search
main
0

Трудный разговор

Рассказ о войне и блокаде не должен быть формальным

27 января исполнилось 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. 900 страшных дней, более миллиона погибших горожан, почти половина города в руинах. Артналеты и голод. Трудно это представить? Трудно. И говорить о блокаде тоже непросто. Не случайно многие пережившие ее не хотят погружаться в воспоминания. Но без прошлого нет будущего. Поэтому разговор о ленинградской трагедии нужен и важен, в том числе со школьниками.

На круглом столе «Говорим о блокаде: музей и школа», который в рамках музейного форума «Дневные звезды» прошел в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского (СПБАППО), главной темой стало приобщение современных школьников к сохранению и передаче памяти о подвиге ленинградцев в годы войны.

Как говорить с детьми о крупнейшей гуманитарной катастрофе XX века так, чтобы получить отклик? Как помочь им за сухими цифрами увидеть судьбы людей, которые совершали ежедневный подвиг преодоления? По мнению экспертов СПб АППО, это сложная задача. Сегодняшнее поколение школьников – последнее, у кого еще есть возможность общаться с очевидцами событий 1941-1945 годов, в том числе пережившими блокаду Ленинграда. Однако у многих детей (по данным исследований СПбАППО) Великая Отечественная война ассоциируется с Днем Победы, который в свою очередь ассоциируется с праздником «типа Нового года». Тема войны, блокады постепенно отчуждается у петербургских школьников. Тому есть несколько причин. Многие современные дети обладают высоким уровнем тревожности, поэтому боятся разговора о смерти и страданиях, также рвется живая связь поколений, увеличивается число семей, чьи родственники никогда не проживали в Ленинграде. В то же время результаты опроса школьников показывают, что ребята часто задумываются о мире, о себе, и, возможно, именно этот аспект нужно использовать в разговоре о трагической истории города на Неве. Ведь главный феномен ленинградской блокады заключается в том, что в нечеловеческих условиях люди не потеряли человечности, помогая друг другу, неся ответственность друг за друга.

Большую помощь в процессе понимания событий в Ленинграде военного периода оказывают не только крупные специализированные музеи, но и школьные. Они обладают огромным воспитательным потенциалом, считает руководитель музея «А музы не молчали…» школы №235 имени Д.Д.Шос­та­ко­ви­ча Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Виктория Крылова. По ее словам, у современных школьников часто наблюдается отсутствие сопричастности теме Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Некоторые из них говорят: «Это было и прошло, зачем нам это знать?» Но как раз знать нужно, для того чтобы не повторилась та трагедия, которую пережил замерзший и голодный город, убеждена Виктория Крылова. Поэтому очень многое зависит от того, кто руководит школьным музеем. Увлеченный, творческий, неравнодушный педагог способен заразить любого юного скептика, и, как показывает опыт работы музея «А музы не молчали…», побывав на экскурсии или просто зайдя в музей «на минутку», дети в корне меняют свое отношение к истории города. А погрузившись в тему, уже сами предлагают проекты, акции, авторские экскурсии, в том числе для младшеклассников и ребят из других школ.

При рассказе о блокадных днях важно учитывать возрастные особенности школьников, уверена заведующая музеем педагогической памяти гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга Лариса Быкарева. В музее созданы программы как для малышей, так и для подростков. Младшеклассникам можно показать, как было темно в блокадных квартирах, а старшие ребята знакомятся с судьбами конкретных жителей города-фронта Колпино, в том числе учеников и учителей блокадной школы.

Безусловно, важна не только работа школьного музея, но и организация всего пространства школы. По словам заместителя директора по УВР гимназии №207 Центрального района Санкт-Петербурга Ольги Дворецкой, уже много лет у каждого кабинета, в каждой рекреации гимназии расположена информация о том, как проходило обучение в школе, которая в числе 39 остальных школ работала в блокадном городе. Гимназисты могут узнать, как выглядел класс, кто преподавал ребятишкам, какие праздники проводились и о чем мечтали полуголодные дети и учителя. По сути, вся территория гимназии №207 представляет собой музейное пространство, и гимназисты постигают историю города через историю своей школы.

Подытоживая, педагоги и представители музейного сообщества заметили, что форм грамотной и доступной подачи материала о блокаде Ленинграда много, главное, чтобы разговор о ней и о Великой Отечественной войне не был формализованным. И тогда у ребенка, скорее всего, не возникнет желания спросить: «А зачем мне это знать?»

Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте