Цель – создать условия для формирования у учащихся целостного видения основных проблем творчества Платонова на основе анализа рассказа «Фро»; подготовить учащихся к восприятию и анализу повестей «Сокровенный человек» и «Котлован».
Трудно тебе будет,да сердце у тебяесть, а на сердцеи разум придет, аот разума и трудное легкимстанет.Из сборника сказок А. Платонова
Задачи:
1) обеспечить условия для понимания учащимися личностных и литературных позиций А. Платонова (проверка степени усвоения материала предыдущего урока);
2) систематизировать круг проблем, решаемых в рассказе «Фро»;
3) проанализировать систему персонажей рассказа;
4) определить решение выявленных в рассказе проблем в рамках философии А. Платонова и в личностном понимании каждого учащегося.
Этапы урока
1. Психологический настрой учащихся на восприятие материала урока
Предлагаю учащимся подумать над вопросом, что значит надлежащее отношение человека к жизни. Выслушиваем полностью ответ одного учащегося и дополнения (по желанию). Формулируем мысль о том, что отношение человека к жизни только тогда будет достойным, когда человек будет стараться понять самого себя и мир вокруг, отдавая должное сложности их устройства. Мир устроен на основе сложных, не всегда просматриваемых взаимосвязей, а искусство призвано вскрыть эти взаимосвязи. Чем сложнее уровень проблем, решаемых в произведении, тем серьезнее необходимо относиться к его истолкованию.
2. Формулировка темы и целей урока
Учитель подводит учащихся к формулировке темы и постановке целей урока.
Вопросы:
1) Какие проблемы прослеживаются в творчестве А. Платонова?
2) Какие из названных проблем решаются в рассказе «Фро»?
3) Какие аспекты человеческой жизни выходят в рассказе и в творчестве Платонова на первый план?
4) С чем связаны основные переживания главной героини?
Выходим на «дела сердечные», сердечным светом должна быть освещена вся жизнь человека, тогда она имеет смысл; с сердцем связана не только любовь, но и душа, дух.
В данном рассказе нас интересуют самые сокровенные переживания персонажей – то, что находится «у человеческого сердца». Записываем тему урока, говорю о том, что у Платонова есть произведение с одноименным названием.
Анализируем эпиграф, для выделения проблемы разума и сердца и формулируем задачи:
– проследить путь объединения в человеческой жизни разума и сердца в концепции А. Платонова;
– достроить систему диад, начатую на предыдущем уроке и выявить значение данных противопоставлений для философии А. Платонова;
– выстроить систему персонажей рассказа с учетом их роли в решении основных проблем, поставленных автором.
3. Связь с материалом предыдущего урока. (Проверка усвоения материала).
Для наиболее полноценной работы необходимо восстановить то, что мы уже знаем о рассказе и о Платонове.
1) охарактеризуйте личностную и литературную позиции А. Платонова. Подтвердите свой ответ примерами из жизни писателя;
2) нарисуйте устный портрет Платонова-человека;
3) назовите основные проблемы в творчестве писателя;
4) назовите круг проблем, решающихся в рассказе «Фро».
4. Обусловленность проблем исторической и культурной ситуацией
Слово учителя: Платонов продолжает и развивает проблематику литературы рубежа веков. Его интересуют сокровенные глубинные основы жизни человека, которые являются важными в любые времена до тех пор, пока живо человечество. В современной Платонову ситуации его произведения были протестом против обезличивания человека общей идеей, которая не имеет значимости для отдельного человека.
Сообщение учащегося. Исторические реалии в рассказе.
1) Насколько в рассказе отражены особенности времени?
2) Как вы можете охарактеризовать особенности времени написания и опубликования рассказа?
3) Найдите в рассказе основания для того, чтобы объявить Платонова антисоветским писателем.
Вывод: Платонов скорее решает общечеловеческие, чем конкретно исторические проблемы, но он не абстрагируется от исторической ситуации, он пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.
5. Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А. Платонова
Схема предыдущего урока:
Быт Бытие
Событие Смысл
Пустота Полнота
Общественное Личное
Задание учащимся: достроить схему диалогических пар на основе посылок из текста.
Пример: фраза из текста «Он уехал далеко и надолго…» – пара «далеко – близко»
В итоге анализа работы учащихся получается следующая схема:
Разум Чувство
Техника Природа
Машина Человек
Тело Душа
Твердое Мягкое
Грубое Тонкое
Цель Целесообразность
Память Забвение
Рассеяние Сосредоточенность
Разрушение Созидание
Хаос Гармония
Энтропия Накопление энергии
Вывод: все диалогические пары имеют смысл только по отношению к человеческой жизни, поэтому установить характер их взаимосвязи можно лишь применительно к жизни конкретных людей. Для Платонова это герои его произведений.
6. Анализ персонажей рассказа
Учащиеся заранее получают задание по группам: подготовить анализ персонажей рассказа по заданной схеме:
1. Имя персонажа (или отсутствие имени). Значение имени или его отсутствия.
2. Внешность персонажа: портрет, что во внешности значимо. Отношение автора и персонажа к внешности.
3. В связи с какими событиями в рассказе появляется персонаж?
4. Внутреннее состояние персонажа: его переживания, причины переживаний, изменение состояния персонажей в ходе рассказа.
5. По каким признакам можно судить о смене переживания?
6. Связь с другими персонажами,
7. Значение персонажа в рассказе: какова роль персонажа в решении проблем, поставленных автором.
Рассматриваются образы отца, мальчика Федора; анализ образа Фро проводим совместно.
Сообщение учащегося «Культурная история заглавной героини».
Затем составляем систему персонажей, выясняя, почему Фро является главной героиней рассказа. Определяем, как в истории каждого персонажа и в их взаимодействии соотносятся выделенные диалогические пары.
7. Выводы по уроку
Индивидуальное задание «Анализ высказывания Платонова о миссии искусства». Связь с материалом урока.
1) основные проблемы творчества Платонова;
2) основные проблемы рассказа;
3) система персонажей рассказа и ее роль в решении поставленных автором проблем;
4) философия «вещества существования»: взаимосвязь и взаимозависимость в жизни человека каждой диалогической пары.
8. Рефлексия
Письменные ответы учащихся на вопросы (по выбору: каждый учащийся выбирает 1-2 вопроса):
1) Что мне понравилось в работе по анализу рассказа и почему?
2) Что мне не понравилось в работе по анализу рассказа и почему?
3) Какое задание оказалось для меня самым сложным и почему?
4) Какое задание мне было легко выполнять и почему?
5) Над какими вопросами я задумался после прочтения и анализа рассказа «Фро».
6) В чем я не могу согласиться с А. Платоновым и почему?
7) В чем моя жизненная позиция близка взглядам А. Платонова и почему?
Варианты вопросов раздаются на руки всем учащимся.
Приложения к уроку
Исторические реалии в рассказе и их значение
Впервые рассказ напечатан в журнале «Литературный критик» в 1936 году, в восьмом номере. В 1937 году издательство «Советский писатель» выпускает сборник А. Платонова «Река Потудань», в котором также напечатан рассказ «Фро».
В рассказе упоминается газета «Гудок», которая была центральной газетой железнодорожников в Советском Союзе. Она выходила в Москве с 1917 года, ее сотрудниками были такие известные литераторы, как Юрий Олеша, Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров.
Катушки Пупина названы по имени известного американского ученого-рационализатора начала ХХ века в области проводной связи. Самое известное его изобретение – искусственное увеличение индуктивности линий проводной связи, в результате чего увеличивается и дальность передачи сообщений.
Мостики Уитсона названы по имени английского физика второй половины ХIХ века, создателя телеграфного аппарата, в 1884 году он предложил мостовой метод электрических измерений.
Журнал «Красная новь» – первый в СССР «толстый» литературный журнал. Издавался в Москве с 1921 года, под редакторством А. Воронского. В литературе 20-х годов журнал сыграл огромную роль, это был демократический журнал, ориентирующийся на высокое художественное качество публикуемых произведений, гуманистические ценности и традиции. На страницах журнала публиковали произведения и Платонова. Это были начальные главы романа «Чевенгур» и бедняцкая хроника «Впрок». После ухода Воронского с поста редактора в журнале была опубликована и критика на произведения Платонова: в1931 году – рецензия А. Фадеева на повесть «Впрок», в которой повесть названа кулацкой хроникой, в 1937 году – статья А. Гуревича, которая по сути дела являлась политическим доносом на А. Платонова.
Вопросы к заданию:
1. Какое значение в рассказе имеют перечисленные исторические реалии?
2. По каким еще признакам можно определить время, в котором живут персонажи?
«Культурная» история имени заглавной героини
Имя героини полностью звучит как Ефросинья, что по-гречески буквально означает «радостная». В греческой мифологии имя Ефросинья принадлежало одной из харит, входивших в свиту Афродиты (хариты – благодетельные богини, воплощающие добро, радостное начало жизни; Афродита – богиня красоты и любви в греческой мифологии). Использование сокращенного варианта имени Фро позволяет соотнести его и с именем самой Афродиты. Как отмечает литературовед А. Жолковский, говоря о значимости имени Фро, не следует ограничиваться только мифологическим контекстом. Оно вызывает ассоциации и в современной Платонову культурной ситуации: скандинавское фру, немецкое фрау, фрейлейн, фройляйн (название представительниц женского пола). Само же превращение местной Фроси в экзотическую Фро отсылает к Грину (Гриневский – Грин) (по книге А. Жолковского «Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994).
1. В каких ситуациях в рассказе упоминается имя героини и каково значение этих ситуаций для раскрытия смысла имени?
2. Сформулируйте и обоснуйте свою трактовку значения имени героини.
1. Растолкуйте, как вы понимаете фразу А. Платонова: «Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее».
2. Как, на ваш взгляд, в рассказе «Фро» реализуется эта установка Платонова?
3. Какое противопоставление, характерное для понимания Платоновым мира, вы видите в данном высказывании?
Список литературы к уроку
1. Геллер М. Андрей Платонов. В поисках счастья. –М.,2000.
2. Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. – М., 2003.
3. Замятин Е., Толстой А.Н., Платонов А., Набоков В. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / Составитель Г.Г. Красухин. – М., 1997.
4. Замятин Е.И. Уездное. Мы: Романы. Платонов А.П. Котлован. Ювенильное море: Романы. – М., 1997. («Школа классики»).
5. Карасев Л.В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова. – М., 2002.
6. Литература: 11 класс. Поурочные планы. – Волгоград, 2001.
7. Платонов А.П. Повести и рассказы. – М., 2002.
8. Платонов: воспоминания современников. – М., 1994.
9. Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век. – М., 2003.
10. Пустошина А.А. Современные открытые уроки литературы. – Ростов-на-Дону, 2003.
11. Чалмаев В.А. А. Платонов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1999.
Татьяна СЕРГЕЕВА, учитель русского языка и литературы Барнаульской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой, учитель года Алтая – 2004
Комментарии