search
main
0

Точка зрения. Неосознанное взаимодействие

Педагогический процесс – это сложное переплетение взаимоотношений учитель – ученик, ученик – ученики. В режиссерском смысле любое взаимодействие людей есть действие и противодействие, а это всегда явная или скрытая психологическая борьба. В педагогическом взаимодействии очень важно точно определить, как говорят режиссеры, «предмет борьбы».

«Предмет борьбы, – по определению П.М.Ершова, – это всегда настолько значительная цель одной из борющихся сторон, что сторона эта затрачивает повторные и все возрастающие усилия, чтобы принудить противную сторону к уступке».

В традиционной школе большинство учителей неосознанно сделало предметом борьбы внимание учеников. Такой выбор продиктован опять-таки главной задачей учителя: во что бы то ни стало ДАТЬ знания. Оттранслировать детям то, что имеется у него самого, и закрепить.

Традиционный «предмет борьбы» определяет целую гамму соответствующих средств ее ведения: это и разделение наиболее активных «вредителей», это и угроза вызовом к доске, это и двойка за невнимание и т.д. Этот «педагогический» набор не меняется десятилетиями.

Определив именно так предмет борьбы, учитель неминуемо проигрывает, потому что назначает себя «врагом номер один», т.е. главным и единственным ведущим свое действие. Здесь он борец-одиночка против детского коллектива. А у ребят возникают соответствующие методы противодействия: притвориться, обмануть, применить партизанскую тактику и т.д.

В системе педагогической режиссуры именно изучаемый предмет делается «предметом борьбы» и «врагом номер один» для детей. Все сразу встает на места: учитель превращается в мудрого и справедливого посредника, к которому можно обратиться в трудную минуту. Он главный арбитр и помощник в увлекательной борьбе за знания. Педагогическая режиссура помогает находить способы построения такой борьбы. При этом принципиально меняются отношения между учителем и учениками. Педагогическая режиссура рассматривает систему взаимоотношений учитель – ученик с точки зрения трансактного анализа. Как известно, Эрик Берн показывает модели взаимоотношений и психологические проблемы, вытекающие из них с точки зрения трех эгосостояний человека: «родитель», «взрослый», «ребенок».

При общении учителя и ученика в традиционной школе возникает постоянная несостыковка этих состояний, что ведет к перекрестным трансакциям, а следовательно, к конфликтам и конфликтной системе взаимоотношений.

Учитель, как правило, хозяин положения, он всегда по отношению к ребенку «родитель». А ребенок требует к себе доверия и уважения на равных: «взрослый» – «взрослый». Такое несоответствие порождает неосознанную агрессию многих ребят по отношению к учителям и к школе вообще, что зачастую выливается в детский вандализм: битые стекла, сломанная мебель, рваные книги и т.д.

Педагогическая режиссура предлагает способы решения этих проблем.

Педагогическая режиссура – это искусство выстраивания взаимодействия и взаимоотношений при работе с детьми. В школе необходимость такого выстраивания возникает повсеместно и ежесекундно. На уроке, на перемене, в любом мероприятии – от делового сбора до праздника. Родительские собрания, педсоветы, конференции -всюду, где собираются взрослые и дети с какой-либо определенной целью, требуется профессиональный способ организации – режиссура.

Поскольку в школьной системе главенствующую роль играют уроки, первая часть системы педагогической режиссуры посвящена именно уроку.

В основании системы лежит аксиома: любой урок есть взаимодействие его участников. Именно это фундаментальное положение предъявляет учителю требование быть прежде всего мастером построения взаимодействия. И именно в этом он должен быть профессионалом.

Казалось бы, не о чем спорить. Однако практика показывает, что многие учителя выступают в роли урокодателей, объясняльщиков, допрашивателей, кого угодно, но не режиссеров педагогического действия.

Объясняя, назидая и заставляя, мы многое делаем по инерции, по привычке. При этом бесконечно повторяем одни и те же ошибки, которые порой делают процесс преподавания мучительным. И почему-то не возникает вопросов: может быть, мы что-то делаем не так? Может быть, есть альтернатива накатанной схеме?

Спросим себя, например, что такое устный опрос на уроке? Кому и для чего он нужен?! Почему он происходит у классной доски? И что представляет собой это лобное место для многих учеников?! А место учителя? Почему оно рядом с доской? Так удобнее? Кому? А как оно психологически воспринимается детьми? Или почему парты стоят в рядах, а дети сидят в затылок? Учитель не задумывается над этим. Господи, всю жизнь так было…

Вопросов вроде бы самых простых возникает множество. Но в их кажущейся простоте таятся серьезные психологические, а стало быть, педагогические проблемы. Не обращая на них внимания, не осознавая их, мы обрекаем себя на сизифов труд. Мы тратим себя на преодоление того, что решается просто, но по-другому. Может быть, стоит наконец сломать стереотипы и все, что мы делаем на уроке, привести в соответствие с законами психологии взаимодействия?!

Педагогическая режиссура, собственно, и представляет собой практическую психологию для учителя.

Система не дает готовых рецептов приготовления уроков. Более того, она не рекомендует торопиться копировать чужое, пусть даже внешне привлекательное.

Педагогическая ситуация на уроке разнообразна до бесконечности. И каждый раз приходится ее решать способом, соответствующим именно этой ситуации; как говорят психологи, «здесь и сейчас». Поэтому недостаточно освоить какую-либо методику или технологию, все равно на все случаи не приладить.

Система дает возможность самостоятельно создавать разные педагогические рецепты на все случаи школьной практики.

Повторюсь, педагогическая режиссура – это не методика и не технология. Она сама есть механизм создания любой технологии в любом педагогическом жанре: традиционном и нетрадиционном, интерактивном и фронтальном, демократическом и авторитарном…

Кстати, уместно сказать: ничто не предается анафеме. Как говорится, все имеет место быть. Только всему свое место.

Евгений КОЖАРА, директор педагогического центра «Евгеника», Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте