В семье появился малыш. Счастливые родители радуются каждому его успеху: вот он уже внимательно смотрит и улыбается, тянется к игрушке, агукает, что-то лепечет, вот и его первые шаги. Какой умница! Все хорошо, вот только никак не говорит.
иагноз врачей – двухсторонняя сенсоневральная глухота – звучит как приговор для слышащих родителей: их милый, замечательный ребенок обречен жить в мире безмолвия. «Глухота, – как говорил Лев Выготский, – не только изменяет отношение ребенка к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми».Наука идет вперед, у врачей появилась возможность вернуть то, что казалось утраченным навсегда. Эта возможность – операция по кохлеарной имплантации. Метод многоканальной кохлеарной имплантации занял приоритетное место в числе разнообразных средств помощи людям с нарушенным слухом в течение последних десятилетий ХХ века. Он стал наиболее эффективным при сенсоневральной глухоте, ибо обеспечивает значительно большую результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира, чем слухопротезирование самыми современными индивидуальными слуховыми аппаратами. В России общее количество пользователей систем кохлеарной имплантации ежегодно увеличивается и составляет уже более 4000 человек.Наиболее эффективной организационной формой воспитания и обучения глухих детей стали группы, в которых осуществляют полноценную интеграцию глухих детей в среду слышащих сверстников. В нашем детском саду успешно работают 6 групп комбинированной направленности, в каждой 15 детей, среди них 4-5 имплантированных. Налажено взаимодействие педагогов и специалистов по обеспечению коррекционно-педагогической помощи глухим детям после кохлеарной имплантации. Успешной адаптации и реабилитации детей с нарушенной слуховой функцией способствует помощь таких специалистов детского сада, как сурдопедагог, логопед, психолог, аудиолог.Имея шестилетний опыт работы по организации интегрированного воспитания, педагогический коллектив детского сада заявил о себе в проекте «Детский сад для всех и каждого» в номинации «Особый ребенок» для организации стажировочной площадки на базе детского сада. В рамках сотрудничества с Институтом коррекционной педагогики и Центром аудиологии и слухопротезирования мы разработали подходы к организации групп комбинированной направленности, определили критерии выявления готовности глухих детей после кохлеарной имплантации к интеграции в среду слышащих детей, составили и опубликовали методические рекомендации по первоначальному периоду обучения.Одной из основных задач педагогов, работающих в группах комбинированной направленности, стала работа по развитию коммуникативных способностей детей и формированию взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Результаты работы обсуждаются и транслируются на творческих встречах по обмену опытом с российскими и зарубежными коллегами. Мы готовы к диалогу, готовы делиться успехами, обсуждать проблемы и с удовольствием изучаем и используем их опыт.Успех кохлеарной имплантации, несомненно, зависит от активного участия родителей в процессе обучения, поэтому мы постоянно ищем новые формы сотрудничества с семьями, в которых воспитываются имплантированные дети.Практика работы показывает, что интеграция глухих детей в среду слышащих сверстников полезна и тем и другим детям. Ребенок с нарушенным слухом в условиях полноценной речевой среды и систематической целенаправленной коррекционно-педагогической работы специалистов развивается и воспитывается, следуя общим интересам, склонностям, законам детского возраста, и в процессе развития усваивает речь, а ребенок с сохранным слухом с раннего возраста учится понимать, сопереживать и помогать. Этих качеств порой так не хватает нам, взрослым.Воспитанники интегративных групп живут дружно, вместе играют, занимаются, танцуют, рисуют, мечтают. Мы надеемся, что семена добра посеяны нами в благодатную почву, а используемая форма интеграции поможет глухим детям социализироваться в обществе.Светлана КОЗАЧУК, старший воспитатель детского сада №2635
Комментарии