search
main
0

Успех порождает успех

Н.ПАРХОМЕНКО, директор школы №1384: – Сегодня в прессе можно встретить много рассуждений об образовании, учителе, классном руководителе – интересных и не очень, глубоких и поверхностных, ярких и обычных, традиционных. Для всех очевидно, что школа и учитель играют в жизни ребенка большую роль. От того, какой опыт получит на школьной скамье каждый ученик, зависят его самоопределение и социализация, личное самочувствие и успешность в жизни, профессиональная карьера, даже семейная жизнь.

Наш педагогический коллектив задачу организации воспитательного процесса школы считает одной из самых важных. Образовательная деятельность будет успешной при условии существования благоприятной среды для выстраивания отношений с товарищами, учителями, реализации индивидуальных потребностей и запросов. На формирование воспитательного пространства оказывают влияние многие структуры в школе и вне ее. Мы разделили их на три группы: школа, родители, внешкольное пространство. Если родители и педагоги – союзники, то это залог успешной деятельности на благо ученика.

Если воспитательные и образовательные цели в школьном коллективе совпадают, дополняют и обогащают друг друга, есть предпосылки и условия для становления всесторонне развитой гармоничной личности.

Для формирования именно такого образовательного пространства инновационного типа в рамках городской экспериментальной площадки по воспитательной деятельности мы ищем пути совершенствования воспитательного процесса. Нашему педагогическому коллективу и всем, кто занимается близкими проблемами, необходимо продумывать и правильно планировать работу с участниками учебно-воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями. Поддержать растущего человека в его развитии классному руководителю помогают учителя-предметники, психологи, социологи – все, кто работает в школе. Классный руководитель становится проектировщиком образовательного и воспитательного процесса.

Очень важную информацию об уровне развития классных коллективов, о межличностных отношениях, о мотивации в делах класса и школы, потребности в общении, нравственном сознании школьников педагоги нашей школы получили по итогам мониторинга учащихся 5-11-х классов в рамках программы эксперимента. Дополнили информацию результаты проведенного социомониторинга, показавшие уровень развития учащихся в социальном плане. На основе полученных данных стало возможным обосновать и выстроить технологичные реально достижимые цели и задачи деятельности классного руководителя и учителя по созданию детского коллектива, определить технологию достижения этих целей, проектировать ближайшую зону развития ребенка.

Залогом успешности намеченных планов стала позиция педагогического коллектива. При неформальном подходе к делу всегда выделяется творческая группа единомышленников-энтузиастов. Так и среди классных руководителей образовалось «Содружество классных руководителей», члены которого нацелены на творчество, нетрадиционный подход к делам, на сотрудничество с учащимися, с учеными, серьезно занимающимися проблемами воспитания, психологами, на обсуждение и решение проблемных вопросов, на создание ученического самоуправления. Вместе с Центром наставничества МГПИ мы отрабатываем модель взаимодействия «учитель – ученик – родитель», считая, что это перспективное направление в работе школы, которое даже можно считать стратегическим.

Не секрет, что самым интересным при проведении праздников, классных часов, экскурсий, турниров, конференций, творческих вечеров, разнообразных внеклассных мероприятий становится именно подготовка мероприятия, когда в подготовительную деятельность включены все – учащиеся, учителя, родители. В этом случае их объединяют общее дело, идеи и неформальное общение. Именно в таком формате коллективных общих дел и формируется детско-взрослое сообщество, появляются навыки общения и работы в команде, убеждения, готовность к партнерским отношениям, умение слышать и принимать мнение другого.

Один из важнейших путей формирования у учащихся полезного для жизни коллективизма, конструктивного отношения к социальным инновациям – участие в общешкольных или групповых проектах, исследовательских работах. Для нашей школы такими проектами стали: общешкольный проект по присвоению школе имени почетного выпускника первого, 1953 года, выпуска – золотого медалиста, выдающегося ученого, профессора, доктора физико-математических наук, генерального конструктора НПО «Алмаз» А.А.Леманского; «Школьная газета «Двенадцать в квадрате»; «Школьный музей Приморской армии», научное общество учащихся «Двенадцать в квадрате», «Содружество математиков».

Важно всегда помнить: в педагогике нет мелочей. Все начинания надо доводить до логического конца, научиться ставить себя на место своего ученика, быть добрым, а не добреньким; требовательным, но умеющим понять обстоятельства и, если надо, быть снисходительным к промахам и ошибкам, обусловленным позитивными целями. Полезно всегда помнить также слова известного артиста Зиновия Гердта: «Учитель и актер – не профессии. Это предназначение!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте