Нынешним молодым книголюбам трудно представить, что в советское время сотни тысяч людей стояли в долгих очередях, собирали макулатуру, чтобы приобрести те или иные книги. В конце 80-х мне крупно повезло: в пединституте разыгрывали подписку на сочинения Василия Осиповича Ключевского в девяти томах, и я ее выиграл! С тех пор эти книги всегда со мной.
Ключевский родился 175 лет назад, 16 января 1841 года, в Воскресеновке под Пензой в бедной семье сельского священника. Имя его достойно завершает список выдающихся русских историков императорского периода.Он совершенно не устарел. Актуален в наши дни и его личный опыт – человека, который не просто сделал себя сам, но и поднялся с помощью Московского университета из самых народных низов, из нищеты.Ключевский был верен не только избранному делу исторического знания, но и педагогической деятельности. Помимо родного университета Василий Осипович был постоянно востребован Александровским военным училищем, Высшими женскими курсами, Московской духовной академией, Училищем живописи, ваяния и зодчества. Кроме того, в 1893 году он повелением Александра III преподавал историю сыну императора Георгию Александровичу.Ученый-историк внес вклад и в педагогическую науку. Отдавая приоритет решению экономических вопросов, государственная власть забывает о важной функции государства – воспитательной. С точки зрения Ключевского, общество и власть должны приучить народ к трезвости, к правильному труду, производительному употреблению своих сил, к бережливому пользованию дарами природы, умелому ведению хозяйства, к сознанию своего гражданского долга, к пониманию своих прав и обязанностей. Как видим, задачи в этой области за сто с лишним лет практически не изменились. В 1893 году в журнале «Русская мысль» была впервые опубликована публичная лекция Ключевского «Два воспитания», прочитанная им в пользу Московского комитета грамотности. Уверен, что ее содержание должно быть известно каждому будущему и ныне работающему педагогу. Ученый, в частности, сформулировал главное условие успешного воспитательного и образовательного процесса, которое не устарело и сейчас: «Семья и школа не сожительницы и не соперницы; это соседки и сотрудницы». А в 1895 году он выступил в связи с 16-й годовщиной смерти своего университетского профессора С.М.Соловьева: «В преподавательстве есть своя техника, и даже очень сложная… Самое важное и трудное дело заставить себя слушать, поймать эту непоседливую птицу – юношеское внимание». Вспоминая Ключевского, не забудем и еще одно его педагогическое утверждение: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула
Комментарии