– Международные исследования охватывают большой круг учащихся, а в олимпиадах высокого уровня участвуют единичные представители страны. Нельзя сказать, что при подготовке детей к олимпиадам у нас нет никаких проблем. Преподаватель школы на уровне стандартной программы может подготовить детей только для городского тура, может быть, еще областного. Между тем участник всероссийских, международных и всемирных олимпиад уже должен обладать знаниями выпускника университета, если не более! Так, участник олимпиад по химии высшего уровня должен знать предметы, которые не изучаются в школе: физхимию, биохимию, аналитическую химию, квантовую химию. Поэтому подготовка к олимпиадам должна стать системной работой с привлечением центров по работе с одаренными детьми, преподавателей высшей школы. При этом дополнительный труд школьного педагога по подготовке одаренных детей должен хорошо оплачиваться. Пока государство мало финансирует работу с одаренными детьми – в этом корень проблемы.
Чтобы успешно выступить на олимпиаде, ребенок должен мыслить логично и нестандартно. В течение 40 лет мои ученики занимают первые места на олимпиадах по химии разного уровня, среди них более 200 победителей и призеров областных, всероссийских и международных олимпиад, трое ребят выиграли всемирные олимпиады по химии, дважды завоевав «золото» и один раз – «серебро». В июле 2008 года золотую медаль на Всемирной олимпиаде получил мой одиннадцатиклассник Юра Тимченко. К своей победе он шел с 7-го класса. Работа с одаренными детьми – это кропотливый, систематический труд.
Международные исследования так же, как олимпиады, выявляют умение логически мыслить, умение применить свои знания к нестандартной ситуации. Как успеть научить всему этому учеников, если в обычной школе, например в 10-11-х классах, отводится всего один час в неделю на изучение химии?! Формирование таких качеств у детей – процесс длительный, и заниматься этим сложным трудом учителя будут тогда, когда государство станет выделять финансирование на дополнительную работу с детьми, поощрять педагогов, воспитывающих интеллектуальную элиту страны.
Валерий ПАСЕВИЧ, учитель информатики школы №2 поселка Лузино Омского района Омской области, победитель конкурса на грант национального проекта «Образование» в 2006 году:
– Честно сказать, мои дети на международный уровень не выходили – только на российский. Думаю, в этом и проблема – в нас, «тренерах». По аналогии с футболом – тренеров международного уровня у нас определенно не хватает. А это очень важно. Заметьте, российская сборная по футболу добилась международного успеха лишь при новом тренере – Гусе Хиддинке.
Наталья НОСКОВА, учитель МХК гимназии №43 города Омска, победитель конкурса на грант национального проекта «Образование» в 2007 году:
– Ребята у нас, безусловно, талантливые. Обидно, что у них мало возможностей выезжать за рубеж, хотя есть что показать. Может быть, не готова общественность – если бы победам на интеллектуальных олимпиадах уделялось столь же серьезное внимание, что и спортивным достижениям, и дети, и взрослые относились бы к ним серьезнее. Я оптимист, и уверена, что наши дети – лучше всех, просто мы не всегда это можем показать.
NB!
Портал Всероссийской олимпиады школьников: http://www.rusolymp.ru
Российский союз ректоров, Российский совет олимпиад школьников, портал Совета олимпиад: http://www.rsr-online.ru/olimp.htm
Приказ Минобрнауки России №286 от 22 октября 2007 года «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», а также Положение о Всероссийской олимпиаде школьников можно прочитать на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru
Комментарии