search
main
0

В ожидании личных находок. Анализ материалов учителей изобразительного искусства

Анализировать работы – ответственное дело. Очень трудно выбрать лучшую, оценивая лишь методические подходы, несмотря на то что номинации четко выделены, критерии оценок обозначены. Ведь за каждым материалом стоят учитель и дети, которые трудятся в разных условиях. Проанализирую разработки и с точки зрения требований, обозначенных в условиях конкурса, и с учетом условий, в которых решались поставленные учителями задачи.

Итак, критерии оценки.Соответствие содержания заявленной теме, уровню, возрасту ученика.Практически все работы соответствуют этому требованию. Но выбор номинации не всегда отвечает содержанию разработки. Особенно это касается номинации «ИКТ в образовательном процессе». К сожалению, сам факт использования презентации или просто зрительного ряда позволяет некоторым авторам искренне считать свою работу заявкой в этой номинации.Наличие целей, задач, четко выстроенной структуры работы.В этом году наметилось более четкое изложение целей, задач. Но иногда создается впечатление, что их формулировки взяты из методичек, а сами работы построены в соответствии с неозвученными задачами самого учителя.Новизна материала.Использование ИКТ, проектных технологий, интегрированных подходов все чаще встречается в работах авторов. Особенно интересны занятия, где индивидуальные и коллективные формы работы позволяют ученикам вести исследования и применять их при выполнении практических заданий.Целый ряд работ посвящен применению нетрадиционных материалов. Но надо отметить, что перечисленные материалы и техники давно уже вошли в практику учителей изо. А вот использование материалов по-новому, творческие задания с привлечением необычных «добавок», раскрытие индивидуальных детских возможностей и способностей вызвало бы интерес у коллег.Авторы нередко цитируют собственные стихи, считая это методической находкой… В работе, посвященной нетрадиционным художественным техникам и приемам изображения, автор предлагает зооконструктор, кляксографию, волшебные контуры и т. д. (всего 13 техник), каждая из которых очень интересна. Но чтобы лучше осваивать техники, детям предлагается выучить стихи, которые так же громоздки, как и пояснения учителя. Невольно вспоминаешь стихи про азбуку Маршака и Заходера. Может быть, лучше обращаться к хорошим стихам профессионалов, а беседуя с детьми, показать, как выполняется тот или иной элемент?Практическая ценность разработки.Почти в каждой работе, присланной на конкурс, учитель может найти для себя что-то интересное. Редки разработки, где весь материал копируется из учебников или пособий. Конечно, этими материалами можно и нужно пользоваться, но цель нашего конкурса – представление личных находок.Активное участие детей в мероприятии, реализация программ.К сожалению, представлено много работ, ограничивающих творческий потенциал детей. Часто присутствует старая схема ведения урока – «делай как я». Нельзя забывать о современных требованиях к уроку – учитель не единственный носитель истины, а дирижер оркестра, он организует урок, создавая творческую атмосферу для учеников, помогая детям максимально выразить себя.Во многих разработках тщательно описываются цели и задачи, методика, но дети при этом выполняют роль пассивных исполнителей воли учителя, урок проходит по старинке, а фразы о новых стандартах, новых подходах к уроку лишь декларируются.Оформление материалов, грамотность (терминологическая, орфографическая и т. д.).Некоторые авторы вкладывают в свою папку все знаки своих личных заслуг, дипломы, вырезки из статей и т. д. Вы молодцы, но у нас не конкурс документов, а состязание методических разработок. Вторая беда – грамотность. Орфографические ошибки сводят на нет все ваши достижения. Увлечение терминологией усложняет восприятие, теряется мысль, приходится буквально прорываться в дебрях повествования. А как же воспринимают такой язык дети? Не секрет, что лучшие методисты, ученые умеют просто и доходчиво выразить свои мысли. Может быть, стоит брать пример с них? Как понять такие выражения: «психические новообразования многозначных явлений…», «…ценность новой технологии состоит в наличии разных точек зрения…»? Создается впечатление, что все наукообразные обороты просто бездумно списываются из методичек и дополнительной литературы. Ценность представляют ваша индивидуальность и неповторимость, ваша изюминка, которую вы придумали и применили в своей работе.И последнее. Обилие материалов от одного автора. Эта проблема повторяется из года в год. Не количество, а качество определяет ценность ваших материалов. Может быть, лучше прислать один, но хорошо проработанный?Все эти недочеты не умаляют общую оценку присланных работ. Уважения и внимания заслуживает каждый автор.Хочется выделить следующие работы.Номинация «Организация внеклассной работы по предмету»Людмила Петровна Головина, Галина Владимировна Гордеева, город Владимир, средняя школа №6.Сценарий комплексной интегрированной игры на основе изучения материала по истории и культуре Древней Греции «Аполлония» (для 5-х классов).Хороший пример интеграции на уроке. Вариативность заданий, творческий подход к их решению позволяют вовлечь в занятие большое количество детей и раскрыть их личностные возможности. Цель игры – создать целостное представление об историческом и художественном наследии Древней Греции – достигнута.Людмила Егоровна Шмакова, Елена Владимировна Суханова, городской Центр детского творчества, Омск.«Презентация фирмы» (12-14 лет).Интересны система конкурсов, позволяющая ученикам максимально проявить себя в разных номинациях, разработка системы оценок, современный подход к форме выполнения заданий.Ольга Валентиновна Шендрик, станция юных техников, Кабардино-Балкарская Республика, город Прохладный.Внеклассное мероприятие «Сказочное путешествие по станции юных техников».Знакомство с работой объединений станции стимулирует мотивацию детей. Присутствует игровая форма работы, когда дети, перемещаясь из кабинета в кабинет, делают для себя маленькие открытия.Номинация «ИКТ в образовательном процессе»Нурманбет Тангаторович Зарманбетов, Нариманская средняя общеобразовательная школа имени А.Б.Асанова, Республика Дагестан, Ногайский район, село Нариман.Авторская программа «Народные художественные промыслы ногайцев на уроке технологии (для девушек 8-11-х классов)».Ценность разработки – бережное отношение к традиционным народным промыслам. В ней есть практические рекомендации по выполнению изделий из шерсти и войлока, подробные технологические карты, пошаговые инструкции каждого урока. Содержание программы предусматривает подготовку учащихся к сознательному выбору профессии по окончании школы, использование знаний и умений в жизни.Наталья Николаевна Щетинина, детская школа искусств, с.п. Солнечный, Сургутский район, Тюменская область.Учебная программа «Формирование этнического самосознания детей через освоение национальной культуры».Программа помогает понять смысл и ценность народных традиций в жизни современного человека, учит толерантности. Предложены интересные формы усвоения знаний – разучивание произведений фольклора, слушание народной музыки, знакомство с традициями и обрядами коренных народов Севера. Практические занятия – мини-спектакли, концерты. Интересен раздел «Отношение к детству в культурах разных народов».Номинация «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе»Оксана Алексеевна Мокроусова, средняя школа №1, Мичуринск, Тамбовская область.Уроки «Твое здоровье в твоих руках» (5-8-е классы), «Сказочное здоровье» (5-й класс).Удачно использован метод проектов. Дети проводят исследования и выполняют практическую работу (газеты «Сказочное путешествие в страну Здоровья», листовки, буклеты).Номинации «Технологии и методики преподавания»Наталья Николаевна Логинова, детский сад №41 «Дружные ребята», Республика Татарстан, город Альметьевск.«Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами».Представлены многочисленные техники и материалы, позволяющие детям свободно фантазировать.Применение разнообразных техник предлагает в своей работе и учитель Елена Юрьевна Швыденко, средняя школа №15, Удмуртская Республика, город Глазов.Хочется выделить работы авторов, которые трудятся в коррекционных школах.Татьяна Николаевна Герман, красноярская специализированная школа-интернат VIII вида №5, Красноярск.«Практическое руководство по изготовлению сувениров».Четкий, грамотный материал. Автор предлагает использовать общедоступные материалы, простейшие инструменты. Оригинальные техники позволяют всем детям справиться с заданиями. Работы выполняются по модулям, которые делятся на блоки. Представлены два модуля – художественная обработка бумаги и художественная обработка опилок.Марина Вениаминовна Дьяконова, Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский край, село Павловск.Кружок «Юная мастерица».Автор предлагает серию занятий, цель которых – подготовка детей к самостоятельной жизни и труду («помочь сейчас, чтобы легче было потом»). Это и вышивка, и аппликация, и мягкая игрушка, и изготовление костюмов. К сожалению, отсутствует описание методик.В последнее время место нашего предмета в школе недооценивается, несмотря на то что наука и практика много лет доказывают значимость предметов искусства в развитии детей. Тем не менее «Учительская газета» ждет от вас новых открытий, находок, тонкостей мастерства в освоении искусства в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте