«Старый друг лучше новых двух». Эту русскую пословицу нередко можно услышать от учителей в ответ на рекламу новых учебников. Сегодня в федеральном перечне по каждому предмету есть несколько вариантов учебных пособий, но ни один учитель не откажется от старого проверенного учебника, не зная толком новый учебно-методический комплект. Понимая это, издательство «Дрофа» не ограничивается выпуском новых учебников, а в буквальном смысле несет их учителям. О том, почему так важно работать с учителями, что такое экспериментальные площадки издательства, и как их можно организовать в своем регионе, – обо все этом мы беседуем с начальником учебно-методического отдела издательства «Дрофа» Юлией Генриховной Бадонышевой.
– Недавно на одной конференции я слышала, как крупный чиновник из Министерства образования сказал о «Дрофе»: здесь умеют не только делать хорошие учебники, но и грамотно продвигать их на рынке. Непосредственная работа над тем, чтобы учителя в школах переходили на учебники вашего издательства, информирование педагогов о новых учебно-методических комплектах, – это задачи, которые решает ваш отдел. Вы работаете практически со всеми регионами нашей страны. Скажите, с чего начинается ваша работа с потенциальными заказчиками, учителями?
– Происходит это по-разному. Чаще всего cначала в регион едут наши сотрудники, «на разведку»: знакомятся с руководителями институтов повышения квалификации, методистами, выясняют, какие учебно-методические комплекты здесь будут востребованы. Собранная информация передается нам в отдел. Но нередко бывает и так, что нам звонят из регионов, или мы получаем письма с просьбой познакомить учителей с теми или иными нашими учебниками, научить по ним работать. Мы едем в регион и проводим там семинары. Как правило, это в большей степени информационные семинары: мы рассказываем о своих учебниках, о новых средствах наглядности, о продукции нашего издательства по тем предметам, которые вызвали интерес. Сейчас, например, в регионах активно интересуются учебниками для профильной школы.
После того как учителя в регионе через систему ИПК познакомились с нашими учебниками, мы обычно организуем для них встречу с автором учебных пособий для того, чтобы каждый учитель мог не просто перейти на новый учебник, рассчитывая только на свои опыт и силы, но понять и принять методику, заложенную авторами предлагаемого пособия.
Эти встречи играют особую роль в деле продвижения учебника. Во-первых, никто лучше автора не расскажет об учебнике, не объяснит все нюансы работы с пособием, не ответит на все вопросы. Ну и конечно, после знакомства с автором у многих учителей уже через личную симпатию возникает и доверие к его учебнику, желание поработать именно по этой книге.
– И как часто «Дрофа» проводит такие семинары?
– Около 600 семинаров в год по всей стране. Только в этом марте мы организовали и провели более 60 семинаров как авторских, так и методических в 27 регионах, где собирали полные аудитории учителей и методистов.
– Расскажите подробнее об экспериментальных площадках. Где их можно организовать? Как вообще возникла идея создания такой формы взаимодействия издательства с учителями?
– Экспериментальные площадки нашего издательства по отработке методики преподавания и анализу результатов обучения по тому или иному учебно-методическому комплекту работают вот уже 6 лет. Идея их организации принадлежит одному из руководителей «Дрофы», автору учебников по биологии В.И.Сивоглазову. То есть сначала это была наша инициатива: организовать в регионах при департаментах образования или институтах повышения квалификации группы методистов и учителей, которые в порядке эксперимента поработали бы в течение года по нашим учебникам. Мы со своей стороны бесплатно обеспечиваем такие группы полным комплектом учебно-методической литературы. А учителя обязуются проводить определенные исследования качества знаний, полученных детьми, и знакомить нас с результатами своей работы. Мы стараемся, чтобы такие площадки были в каждом регионе, чтобы все учителя имели возможность поработать с новым учебником. Ведь заказывать неизвестное, не будучи уверенным, подойдет тебе и твоим ученикам или нет, – все равно что покупать кота в мешке. А вот после работы с учебником на экспериментальной площадке многие учителя заказывают их, уже точно зная, что родительские или бюджетные деньги не будут потрачены впустую.
– Можно ли организовать экспериментальную площадку на базе отдельной школы?
– Такой опыт есть. Но на наш взгляд, это не совсем правильно. Руководить экспериментальной площадкой должен методист, который может грамотно оценить результат эксперимента, обобщить опыт участвовавших в эксперименте учителей, провести семинар для учителей региона. На наших экспериментальных площадках учителя в течение года работают по новым учебникам и выступают на семинарах перед своими коллегами из других школ. Часто мы просим, чтобы о работе площадки дали информацию в региональных СМИ. Но не менее важна для нас и исследовательская работа, которую ведут сами учителя. Они не только используют достоинства учебника, но на практике видят и его недостатки. И для нас это очень важно. Многие замечания учителей, о которых они нам пишут в своих отчетах, мы стараемся учитывать при последующих переизданиях учебников, таким образом, наши учебники имеют возможность «совершенствоваться».
Как правило, в конце года мы для методистов и учителей, которые работали с новыми учебниками, устраиваем «круглый стол» в том регионе, где проходил эксперимент, на который приглашаем автора пособия. И вместе обсуждаем результаты проведенной работы.
– Все ли ваши авторы выезжают в регионы, ведь известно, что многие «маститые» авторы – люди далеко не молодые?
– Действительно, далеко не все наши авторы имеют возможность выехать в регион, и большинство из них живут в Москве. Поэтому мы проводим такие семинары по разным предметам в Москве на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Для участия в них мы приглашаем методистов со всех регионов. Именно здесь им предоставляется возможность увидеть работу «Дрофы», все издания – как известные, так и совсем новые, узнать о проектах издательства, о планах на перспективу. Такие встречи всегда проходят с огромным успехом, потому что методист может полистать все книги издательства, любому автору задать вопрос, высказать свои предложения и замечания и, кроме того, пообщаться с коллегами из других регионов, обменяться с ними опытом работы.
Иногда межрегиональные семинары мы проводим и в регионах. Недавно такой семинар по биологии прошел в Санкт-Петербурге. Учителя из Северной столицы показали открытые уроки по новым учебникам. В рамках семинара прошли «круглые столы» по наиболее актуальным вопросам преподавания.
– Юлия Генриховна, все же семинар – это не догма, не единожды утвержденная форма, это скорее живое общение, обмен мнениями, опытом. Возможны ли какие-нибудь педагогические эксперименты в рамках ваших семинаров?
– Безусловно. У нас был интересный опыт на межрегиональном семинаре по биологии. Мы пригласили на семинар псковского методиста Кириленкову В.Н. и ее учителей, и они предложили дать несколько открытых уроков в московской школе по учебнику Н.И.Сонина с целью поделиться опытом своей работы с московскими учителями по этому учебному комплекту. Методист и два учителя провели открытые уроки – активность и заинтересованность детей были потрясающими. Ученики и после занятий не выпускали из рук понравившиеся им учебники. Это лишний раз подтверждает, что правильное использование методики преподавания, заложенной в учебнике, дает столь высокие результаты.
– Было ли когда-нибудь такое, что новый учебник не нашел своей аудитории?
– Конечно же, случается так, что отдельные учителя, поработав с новыми учебниками, все же не переходят на них. Для этого и существует несколько линий учебников по каждому предмету, чтобы учитель мог выбрать именно то, что больше соответствует его индивидуальности. Иногда получается, что, выбирая новый учебник, кажется – работать по нему будет нетрудно, а на практике учитель сталкивается с тем, что приходится перестраивать всю свою работу, и это оказывается непреодолимо сложным. Да, действительно, старыми методиками работать по новым учебникам нелегко. Лучше грамотно переучиться… Но все же на педагогическом поприще и сегодня работает очень много энтузиастов. Я преклоняюсь перед работой учителей и методистов регионов, которые откликаются на новые идеи, тянутся к современным подходам в обучении, не боятся учиться сами.
– А как относятся к своему участию в семинарах авторы, с таким же энтузиазмом? Ведь им приходится много путешествовать по всей стране…
– По правде говоря, не все авторы сразу поняли и оценили для себя пользу, которую дают им семинары. Надо несколько раз съездить в регионы, чтобы увидеть, как важно непосредственное общение с учителями. Педагоги ведь бывают разные: могут и вопрос каверзный задать, и высказать свое не самое, может быть, лестное мнение. И автор должен все принять и спокойно отнестись к критическим замечаниям.
Но чаще общение с людьми, для которых написан учебник, все же окрашено положительными эмоциями. Автору учебника, с одной стороны, приятно слышать отзывы о своем «детище» не только из уст экспертов, но и непосредственно от учителей. И с другой стороны, после знакомства с автором многие учителя решаются перейти на новый учебник. Но, пожалуй, самое важное, что во время этих встреч завязывается личное знакомство автора с методистами и учителями. Они обмениваются телефонами или электронными адресами.. На наш взгляд, создание такого общения, такой творческой среды, где есть место и автору, и издателю, и учителю, и методисту, как нельзя лучше отвечает целям не только нашего издательства, но и процесса образования в целом.
Комментарии