Укрепляя централизм молодежной политики, государство выстроило развернутую систему из пяти подведомственных Росмолодежи учреждений. Можно понять и одобрить создание Российского центра содействия молодежному предпринимательству. Он нацелен на запросы молодежи по созданию стартапов и малых предприятий, которые становятся воротами в рыночную экономику. Остальные структурные учреждения Росмолодежи обнажают устойчивый идеологический крен современной молодежной политики. Ресурсный молодежный центр занимается организацией форумов, в большинстве политической направленности. Центр поддержки молодежных творческих инициатив сегодня сосредоточен на строительстве арт-резиденции «Таврида», инициативы подождут. Российский детско-юношеский центр стал кукловодом Российского движения школьников, неприкрыто администрируя самодеятельную структуру. Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи своим названием освобождает от комментариев его густой идеологической окраски.
Созданное для разносторонней поддержки молодых талантов государственное агентство «Росмолодежь» превращено в идеологического опекуна юношества. На цели патриотического воспитания идет 95% выделяемых подведомственным учреждениям субсидий и лишь 5% – на статью «Содействие молодежному предпринимательству». Полностью обнажает идеологическое перерождение Росмолодежи создание Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, цель которого состоит в надзоре за поведением молодежи в Интернете. Приоритет молодежной политики окончательно сместился с грантовой поддержки общественно полезных молодежных инициатив в сторону проведения спланированных государством идеологических мероприятий.
В основе работы Росмолодежи сегодня лежит форумная кампания, проводимая централизованно, по прямым указаниям органов власти. На нее выделено 578 млн рублей. Почти столько же – на безвозмездные субсидии общественным (и не только) организациям по усмотрению Росмолодежи. Число, масштабы и бюджеты форумов растут.
«Клязьма», «Селигер», «Амур», «Таврида», «БалтАртек», «Российский Север», «Евразия» – на эти форумы за счет бюджетов всех уровней ежегодно свозят более 800 тысяч молодых людей для встреч с политиками, помогающими им в правильном «формировании системы ценностей и мировоззрения». Между лекциями о духовных ценностях молодежи дают возможность побегать и попрыгать, послушать золотые голоса эстрадных звезд России и вкусно отобедать. Банкеты, как и недешевые песни звезд, оплачивает госбюджет. Для этого пришлось за два года в пять раз увеличить и сделать самой объемной (1,3 млрд руб.) статью Росмолодежи «Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и занятия спортом».
Беря начало от скромного палаточного лагеря с обедами у костра под звездами близ озера Селигер под Тверью, форумная кампания Росмолодежи выходит на новый уровень. В Крыму строится амбициозная арт-резиденция «Таврида», для чего из природоохранной зоны выводят 119 гектаров побережья на мысе Меганом между Судаком и Коктебелем. По замыслу авторов проекта, здесь будет «Силиконовая долина для молодых творцов», а потому нельзя обойтись без центральной площади с фонтанами и фермы для разведения мидий. Ферму для производства устриц, видимо, отнесли на второй этап проекта. Строительство арт-резиденции обойдется в 2,8 млрд рублей. Это не рекорд. Разбитый в подмосковной Кубинке парк «Патриот» стоил бюджету свыше 30 млрд рублей, центр для талантливых детей «Сириус» в Сочи – 23 млрд. Образовательный бюджет ежегодно снижается, школе говорят: «Денег нет, но вы держитесь», и она держится! При этом миллиарды рублей сжигаются на идеологических проектах.
Растет объем субсидий Росмолодежи на замысловатую статью «Формирование российской идентичности», куда выделено в совокупности более 2 млрд рублей. То, что государство, в Конституции которого провозглашены «свободное развитие человека» (ст. 7) и «идеологическое многообразие» (ст. 13), требует от молодежи идентичности (от лат. identicus – «одинаковый»), можно объяснить лишь стремлением власти приучить ее ходить строем, и желательно под звуки марша. Взамен гражданской формируется военно-патриотическая культура, а вместе с ней новое этическое убеждение: «Зачем нужна музыка, если это не марш?» Бюджетная щедрость на цели патриотизма связана с сокращением других статей, таких как «Работа с молодeжью, находящейся в социально опасном положении», объем которой сократился на 35%, до 626 млн руб. То, что Россия, по данным ВОЗ, находится на первом месте в мире по курению среди подростков, а смертность от наркотиков возросла на 60%, волнует меньше. Лишь бы были патриотами.
Снижается финансирование статьи «Развитие молодeжного самоуправления». Ее бюджет вроде бы и неплохой – 404 млн рублей, но грантовая часть здесь мизерная – 7,8%, распределение средств идет, как сейчас принято, минуя конкурсы. Самоуправление представлено молодежными парламентами (при законодательных органах власти) в 75 субъектах РФ и молодежными правительствами (при исполнительных органах власти) в 55 субъектах. Но только 7% состава формируется на выборной основе, такова их степень свободы и самостоятельности. Молодежные парламенты и правительства – заказные структуры, поддерживаемые на местах для видимости привлечения молодежи к управлению. Когда в октябре 2020 года в Красноярске проходил XII Всероссийский съезд Ассоциации молодежных правительств, организаторы с трудом смогли наскрести кворумное представительство – 56 регионов страны из 85. Собрать лидеров молодежной политики не удается даже на федеральном уровне, даже за государственный счет.
Резкий крен государственной молодежной политики в идеологическую нишу, прикрытый заботой о правильном воспитании и патриотизме, становится критически тревожным. Перечислим лишь некоторые из принятых актов. В 2014 году – постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» и вслед за ним государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В 2009 году совместно с государствами – членами СНГ был принят Модельный закон «О воспитании детей и молодежи», в 2015 году постановлением Межпарламентской ассамблеи СНГ – Модельный закон «О патриотическом воспитании».
Не так давно правительство запустило новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», рассчитанный на 2021-2024 годы. Самая крупная статья расходов (25,2%) – закупки путевок в патриотические лагеря. Почти столько же (24,8%) – на проведение праздников, фестивалей, экскурсий и военно-исторических реконструкций для молодежи. Патриотов станут воспитывать с детского сада, добиваться их государственной идентичности уже в песочницах. Опыт пока невелик, но постепенно обретается, пример задают регионы. Детский сад «Снежинка» в поселке Нижнесортымском Ханты-Мансийского АО уже закупил методички под названием «Дал присягу – назад ни шагу!».
На сайте Росмолодежи размещен отчет Министерства по делам молодежи Республики Дагестан, который дает понимание молодежной политики на местах. Министерство это передовое, отмечено тремя благодарственными письмами Росмолодежи, в нем трудится более 250 штатных единиц. В отчете с очевидным избытком перечислены сотни проведенных мероприятий с миллионами участников. Большинство явно приписаны по взаимной договоренности сторон: организация КВН с участием 66 школьных команд; телевизионные версии «Что? Где? Когда?» с охватом аудитории 300 тысяч человек; акция «#НачниУтроСЗарядки» – 10 тысяч человек. Нет сомнений, теми же мероприятиями, с той же победной статистикой отчитываются Минпрос, Минкульт и Минспорт республики. В итоге все на хорошем счету у московских начальников.
В перенасыщенном патриотическими мероприятиями (форум «Машук» и 20 «предмашуков» с бюджетом 25,2 млн руб.) отчете министерства не найти примеров помощи молодым семьям в предоставлении жилья, земельных участков, льготной ипотеки, нет анализа молодежной демографии, трудовой занятости, форм дополнительного образования. Обнажается идеологический крен Росмолодежи, уводящий подведомственные структуры от реальных потребностей юношества.
Молодежную политику на местах практически полностью финансирует федеральный бюджет. В 2019 году бюджет Республики Дагестан впервые выделил 500 тысяч рублей на грантовый конкурс поддержки лучших волонтерских практик, деньги ушли в районные центры. Что на них сделано, не сказано, но деньги ушли. Отчет заканчивается красивым, но опрометчивым лозунгом: «Все, что мы делаем, должно быть востребовано». Вот именно, а ведь должно быть наоборот!
В 2012 году Правительством РФ утверждена Концепция государственной молодежной политики в субъектах РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, где в качестве основных ориентиров предусмотрено увеличение числа волонтеров до 12% и числа молодых талантов до 22%. Надо ли сомневаться, что проценты будут выше. Главный принцип молодежной политики усвоен: вы нам деньги, мы вам статистику. Так рождается идеология бюджетного патриотизма.
Вертикаль управления крепчает в центре и на местах, идет идеологическая трансформация структур: Министерство образования РФ переименовано и теперь занимается просвещением, завершается превращение Росмолодежи в Роспатриот. В вертикаль легко вписалось недавнее создание в Государственной Думе вместо одного сразу трех молодежных комитетов – по просвещению, по высшему образованию и по молодежной политике. Молодежный бюджет пухнет от денег, структуры управления переполнены амбициозными менеджерами, но нет ответа на их патриотические призывы от молодежи. Кто-то должен измениться – молодежь или молодежная политика. Как вы думаете, кто?
В следующем номере читайте статью Игоря Смирнова «Приступ ностальгии, или РДШ как тоска по ушедшей эпохе»
Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО
Комментарии