search
main
0

Узнай размер своей шапки. Приемы, направленные на формирование учебно-познавательной компетенции

образования большое внимание уделяется проблеме формирования ключевых компетенций. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. «Чтобы считать, – писал Ф.Энгельс, – надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но и обладать уже и способностью отвлекаться от этих предметов, от всех прочих их свойств, кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт исторического развития».​Специальные исследования В.А.Кру­тецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала, например: схватывание формальной структуры задачи, способность к быстрому и широкому обобщению, способность мыслить свернутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, математическая память. Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся с недостатками интеллектуального развития сформированы слабо, поэтому главная задача коррекционных школ – формирование учебно-познавательной компетенции как необходимое условие для коррекции дефектов в развитии учащихся и дальнейшей их социализация.

1. Урок по теме «Порядок действия в примерах»

Задание: расставьте знаки арифметических действий и скобки, чтобы получились верные равенства: а) 5 5 5 5 = 26; б) 5 5 5 5 = 30.

Какими правилами пользовались при выполнении заданий?

Задание: между цифрами 1 2 4 5 6 7 8 9, записанными в указанном порядке, поставьте знаки сложения и умножения так, чтобы полученное выражение имело значение 100.

2. Урок по теме «Четные и нечетные числа»

Задание: продолжите каждый ряд и определите закономерность: а) 1, 3, 5, 7… б) 2, 4, 6, 8…

3. Урок по теме «Таблица умножения», «Таблица деления»

Задание: продолжите ряд чисел и определите закономерность: а) 4, 8, 12, 16, 20… б) 20, 16, 12, 8, 4…

4. Игра «Внимание»

Задание: ученики рассматривают рисунки, цифры или знаки в течение 3 секунд, затем запоминают и зарисовывают или записывают их. Постепенно количество рисунков, цифр, знаков увеличивается.

5. Игра «Куча мала»

Задание: учащимся предлагается запомнить сначала три, а затем пять, шесть, семь чисел. Называются числа один раз, ученики записывают их, затем складывают последовательно каждые два числа, постепенно игра усложняется и видоизменяется.

6. Игра «Три дорожки Ильи Муромца»: используется знание таблицы умножения

Первая дорожка: ученики записывают названный ряд чисел.

Вторая дорожка: ученики поочередно складывают числа первого ряда.

Третья дорожка: ученики перемножают числа первого ряда.

7. Математический диктант «Да» – «Нет»

Задание: зачитывается утверждение, если ребята согласны, то записывают ответ «да», если не согласны, записывают ответ «нет».

Например, диктант по теме «Сложение вычитание в пределах 100»:

1) сумма чисел 15 и 5 равна 20;

2) число 9 больше числа 12 на 8;

3) число 16 находится при счете между 17 и 18;

4) 84 – это разность 80 и 4;

5) число 14 больше числа 11;

6) 10 увеличить на 6 получится 18.

8. Математический диктант «Русское лото»

Задание: сообщается, что на уроке будем играть в «Русское лото», раздаются билеты. Ученики должны устно выполнить вычисление, найти в билете полученное число и зачеркнуть его. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел должно быть в билете? Выигрывает ученик, который вычеркнул все числа правильно.

9. Числовой диктант

Дети с недостатком интеллектуального развития очень плохо ориентируются в математической терминологии: для некоторых увеличить – это вычесть. Они не знают, какой ставить знак при нахождении суммы, разности, произведения, частного, поэтому практически во всех видах диктантов используются математические термины.

Например, диктанты, где только два числа:

а) найди сумму 14 и 2;

б) найди разность 14 и 2;

в) найди произведение 14 и 2;

г) найди частное 14 и 2;

д) увеличь 14 на 2;

е) увеличь 14 в 2 раза;

ж) уменьши 14 на 2;

з) уменьши 14 в 2 раза

Какие ответы получились одинаковыми? Почему?

10. Прием «Меткий стрелок»

Задание: соедините стрелами равные между собой значения. Какое число лишнее? Почему?

450 мм 40 дм

4 м 45 см

300 см 1 км

1000 м 3 м

11. Прием «Допиши в каждый столбик по одному числу»

401 533

503 644

605 755

12. Прием «Поставь недостающее число»

а) 1 2 3 2 5 3 3 ? 4

13. Задание: среди данных чисел зачеркни два числа. Сумма оставшихся чисел должна быть равна 10: 1, 2, 3, 4, 5.

14. Тренажные карточки

Работа по данным карточкам организуется, как правило, в начале урока. Оптимальное время для такой работы – 5-10 минут. Лицевая сторона карточки содержит математические выражения, обратная сторона – значение этих выражений. В тренажной карточке 8-10 примеров. Каждый ученик получает карточку, карточки все разные. Сначала работают по одной карточке: один в роли учителя другой в роли ученика, затем меняются ролями, а потом и карточками и переходят в другую пару. Задача – решить как можно больше карточек за данное время.

15. Игра «Контролер»

У доски три ученика решают примеры, а трое контролируют их и оказывают помощь, если она необходима. Контролеры оценивают выполнение задания.

16. Задание: дать характеристику числу.

17. Задание: из данных цифр составьте как можно больше чисел: 3, 8, 7, 5, 0.

18. Задание: используя прямую и точку, начертите как можно больше геометрических фигур.

19. Задание: напишите известные вам математические слова.

20. Тест-таблица

На доске вывешивается таблица ответов.

Задаются вопросы:

А) Из начерченных фигур выберите квадрат.

Б) Из ряда чисел выберите наибольшее.

В) Выберите ответ к задаче: Юра сделал 84 кораблика, 19 корабликов подарил другу. Сколько корабликов осталось?

Г) Выберите ответ к примеру: 424 – 24.

Д) Из ряда чисел выберите наименьшее.

Е) Выберите соседей числа 184.

21. Задание: расшифруйте пословицу, используя ответы примеров. Задание можно усложнить, предложив расшифровать слово, разложив ответы на разрядные слагаемые.

22. Игра «Назови меня»

Задание: что за зверь все лето ест и роет, роет и ест? Ест траву до 1,5 кг в день, гусениц, жуков, улиток. Роет нору до 7 м глубиной, а на поверхности вырастают земляные холмы до 18 м в поперечнике, высотой около 1 м.

Используя блок-схему, назовите зверя:

2 х 4 – 5 + 6

23. Игра «Найди ответ»

Какая обезьяна самая крупная?

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь блок-схемой:

Мартышка – 31.

Орангутанг – 26.

Горилла – 28.

Игрунка – 34.

Дается справка о горилле: гориллы обитают в Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. С наступлением ночи родители строят на деревьях жилища из сучьев. Длина тела гориллы 2 м, ширина плеч 80 см. Это исключительно миролюбивые животные. Они ни на кого не нападают. Между собой ссорятся редко и во всем подчиняются вожаку.

24. Решение практико-ориентированных задач

а) Зима в Арктике длится 90 дней. Из них 56 дней мели метели, 10 дней шел снег. Сколько дней было без озадков?

б) В сутки через легкие человека проходит около 10 литров воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за неделю, месяц, год?

в) Промышленные города не могут существовать без защитных зеленых зон. В Москве парки и скверы занимают 36000 гектаров, а около Москвы зеленых насаждений на 139000 гектаров больше. Какова общая площадь зеленых насаждений Подмосковья?

г) Представьте, что вы начинающие фермеры, вам выделена земля общей площадью 10 га. Предлагается рационально распределить данную площадь под овощные культуры на ваш выбор. Выбор обоснуйте.

25. Задания практического характера:

– узнай размер своей шапки;

– измерь длину ступни, руки;

– расскажи, какие действия необходимы, чтобы определить длину шага. Удобно ли это делать одному?

– определение веса продуктов;

– определение площади и периметра класса;

– подсчет платы за электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте