проект” по возрождению детской игры, который задумала директор Джули Фрейзер, продемонстрирует впечатляющие результаты, он, как предполагается, будет запущен в тираж.
Между тем призыв “Активный образ жизни – в школу!” является сегодня одним из самых актуальных. По данным исследования Британского фонда сердца, практически половина опрошенных школьников в возрасте от семи до шестнадцати лет призналась, что приоритет их жизни – учеба и что на спортивные занятия или даже просто на прогулки у них не остается ни сил, ни времени. Однако медики бьют тревогу: именно малоподвижный образ жизни современного школьника, абсолютно несовместимый с физиологией раннего возраста, и является колоссальным фактором риска с точки зрения угрозы сердечно-сосудистых заболеваний. Инсульты и инфаркты, предупреждают медики, могут в ближайшие десятилетия резко “помолодеть”, став своего рода эпидемией. Поэтому, по словам профессора Стюарта Биддла из Британского фонда сердца, британская школа должна так перестроить свою программу и образ жизни школьников в целом, чтобы движение и спорт стали нормой их жизни.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии