или В чем секрет формулы самоактуализации
От Маслоу к РИЛ-II
Во-первых, мы вычеркнули “саморегуляцию”. Вполне возможный фронт в работе школьного психолога или психологически ориентированного классного руководителя, помощь в саморегуляции выглядела весьма утопичной в деятельности учебного педагога.
Во-вторых, захотелось поконкретнее, поуже определить содержание других линий развития индивидуальности личности в учебном процессе.
И мы стали понимать: самопознание не более как познание себя как субъекта учебной деятельности и познание себя с использованием учебного материала; самоопределение как самостоятельно осознанные выборы учебных целей, заданий и форм учебной работы; самореализацию как проявление своих творческих возможностей в учебных заданиях, в учебных ситуациях; совместное развитие как восприятие учениками себя как источника развития других и других как источника своего развития.
Саморазвитие при более пристальном взгляде разделилось на два феномена, на почти синоним развития индивидуальности и на особенный, частный процесс, заключающийся в целенаправленном изменении себя ради собственного совершенствования. Но что же это такое: “стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей”? Именно это понятие венчает концепцию базовых потребностей человека замечательного американского психолога Абрахама Маслоу. По Маслоу, развитие личности, развитие индивидуальности происходит через удовлетворение потребностей физиологических, потребностей в безопасности; в любви и принадлежности, в уважении и признании. То, что без чувства безопасности (“Я не боюсь”), без принадлежности (“Мы вместе. Я – свой!”), без признания достижений (“Мой успех заметили и признали!”) невозможно личностно-ориентированное образование, почти очевидно, почти аксиома для гуманистически ориентированных педагогов. Вопрос в том, как такое развитие по ступенькам Маслоу обеспечить технологически?
Как оживляет
“живая вода”?
Ответ напрашивался простой и хорошо проработанный в социальной психологии – вербальные (словесные) и невербальные (несловесные) средства коммуникации, общения порождают безопасность или страхи, принадлежность или отчужденность, признание и отвержение. Осталось найти средства, работающие на несомненный позитив, на РИЛ, и задача в этот раз уж будет решена. И тут обнаружили массу замечательного, интересного и весьма прагматичного.
Во-первых, вербальная информация, на которую традиционно делает ставку учитель, производит на ученика порою весьма ограниченные действия. Легче и глубже проникает невербальное сообщение.
Во-вторых, язык невербальной коммуникации оказался не менее богатым и гибким, чем слово.
Сильная сторона вербальных средств не слова, а построение высказываний. Если построение обращений учителя к школьникам соответствует законам восприятия речи, то и словесные средства могут быть напрямую обращены к базовым потребностям человека.
Итак, мы уже создавали банк РИЛ – ориентированных коммуникативных техник, приемов и подбирали упражнения для педагогов, когда услышали один педагогический сюжет.
Жил-был учитель Виктор Иванович, знающий, требовательный, жесткий, непреклонный. Ребята его опасались, но, наступив на горло собственным страхам, работали – как тут не поработаешь.
И вот волею случая попал Виктор Иванович летом на сильный психологический тренинг, освоил много чего из коммуникативных техник, и вера его педагогическая изрядно сдвинулась к демократичности и гуманистичности.
Приходит наш герой первого сентября в школу, в свой класс, и начинает вести себя по-новому. Что тут началось! У ребят напряжение, недоумение, почти агрессия…
Что же произошло, задали мы себе вопрос, и поняли, что “живая вода” – это не только коммуникация. В каждом классе на каждом уроке в сознании учеников живет и работает образ конкретного учителя. И действие этого образа как результата всего прошлого опыта общения школьников с этим педагогом посильнее разворачивающихся в данный момент педагогических техник и приемов.
Но тогда возникает вопрос – какой образ должен поддерживать и развивать в сознании школьников учитель, чтобы имидж этот помогал на уроке развитию индивидуальности личности?
В психологии, в образовательной практике нашлось достаточно аргументов, чтобы весь комплекс черт РИЛ-имиджа объединить в два стержневых качества: Доброжелательность и Авторитетность. К первому “пристраиваются” безопасность, искренность, некорыстность учителя, к Авторитетности – компетентность, надежность, определенность, авторитет статуса.
Если хотите, чтобы ребята воспринимали вас как авторитетного и доброжелательного педагога, присоединяйте к вашему речевому поведению горизонтальные жесты, улыбку, визуальный контакт, вторгайтесь в ближнюю личную зону школьника (это в среднем меньше 45 сантиметров) только по его молчаливому или высказанному разрешению.
Но ведь не можем же мы контролировать и вовлекать в дело все свое поведение. Многое не зависит от нашего сознания. Это так.
Снова мерещилось, что мы добрались до приличной модели РИЛ в учебном процессе. Но появился новый вопрос-недоумение: “А что это за странный получается человекоучитель? Совершенно внешний! Задания, коммуникации, поведение… А каковы же те внутренние силы, что задают, включают то или иное поведение?”. Попытались хоть немного, чуть, через какую-то щелочку, заглянуть в этот сложный мир. Таких щелочек нашлось две: “внутренняя картина урока” (эмоционально окрашенные представления педагога о своих занятиях) и состояние учителя.
Какое же состояние педагога помогает, способствует РИЛ?
Тонус – по крайней мере средняя энергетичность. (Это не означает, что для учителей со слабой энергетикой, с легкоистощаемой нервной системой путь в РИЛ-обучение закрыт. Это означает, что такие учителя будут тратить значительные силы из своих резервов, и перед ними встанет проблема реабилитации, восстановления сил).
Устойчивость. С устойчивостью тоже не совсем просто. Конечно, по крайней мере средний ее уровень необходим.
Содержание. Здесь снова “заходы от Маслоу”. Повторим, при РИЛ-обучении требуется атмосфера безопасности, принадлежности, признания достижений. С точки зрения нашего теперешнего поворота это означает, что учителю нужно “излучать” безопасность, единение (“Мы – вместе! Я – с вами!”), включенность на школьника (“Я чувствую, вижу тебя!”). Для большинства учителей заразить эмоционально школьников – это иметь эти состояния в той или иной мере и в себе и уметь их транслировать в класс.
Поняв кое-что про “внутреннюю картину урока” и состояние учителя, мы решили: “Все, точка”. Вот она, вторая модель психолого-педагогических условий развития индивидуальности личности в учебном процессе (РИЛ-II). Сформулируем ее как обращение к учителю:
– Используй систематически учебные задания, учебные приемы, создающие возможность самопознания, самоопределения, самореализации, совместного развития школьников.
– Развивай стремление к самоактуализации, обеспечивая атмосферу безопасности, принятия и принадлежности, уважения и признания.
– Для этого заботься о своем имидже как человеке авторитетном и доброжелательном.
– Отбирай под себя, под свой интерес и свои особенности вербальные и невербальные техники, приемы, укрепляющие ваш имидж и ведущие к чувствам безопасности, принадлежности, признания достижений.
– Помни, что ты и внутренний человек. Используй свое эмоциональное состояние как рабочий прибор, излучающий “энергию”, устойчивость, безопасность, единство, включенность в успехи ученика.
Инновация… без новшества
И когда мы все это более-менее поняли, решились экспериментировать.
Точек по обучению педагогов было две: экспериментальные курсы для группы городских учителей и периодические семинары для их коллег в небольшой школе в селе Акшуат.
В первой серии экспериментирования набралось 24 класса. В 8 учителя выбрали линию “Самореализация”: еще в 8 – линию “Самоопределение”, оставшиеся взяли “Совместное развитие” и “Самопознание”. Какие же гипотезы проверялись в нашей с учителями работе и какие получились результаты?
Первая гипотеза: применение на уроках приемов организации учебной работы, направленных на РИЛ, увеличит количество школьников, ориентированных на задания, отражающие соответствующую линию развития индивидуальности.
Вторая: в классах, где состоится продвижение по основной (“взятой в работу”) линии РИЛ, увеличится ориентация и на другие линии.
Обе гипотезы в общем оправдались.
Приведем фрагменты уроков, которые давали наши учителя в процессе экспериментирования. Это ни в коем случае не образцы, а скорее иллюстрации возможных приемов, ходов организации РИЛ-ориентированной учебной работы (в рамках обычных школьных программ и традиционной поурочной организации учебного процесса).
Учитель Галина Георгиевна Александрова. “Линия самоопределения”.
Урок природоведения. 3-й класс. Тема “Путешествие по карте полушарий”. Самостоятельная работа на уроке “Проект путешествия”.
Задание. Представьте себе, что вы начальник экспедиции, которая отправляется в большое путешествие по Земле. Составьте проект такого путешествия: наметьте по глобусу или по карте полушарий его маршрут; решите, какие вам потребуются виды транспорта; подумайте, какие места на вашем маршруте будут самые главные и интересные для экспедиции; решите, в какой форме вы будете на следующем уроке отчитываться о путешествии; предоставьте дневник путешествия или рисунки с маршрутом, или интервью у его участников. И самое важное – объясните, почему вы выбрали такой маршрут и такой отчет.
Учитель Татьяна Николаевна Полякова. “Линия самореализации”.
Литература. 10-й класс. Заключительный урок по роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Перед уроком домашнее задание “Базаровское дерево”. (Составьте схему, графический образ отношений Базарова с другими героями романа).
На уроке все ребята по очереди предъявляют свои схемы, образы, ассоциации, выделяют и обосновывают наиболее значимые, с их точки зрения, связи и отношения Базарова. Учитель вопросами обостряет стремление высказаться и доказать свой взгляд на Базарова.
В конце урока ребята отвечают на два вопроса:
– Чьи выступления показались тебе наиболее интересными?
– Что в твоем выступлении было наиболее важно, ценно для тебя лично?
Учитель Татьяна Ивановна Мельникова. “Линия совместного развития”.
Французский язык. 9-й класс. Тема “Bon Voyage” (“Счастливого путешествия!”).
Задание “Самоуправляемое интервью”. Каждый готовит три вопроса по домашней теме, выбирает партнеров, они обмениваются вопросами, берут друг у друга интервью.
Задание “Выбор маршрута путешествия”. Работа в микрогруппах (3-4 человека). Группе выдается программа путешествия-визита и предлагается приготовить рекламу маршрута. Оценка за выступление-рекламу всем членам группы.
Задания. Работа в микрогруппах: “Литературный перевод стихотворения “Ma Normandie”. Оценка всем членам группы.
В конце урока школьники отвечают на два вопроса:
– Что ты получил от товарищей по микрогруппе, чему научился?
– Каков твой вклад в работу товарищей по микрогруппе?
Вот и все о нашем экспериментировании, точнее, о его первой серии. Сейчас в разгаре – вторая.
Сергей ПОЛЯКОВ
Ульяновск
Комментарии