Когда говорят, что дни летят, это кажется красивой метафорой. Но здесь, в Грозном, где проходил финал Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, дни и правда летели с какой-то неимоверной стремительностью. Казалось, еще только все собрались, еще только вытянули свои счастливые номера уроков и внеурочных мероприятий, еще только вошли в распахнутые двери грозненских школ, и вот уже большая часть конкурсных испытаний позади. Определены пятнадцать лауреатов, которые в последующие дни должны были продемонстрировать свои профессионализм и креативность в рамках испытаний «Мастер-класс» и «Образовательный проект». А уже 1 октября, в день выхода этого номера «Учительской газеты» в свет, пройдут торжественная церемония завершения II очного тура и объявление пяти призеров конкурса.
Нужно заметить, что во все конкурсные дни и практически на каждом внеконкурсном мероприятии, будь то концертная программа или знакомство с образовательными организациями Чеченской Республики, с конкурсантами бок о бок был абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев. Поэтому на торжественной церемонии завершения I очного тура заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, который состоялся во Дворце торжеств Firdaws, очень хотелось узнать его впечатление о том, что происходило в эти дни в Грозном.
– Я могу признаться, что чувствую огромную радость и воодушевление от того, что понимаю, что самая важная часть конкурса уже позади, и она прошла успешно, – сказал Алихан Динаев. – Конечно, мы все волновались, как пройдут уроки и внеурочные мероприятия, как будут выглядеть наши дети на уроках лучших учителей России, ведь это наши ученики. Но то, как дети себя вели, как они выступали, как помогали учителям, не может не вызывать восхищение.
В эти дни происходило много ситуаций, которые, бесспорно, еще долго будут вспоминаться, но мне особенно запомнилась реакция коллег из всех уголков России на тот искренний и гостеприимный прием, который им был оказан в Чеченской Республике. Когда учителя благодарили чеченских педагогов и детей, то у многих на глазах были слезы. Я видел, как коллеги из регионов успели подружиться с нашими учениками, как они встречались с ними после уроков, что-то обсуждали, играли в шашки и даже проводили эксперименты. Эти моменты не забудутся никогда. Поэтому главные эмоции события под названием «Конкурс «Учитель года России»-2019» – это радость и гордость за то, что удалось создать вдохновенное педагогическое пространство, в котором было комфортно и взрослым, и детям.
Церемония объявления 15 лауреатов конкурса ничем не уступала по торжественности и красоте церемонии открытия. В хрустальном великолепии зала все конкурсанты сами словно светились от радости. Это очень точно подметила заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. Приветствуя участников и гостей конкурса, она сказала, что конкурс окрашен яркими красками, а такие краски могут рождаться только от любви: жителей к городу, учителей к детям и т. д. Татьяна Куприянова пожелала педагогам всегда оставаться в профессии, потому что страна нуждается в творческих и самобытных профессионалах.
Лидерами и победителями назвал участников конкурса и заместитель министра просвещения России Виктор Басюк. Он подчеркнул, что для такого конкурсного марафона нужно много сил и, главное, нужно суметь в чем-то победить самого себя. На его взгляд, особенность 30‑летней истории конкурса в том, что каждый год это событие отличается от предыдущего. Конкурсанты постоянно демонстрируют что-то новое и оригинальное. Их уроки еще долго будут смотреть во всех регионах России и брать из них себе на заметку все лучшее.
А то, что лучшие в конкурсе все учителя без исключения, еще раз напомнил председатель редакционного совета «Учительской газеты», исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец. По его словам, во все годы существования конкурса в «Учительской газете» никогда не делили педагогов на лучших и самых лучших. Потому что главное в конкурсе – не соревновательный мотив, а то конкурсное движение, которое объединяет, поддерживает и вдохновляет учителей России.
На конкурсе, конечно, непросто было не только участникам, но и членам жюри. Отсмотреть 85 уроков и 85 внеурочных мероприятий – это удел терпеливых. Однако оно того стоило. Как заметила член жюри, ректор Института развития регионального образования Тюменской области народный учитель России Ольга Ройтблат, всегда приятно присутствовать на уроках талантливых людей. Все конкурсанты уникальны. Ни один не похож на другого, у каждого свой подход, свое понимание, каждый педагог демонстрирует свои региональные изюминки, рассказывает о традициях. Эта разность заметна и интересна экспертам.
А члена жюри, председателя Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии Людмилу Левину порадовало то, что в этом году было много конкурсантов – учителей естественно-научного цикла, у многих из них уроки и внеурочные занятия были практико-ориентированного характера. Это важно, когда дети вместе с учителем делают что-то своими руками, проводят не виртуальные опыты, а реальные.
Как бы ни хотелось экспертам поощрить всех участников, но по итогам двух конкурсных испытаний определились пятнадцать лауреатов, которые продолжили свой конкурсный путь. Примечательно, что при объявлении фамилий тех, кто вошел в «пятнашку», можно было воочию убедиться в том, что конкурсная дружба – это действительно не чья-то выдумка. Те, кто стал «шестнадцатыми», приветствовали коллег дружными аплодисментами.
Самим же лауреатам потребовалось время, чтобы осознать случившееся. Учитель истории и обществознания из Камчатского края Виктория Скрипникова даже призналась, что пока не верит в то, что с ней произошло. Учитель английского языка Светлана Видакас из Ярославской области считает, что стать лауреатом ей помогли собранность, мотивация и колоссальная поддержка сопровождающих, друзей и учеников. Ребята из гимназии г. Переславля-Залесского постоянно писали комментарии на страничке учителя и оставляли там добрые пожелания. А еще для Светланы Видакас путеводными звездами стали ребята из математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова, с которыми учителя из ее группы подружились. Взрослые и дети встречались даже независимо от конкурсных испытаний. Чеченские ребята учили педагогов танцевать лезгинку, проводили интересные экскурсии. Светлана Видакас уже решила для себя, что следующим летом приедет в Грозный всей семьей.
Для учителя географии из Московской области Павла Красновида выход в «пятнашку» стал полной неожиданностью, поскольку он изначально вообще не думал об участии в конкурсе. Но тем не менее он уверен, что к победе его привела целая совокупность факторов, в том числе увлечение с детства геральдикой, а затем и краеведением, необыкновенная любознательность (во время конкурса Павел Красновид даже сумел побывать на Каспийском море!) и, безусловно, ученики грозненской гимназии №14. Открытые, работоспособные, не боящиеся высказывать и аргументировать свою точку зрения. И урок, и внеурочное мероприятие с такими детьми получались живыми и эмоциональными.
– Когда мы говорили с ребятами о Великой Отечественной войне, то свои слезы и дрожащий голос я будто слышал в откликах детей. Мы были на одной эмоциональной волне, и это невозможно сымитировать. Это подлинное и бесценное, – рассказал Павел Красновид.
Лариса Гивиевна Арачашвили, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №55 «Долина знаний», г. Волгоград;
Анастасия Сергеевна Василевская, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №80», г. Воронеж;
Светлана Флюровна Видакас, учитель английского языка МОУ «Гимназия города Переславля-Залесского», Ярославская область;
Виталий Викторович Ерохин, учитель физики и основ безопасности жизнедеятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №88», г. Тюмень;
Марина Александровна Зезкова, учитель французского языка ГБОУ «Гимназия №171», г. Санкт-Петербург;
Ольга Алексеевна Иванилова, учитель ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 имени Героя Советского Союза В.С.Пилипенко», г. Севастополь;
Дмитрий Николаевич Комиссаров, учитель МБОУ «Средняя школа №5», г. Лысково, Нижегородская область;
Павел Евгеньевич Красновид, учитель географии МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», Московская область;
Александр Юрьевич Мамаев, учитель истории и обществознания МБОУ «Нижнеомская средняя школа №1», Омская область;
Наиль Галимжанович Мирсаитов, учитель биологии МАОУ «Лицей-интернат №2», г. Казань, Республика Татарстан;
Михаил Юрьевич Ракитин, учитель технологии МБОУ «Средняя школа №19», г. Тверь;
Вероника Олеговна Романова, учитель химии МОУ «Лицей №2», г. Саратов;
Виктория Борисовна Скрипникова, учитель истории и обществознания, МБОУ «Николаевская средняя школа», Камчатский край;
Ольга Валериановна Физер, учитель английского языка МБОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2», Чувашская Республика;
Милица Вадимовна Щипун, учитель математики МАОУ «Школа №4», г. Белогорск, Амурская область.
Комментарии