Вряд ли можно встретить человека, который бы не смотрел по СТС сериал «Моя прекрасная няня». Это подтверждают его стабильно высокие рейтинги. В одних семьях папы тайно мечтают о том, чтобы у их отпрысков завелась такая же няня Вика, какую играет актриса Анастасия Заворотнюк. Мамы же хотят, чтобы в их доме хозяйством занимался такой же дворецкий, как Константин Николаевич. Роль дворецкого Шаталина замечательно играет Борис Смолкин. Застать этого актера в Москве – задача не из легких, потому что сам актер из Санкт-Петербурга. Мы с ним несколько раз созванивались, договариваясь о встрече и наконец встретились в перерыве между съемками.
– Борис Григорьевич, вы ведь театральный артист.
– Я сейчас служу в Санкт-Петербургском Театре музыкальной комедии, то есть вернулся в свой родной театр, где в 1972 году начинал после окончания отделения актеров музыкальной комедии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Вообще я питерский, здесь мои корни.
– Вы из творческой семьи?
– Конечно. Отец, Григорий Моисеевич, у меня был архитектор-художник. Мама, Раиса Ефимовна, в молодости разрывалась между пением и филологией, и тому, и другому она училась профессионально, но, в конце концов, выбрала филологию. Хотя ей довелось выступать и на сцене, правда, любительской. В пятидесятых годах известный певец Николай Константинович Печковский вернулся из заключения и организовал народный театр, куда пригласил и маму. Так что голос я унаследовал от нее. Еще мой двоюродный дедушка был известным московским эстрадным артистом. Он выступал под псевдонимом Жорж Рощин.
– Вы не были уверены в своих актерских способностях, раз сначала стали программистом-вычислителем?
– Видите ли, после восьмого класса я поступил в знаменитую физико-математическую школу № 30 при Ленинградском университете, которую и закончил. Кстати, до сих пор дружу со всеми своими одноклассниками, часто встречаемся, даже с теми, кто живет за границей. Они все стали физиками и математиками, один я выбрал другую профессию. Я всегда с нежностью и трепетом относился к точным наукам, потом я уверен, что любые полученные знания человеку когда-нибудь могут пригодиться. Но все равно хотел стать артистом, это желание у меня появилось в десять лет. Я занимался в кружке у известного поэта Ильи Резника, который меня буквально за руку и привел в театральный институт. Правда, в первый раз меня не приняли, но я продолжал заниматься в театре-студии университета, и на следующий год уже стал студентом.
– Когда вы в рамках выбранной профессии впервые почувствовали уверенность в своих силах?
– Замечательный профессор театрального института Леонид Федорович Макарьев когда посмотрел один из моих первых спектаклей в профессиональном театре, сказал мне такую фразу: «У вас есть редкое качество: выходя на сцену, вы вызываете у зрителей смех». Это для меня было очень высокой оценкой.
– А как вы, питерский актер, попали в телесериал «Моя прекрасная няня», который снимается в Москве?
– Случайно. Оказалось, что в Москве работают многие мои знакомые по Санкт-Петербургу, которые имеют отношение к ОСП-студии. Они и вспомнили обо мне, пригласив на роль дворецкого. Я ездил сюда на кастинг довольно долго, пробы продолжались девять месяцев, и, в конце концов, отобрали все-таки меня.
– При всей симпатии к вашему герою не могу понять, почему он так издевается над Жанной Аркадьевной, которую чудесно играет Ольга Прокофьева. Неужели вам ее не жалко?
– Каждый мужчина находит путь к сердцу женщины каким-то своим способом. Может быть, мой герой именно так пытается привлечь ее внимание. Ведь еще Фрейд сказал, что мужчина, как павлин, распускает хвост перед своей избранницей. У моего Константина такой ядовитый павлиний хвост.
– Герой сериала Шаталин явно влюблен в няню своих детей. А к чьим чарам неравнодушен ваш герой?
– Константин – холостяк, человек широких взглядов, не отказывает себе в удовольствии поухаживать за любой интересной женщиной, которая появляется в сериале.
– А как бы вы сами охарактеризовали своего героя?
– Мой герой появился тоже не из воздуха. Он такой друг-слуга, в котором есть что-то от Труффальдино, Санчо Панса и других подобных слуг. Такие слуги становятся для своего хозяина необходимостью. Это такая глубокая традиция и русской, и западной литературы и драматургии.
– Интересно узнать, как вы настраиваетесь на съемки той или иной сцены.
– Похоже, что мы настраиваемся все вместе, потому что зависим друг от друга. Я имею в виду и артистов, и режиссеров, и операторов, и гримеров…
Здесь все имеет значение для настроения. Часто, для «разогрева», мы подначиваем друг друга какими-нибудь шуточками, и это позволяет попасть в кадр уже разгоряченными, готовыми сыграть так, как требует от нас режиссер.
– А розыгрыши между вами случаются?
– Не без этого. Как-то снимали сцену, когда мой герой угощает Жанну Аркадьевну леденцами. Съемки проходили поздно вечером, мы все, конечно, устали. И вот чтобы взбодрить себя, решили разыграть Олю Прокофьеву – исполнительницу роли Жанны. Мы с Сергеем Жигуновым перед очередным дублем посыпали эти леденцы солью и перцем. Кто-то нас ей выдал, и она в кадре долго искала леденец без перца, но так и не нашла. Так и пришлось Оле делать вид, что угощение вкусное, облизывая густо наперченный леденец. Потом мы все смеялись, вспоминая, какие героические усилия она для этого прикладывала.
– Как по-вашему, в чем секрет успеха сериала?
– Когда мы только начали снимать, конечно, не предполагали, что он станет таким популярным. После первых десяти-двадцати серий я понял, что это высокоморальный сериал, снятый в игровой, шутливой форме. Здесь скрыты все десять заповедей, по которым должно жить человечество. А няня Вика олицетворяет народную мудрость, она знает, что такое хорошо и что такое плохо, умеет сделать так, чтобы сделать все правильно. В то же время здесь нет никакого назидания.
– Вы бы для своего сына взяли такую няню, как Вика?
– Наверное, бы взял, но, думаю, что у нас с ней были частые конфликты.
– Вы готовы сыграть любую роль, или все-таки на что-то накладываете табу?
– Без сомнения, есть какие-то ограничения. В институте, где я преподаю, первокурсникам обычно говорю такую вещь: «К окончанию института вы должны точно знать, чего вы играть не должны. Не стоит стремиться туда, куда не надо, иначе не избежать болезненных разочарований. Зато если выпадет роль из того ряда, которую считаете не своей, это будет большим, приятным сюрпризом, и вы ее сыграете».
– Сериал принес вам популярность?
– Он сделал меня узнаваемым и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Меня здесь узнают, но отношение все-таки сдержанное. Конечно, просят автограф, говорят какие-то слова, но и все. А вот недавно я побывал на Украине, так там вообще к сериалу относятся по-сумасшедшему. Такое впечатление, что вся Украина смотрит «Мою прекрасную няню». К героям сериала относятся буквально как к членам своей семьи, которых давно не видели. 1 апреля я снимался в Киеве в молодежной программе типа ток-шоу «Хочу и буду». В зале было человек пятьсот. После окончания съемок все зрители бросились ко мне. Я в это время сидел на диванчике, и меня каким-то чудом не раздавили…
– Я не первый раз присутствую на съемках сериала и вижу, как вам всем напряженно приходится работать. Успеваете отдохнуть?
– У меня и в Петербурге не получается как следует выспаться. Когда я там, то наваливается столько всяких дел. У меня есть обязательства и перед театром, и перед телевидением, и перед кино. И здесь съемки проходят, за редким исключением, ежедневно с утра и до позднего вечера. Но маститые театральные артисты меня когда-то учили, что перед спектаклем надо обязательно полежать двадцать-тридцать минут, чтобы ноги были выше головы, и этого достаточно для восстановления сил. Действительно, это хорошо помогает.
– Константин – это не первая ваша роль в кино?
– Моя кинокарьера, вообще-то не очень яркая. Первая большая роль у меня в телевизионном фильме «Свадьба Кречинского», где я сыграл Расплюева. Фильм снят в 1975 году. Потом у меня были небольшие кинороли. Это старичок-лесовичок в «Новогодних приключениях Маши и Вити», снялся также в небольших ролях в картинах «Клюква в сахаре», «Про уродов и людей», «Русский ковчег». Я больше стоял у микрофона, очень много дублировал и продолжаю дублировать кинофильмы. Совсем недавно, например, закончил дубляж очередной серии «Звездных войн» режиссера Лукаса. Много также работаю на радио и на телевидении.
– Почему ваша дружба с кино не стала крепкой?
– Трудно сказать. Я пробовался на многие роли, но они от меня «уплывали». Например, я мог бы сыграть Труффальдино, но его сыграл Костя Райкин. Пробовался на роль Бони в «Сильве», но она досталась Виталию Соломину, правда, я за него пел. Кстати, пел и за Игоря Дмитриева в «Летучей мыши».
– Вы прекрасно поете. Не хотелось бы выйти на эстраду?
– Леонид Утесов, глядя на некоторых молодых артистов эстрады, говорил: «У нас в Одессе все так умеют, но стесняются». Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.
– У вас были творческие простои?
– Если не было ролей в театре, то я всегда находил себе работу: на телевидении, на радио, на эстраде. Потом был довольно известный театр «Четвертая стена», где с 1975 года мы играли капустники, им руководил Вадим Жук, который сейчас живет в Москве. Так что применение себе всегда находил.
– Плохое настроение – это своего рода стресс. А стресс у нас в стране чаще всего лечат крепкими напитками…
– Да вы впрямую спросите: пью я или нет? Нет, я не пью, вообще непьющий человек. Семь лет назад полностью отказался от алкоголя, поняв, что он мне стал просто мешать. Надо было выбирать: или работать, или пить, и я выбрал первое. И нисколько об этом не жалею.
– А от курения не собираетесь отказаться?
– Вот от этой привычки избавиться пока никак не могу, хотя понимаю, что надо бы. Курить я начал еще в институте, когда мне было лет двадцать.
– Я прочитал объявление на съемочной площадке, что запрещается курить всем, кроме Смолкина и Терещенко. Это что, шутка?
– Нет, это не шутка. Нам, действительно, разрешили курить в павильоне, хотя мы все-таки этим разрешением стараемся пользоваться как можно реже.
– Борис Григорьевич, к какому пороку вы более всего снисходительны?
– Ха, такой вопрос… Ко многим порокам отношусь снисходительно. Вообще-то, всякий порок терпим в разумных пределах, потому что без пороков не существует ни жизни, ни людей.
– В личной жизни у вас все нормально?
– Если не считать, что я в Москве, а моя личная жизнь – в Петербурге, то у меня все нормально.
– У вас ведь не первый брак?
– Нет, второй. В первом у меня сын Владимир, которому уже тридцать лет. Он успешный театральный продюсер, занимается прокатом, постановкой спектаклей, организацией гастролей и т.д. Внуков у меня пока нет. Зато у меня есть младший сын Глеб, пока еще маленький, ему пять лет, он ходит в детский сад и любит кататься на коньках.
– Почему ваш старший сын не пошел по вашим стопам?
– Не захотел, хотя практически вырос в театре. Он с двух с половиной лет один сидел на спектаклях, потому что не с кем было его оставить. Помогали, правда, за ним приглядывать билетеры, но он обычно спокойно дожидался окончания, и мы возвращались домой. Так что Володя знал театр, как говорится, изнутри. Может, поэтому решил поступать не на актерский, а на экономический факультет института театра, музыки и кинематографии.
– Борис Григорьевич, считается, что лучшие повара – мужчины. На вас это распространяется?
– Я точно знаю, что действительно лучшие повара – мужчины. Потому что мужчины относятся к этому очень серьезно, как к любимой профессии. А женщина зачастую относится к этому как к некоей обязанности. Это постепенно переходит в привычку и перестает быть искусством.
– Вы готовить любите?
– Не могу сказать, что люблю, но готовить умею. Я же очень долго был холостяком, после того как распался первый брак, семнадцать лет не женился. В первый раз побывал в загсе в 24 года, во второй – в 50 лет. Поэтому я умею себя полностью обслужить, для меня не проблема сготовить обед. Хотя я иногда вынужден питаться в кафе или в ресторане, но все-таки предпочитаю домашнюю еду.
– В вашей жизни был необычный день рождения?
– Родители спросили меня, как я хочу отметить свое десятилетие? Я ответил, что хочу отметить его в театре. Тогда они купили билеты в Театр драмы имени Пушкина (ныне Александринский) на утренний спектакль «Друзья и годы» всем моим друзьям. Помню, там играли замечательные актеры Игорь Горбачев, Лидия Штыкан, Юрий Родионов и другие. В антракте мы все ели пирожные.
Комментарии