Всероссийская проверочная работа – важный рубеж, на котором оцениваются знания школьников и мастерство учителя. Чтобы подготовка к ней не стала авралом и не сопровождалась эмоциональными перегрузками, педагог выстраивает работу поэтапно, органично встраивая тренировочные задания в учебный процесс. Здесь принципиально важно, чтобы подготовка к ВПР проходила по учебным пособиям, варианты которых соответствуют вариантам заданий демоверсии ВПР и ФГОС, и лето для учителя – лучшее время, для того чтобы ознакомиться с новыми методическими материалами и запастись правильными учебными пособиями. Хочу поделиться с коллегами своим мнением об одном из таких изданий, которое совсем недавно появилось на полках книжных магазинов. Это учебное пособие «Всероссийская проверочная работа. Биология: 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС/ Н.А.Богданов», вышедшее в издательстве «Экзамен» в 2018 году. Пособие рекомендовано учащимся 6‑х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания. А теперь от общего к частному, то есть к детальному разбору предложенных заданий…
Однако, перед тем как начнем разбирать представленные в пособии задания, хочу вернуться месяцев на семь назад и поделиться своим опытом. Я преподаю биологию почти во всех классах, в том числе и в параллели пятых. В прошлом учебном году, как и многие мои коллеги, участвовал с пятиклассниками в ВПР по биологии. Сразу скажу, результаты по моим классам, мягко говоря, не очень порадовали. Впрочем, как выяснилось позже, не только по Санкт-Петербургу – городу, в котором я живу и работаю, но и в целом по стране наблюдалась примерно та же картина. Причина в том, что многие задания не совпадали с содержанием учебников. К примеру, известно, что пропедевтического курса «Введение в естественно-научные предметы» в школьной программе нет, а курс ботаники поделен на два года. Так вот, задания в пособии для пятых классов содержали вопросы по материалу за шестой.На этой ноте с оглядкой на прошлый учебный год и перейдем к разбору пособия издательства «Экзамен» для учеников второго года изучения курса ботаники (назовем их так). В моем случае курс за шестой класс имеет название «Биология. Многообразие покрытосеменных растений». Буду рассматривать данное пособие именно исходя из моего УМК.Хочу сразу отметить, что порадовало количество вариантов, достаточное для разделения класса на несколько рабочих групп.К несомненным достоинствам учебного пособия относится также грамотная визуализация важных понятий и явлений, органично встроенная в содержательную тестовую основу. Иллюстрации выполнены качественно, достаточного масштаба и хорошо узнаваемы. Растения, представители животного мира, рисунки и схемы, иллюстрирующие физиологические процессы, точны с точки зрения науки, понятны ученикам и замечательно дополняют учебный материал, что немаловажно. Ученики шестых классов нередко опираются на зрительную память, так же хорошо у них получается проводить зрительные ассоциации, а качественный и правильный рисунок им в помощь. Такая продуманная структура подачи учебного материала залог успешного написания проверочной работы.Перейдем непосредственно к самим заданиям. В каждом варианте их 10, и каждое включает в себя от одного до четырех подзаданий, буду называть их так с позволения авторов пособия. Задания под соответствующими номерами в своих вариантах однотипные. Поэтому разберем задания первого варианта, сравнивая их с заданиями других вариантов.По традиции первое задание в контрольной или самостоятельной работе должно быть легче остальных, в особенности для пятых и шестых классов. Ученик с ним легко справляется, а значит, всей 45‑минутной работе будет задан позитивный настрой.В пособии полностью выдержан данный алгоритм: первые задания разных вариантов интересны и достаточно просты. Ученики в конце шестого класса должны прекрасно знать царства живой природы и признаки, по которым те или иные объекты живой природы относят к этим царствам, принципы деления организмов на одноклеточные, многоклеточные и неклеточные формы. А именно эти знания понадобятся им для успешного выполнения первого задания. И несмотря на то что ученики еще не знакомы с курсом зоологии, убежден, что с такое задание, как подписать названия животных, изображенных на рисунках, для них не составит труда. Краб, акула, улитка, карп, олень, голубь – эти животные знакомы всем.Все задания под цифрой два связаны со строением микроскопа. Базовый рисунок всегда один и тот же. А вот задания к нему всегда разные. Ученикам предлагается обратить внимание на отдельные части и механизмы микроскопа; при этом соблюдается принцип индуктивного умозаключения: от частного к общему. Здесь тоже все достаточно просто, ведь строение микроскопа и правила работы с ним ребята прошли в пятом классе. С заданием справятся многие. Ну и, конечно, символично – микроскоп, пожалуй, один из самых главных инструментов как начинающего, так и опытного биолога. Сейчас совершенно невозможно представить, как бы развивались без микроскопа такие области знаний, как биология и медицина. Этот прибор является незаменимым инструментом для исследовательской и научной деятельности.Задание номер три. Здесь представлены виды работы с иллюстрацией отдельно взятой растительной клетки либо растительной клетки в составе целого организма плюс вопрос на общее увеличение микроскопа – прослеживается связь с предыдущим вопросом. Это отлично! Работа должна иметь целостную структуру. Графические изображения клеток понятны, органоиды узнаваемы.Кроме того, задание номер три «Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения» по своей форме похоже на задание такого типа в ОГЭ или ЕГЭ по биологии. Таким образом, соблюдается принцип преемственности, ведь мы готовим детей к итоговым экзаменам из года в год. И это очень большой плюс пособия, так как систематическая подготовка к экзаменам в идеале начинается как раз в пятом-шестом классах.Разбирая задание номер четыре, посвященное физиологическим процессам, которые происходят в растениях, хочется отметить, что на уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и физиологическими процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение, заполнить соответствующие таблицы, построить нужный график. Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, школьники извлекают полезную информацию самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя. Чем вам не ФГОС второго поколения? Если ученики выполняли в течение года все лабораторные работы, заложенные в курсе биологии за пятый и шестой класс, проблем с выполнением этого задания не будет. Спасибо автору, Николаю Александровичу Богданову, за то, что включил данное задание в пособие.Пятое задание – морфология растений. Именно на таких заданиях «посыпались» мои ученики пятых классов прошлой весной. Нет в курсе пятого класса таких тем. Но зато есть в шестом. В данном пособии эти задания актуальны и соответствуют содержанию материала пятого класса. Рисунки схематичны, понятны и качественны. Вопросы сформулированы четко и правильно. Вообще формулировка вопросов для пяти- и шестиклассников – дело тонкое. Автор пособия справился с этим блестяще.Переходя к следующему, шестому, заданию, не могу не процитировать утверждение великого ученого К.М.Бэра: «Углубленное изучение уже известных групп, все более разъясняя их взаимные соотношения, будет требовать других сопоставлений или, точнее сказать, перестановки членов. Нам кажется, что естественная система всегда будет подвергаться постоянным изменениям, так как каждая попытка может быть выполнена только в связи с состоянием научных знаний своего времени». Как раз этому высказыванию и посвящено задание номер шесть. И снова не удержусь: отдельная благодарность автору за то, что включил в работу задание на знание таксонов и принципов иерархии в науке систематике.Межпредметность – современный принцип обучения. Задача учителя – стараться показывать ученику начиная с первого класса целостную картину мира, взаимосвязь наук и знаний. Составители сборника удивили и порадовали своим творческим, дальновидным и профессиональным подходом к этому ракурсу учебного процесса. Действительно, почему бы задания, отражающие данный принцип, не включить в проверочные работы?! Данный принцип нашел отражение в задании номер семь. Работа с графиками, динамикой численности – все это указывает на симбиотические отношения таких наук, как биология и математика. И опять же напомню: такие задания встречаются на ОГЭ и ЕГЭ.«Известно, что для прорастания семян необходимы определенные условия» – такой фразой начинается текст задания номер восемь в каждом из десяти вариантов. Как вы уже поняли, речь идет о теме «Прорастание семян». На первый взгляд задания во всех вариантах достаточно однообразны, и у учителя может возникнуть вопрос: почему на такую частную тему выделен целый блок? Кроме того, в каждом задании есть подзадания, так вот, в блоке номер восемь их целых три. Думаю, не стоит сетовать на избыточность материала, а активно использовать предложенные задания в урочной и внеурочной деятельности для лучшего усвоения детьми этой важной темы.А вот задание номер девять – заполнить таблицу по готовому шаблону, – на мой взгляд, слишком легкое для шестиклассников. Уверен, что подавляющее большинство учеников справятся с ним без особого труда, что в свою очередь повлияет на объективность оценки за всю работу в целом. Да, согласен, ситуация успеха должна быть, об этом я говорил выше, но своим ученикам стараюсь давать задачки посложнее.Наконец завершающее, десятое, задание. Эволюционное древо, которое можно встретить в каждом втором кабинете биологии. В этом задании все с точностью до наоборот по сравнению с предыдущим. С распределением животных по их средам обитания, полагаю, многие ученики справятся. Но вот определить, что виноградная улитка относится к типу моллюски, а амеба обыкновенная относится к простейшим, это вряд ли. Эти темы ждут ребят как минимум через полгода. Прогнозирую, что ошибок в выполнении заданий «на вырост» будет допущено много. В конце седьмого класса обучения этот вопрос пришелся бы кстати.В своем обзоре я старался быть предельно объективным, и некоторые критические замечания нисколько не умаляют достоинства нового пособия, которые, уверен, будут оценены и успешно использованы моими коллегами-практиками на уроках биологии в 6‑х классах общеобразовательных школ. Сборник наполнен богатым содержанием, учебные материалы соответствуют требованиям стандарта среднего биологического образования, прекрасно встроенный графический материал способствует лучшему усвоению темы. В учебном пособии соблюдены психолого-педагогические требования к содержанию и оформлению учебного издания подобного профиля. Оно позволит учащимся осуществлять самоконтроль усвоения материала при подготовке к ВПР, олимпиадам или ЕГЭ, а также может применяться учителями для текущего контроля знаний на уроках. И, конечно, смело можно рекомендовать это издание родителям, заинтересованным в хороших знаниях своих детей по биологии и их успешных результатах на проверочных работах, для использования на «домашних дополнительных курсах». Тренировка в спокойной и доброжелательной семейной обстановке, в комфортном для школьника режиме поможет закрепить усвоенный материал и добавит уверенности в своих знаниях.Хочется выразить благодарность автору, редактору, художнику и дизайнеру замечательного учебного пособия, а моим коллегам пожелать творческих успехов и увлеченных наукой биология учеников.
Максим РЫЖОВ, учитель биологии высшей категории, замдиректора по УВР, руководитель клуба «Научный переворот» школы №619, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, Санкт-Петербург
Комментарии