search
main
0

Тайные знаки. В каждом ребенке есть искорка, даже если она пока в тумане

– Коля, вот ты думаешь, что сказал плохое слово и оно улетело? – таинственно шепчет Наталья Викторовна второкласснику-непоседе. Коля, обычно не способный ни стоять смирно, ни тем более сидеть без движения, даже на минутку замирает. Наталья Викторовна заглядывает Коле в глаза и тихо раскрывает страшную тайну: – Слова и мысли, Коля, – это твоя энергия. Хорошие слова и мысли помогают тебе светиться, а плохие скапливаются и образуют вокруг тебя такую темную тучку, что и твоего собственного света уже не видно. Коля столбенеет – задумался. Потом начинает вертеться вокруг себя: нет тучки. – А ты спроси у ребят, видят они туман вокруг тебя. Ребята видят – их первая учительница говорит, будто рисует. Но с каждым днем туман вокруг Коли рассеивается – чуть-чуть, но все же. Потому что кредо Натальи Малышевой, учителя омского лицея №137: «Сама будь звездой и зажигай звезды вокруг себя».

Наталья Викторовна и впрямь звезда. Победитель конкурсного отбора учителей в рамках нацпроекта «Образование», она недавно награждена еще и грантом, который учредил мэр Омска Виктор Шрейдер для 50 лучших педагогов города – в том же размере, между прочим, – 100 тысяч рублей. Впрочем, Наталья Викторовна и так богата – душой, талантами. Малышева умеет, кажется, все – поет, танцует, пишет стихи, сочиняет ребусы. Кроме того, что Наталья Викторовна классный руководитель второго класса, она еще и вожатая начальной школы, начальник пресс-центра малышей, ведущая детского клуба «Интеллект», который создала на базе своего лицея. Правда, «звездность» ее выражается в уютном голосе, умении слушать и ясных глазах. Она смотрит на детей так, будто каждого видит в первый раз. И слушает, будто говорят они самое важное на свете. Честно говоря, я не верила, что у человека, двадцать лет отдавшего школе, могут так гореть глаза – будто звезды. Ей в самом деле интересно все, чем она занимается, и с каждым годом, с каждым классом, с каждым ребенком она изобретает все новые и новые занятия – для себя.

А еще «звездность» Натальи Викторовны, пожалуй, в теплоте, исходящей от нее, в свете, благодаря которому «зажигаются» дети, будто сами по себе вдруг вспыхивая яркими огоньками. Маша Федораева, теперь уже шестиклассница, вошла в число ста лучших учеников России в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». А началось все с того, что неугомонная Наталья Викторовна предложила первоклассникам поучаствовать в Обнинских олимпиадах для малышей. Одни не захотели, другие не выдержали – ведь это большой труд для всей семьи. Собственно, затевала это Наталья Викторовна не столько для побед, сколько для того, чтобы родители заинтересовались своими детьми. Но после первой же Машиной победы – тогда еще маленькой – желающих стало больше. Теперь уже все пробуют себя хоть разок. Каждый может выбрать что-то из девяти номинаций: то дружно складывают мозаику изо льда, то мастерят подставки для книг, то рисуют, то поют, то пишут рассказы.

– Школа, она ведь только подкорректировать может. А главное все же семья, – говорит Наталья Викторовна. – Если родители заинтересованы в ребенке, занимаются с ним, то открываются таланты. С нашей, конечно, помощью. Конкурс, олимпиада – это, как минимум, на месяц занятие для всей семьи. Я всегда объясняю – нам не победы важны, главное, что мы выложились до конца, поняли, что мы можем. И еще мне важно, чтобы попробовал каждый – тогда не будет зависти.

Незримая нить, кстати, связывает всех второклашек и их родителей. У Натальи Викторовны необычный способ адаптации первоклассников к школе и знакомства друг с другом. Парты она ставит не рядочками, как принято, а уголками – так, чтобы рядышком усаживались пятеро. Причем усаживаются дети сами, интуитивно подбирая себе команду. Знакомятся, придумывают название «пятерки», но командой становятся позже, в процессе уроков-игр. У них свои «тайные» знаки: знак поднятой руки, знак хорового ответа. На уроках дети превращаются в разных персонажей, например в однорукого робота, который заболевает, когда ему не помогает хоть один из «пятерки». Малыши учатся работать друг с другом, а родители в это время учатся друг с другом дружить. Наталья Викторовна признается, что сначала система родительских «пятерок» получилась случайно. Пришли родители на собрание, захотели сесть за парты своих детей. Оказалось, что одни – «дельфины», другие – «снежинки», третьи – «улыбки» и так далее. Правда, некоторым мамам и папам пришлось звонить дочерям и сыновьям для выяснения собственной принадлежности. У детей командира нет – они его выберут позже, уже в четвертом классе, когда лидер будет виден явно. А у родителей есть старший в «пятерке» – они-то уже способны голосовать.

– Сначала я думала мам и пап объединить по месту жительства: кто ближе друг к другу живет, – рассказывает Наталья Викторовна. – А потом поняла: нет, это слишком просто, с тем, кто рядом, и так общаться будешь, а попробуй дружить с «дальним».

Так что теперь, если Наталье Викторовне надо срочно оповестить родителей о предстоящем мероприятии, она звонит не всему классу, а только пятерым – остальное они сделают сами. Впрочем, у нее самой телефон не умолкает: по утрам мамы и папы извиняются за опоздания, по вечерам уточняют способы решения задач и планы на день грядущий. По-моему, просто хотят услышать лишний раз доброе слово о своем чаде. Наталья Викторовна чутко следит за настроением класса, считая, что все конфликты можно разрешить добрыми словами, не нагнетая агрессии. Агрессия чаще всего – способ защиты маленького человечка, а зачем ученикам Малышевой защищаться, если каждый из них знает, что он личность? В традиционном Посвящении в первоклассники участвуют все без исключения – каждый малыш должен постоять на сцене, и каждый родитель должен понять, какой у него уникальный ребенок.

Новый год класс Малышевой празднует в два этапа. Сначала – в классе, где все демонстрируют свои таланты. Предварительно, конечно, выясняется, что хочет взрослый и что может ребенок.

– Для детей важно, что мамы и папы не просто смотрят, а играют вместе с ними, – считает Наталья Викторовна. – Да и поддержка какая для «первого бала»!

Она сама начиняет «волшебную шкатулку» фантами с фамилиями выступающих и очень удивилась в прошлом году, обнаружив свою. Каждый ребенок получает приз не просто от Деда Мороза, а за выступление, причем приз – именно то, что хочет, разве что в меньшем масштабе. Но главное, пожалуй, что остается от праздника, – гордость. Родители счастливы, что их чадо талантливо, а дети весь год вспоминают, какой смешной Бабой-ягой был папа и какой прекрасной Снегурочкой мама.

– Детям обязательно надо понимать свою уникальность, раскрывать свои возможности, раскрепощаться. Ведь в каждом есть искорка, даже если она пока в тумане. И то, что хочется быть не хуже других, хоть в чем-то первым, замечательно! Вот Коля, которого долго ничего не интересовало, кроме переменок, меня теребит: ну когда уже конкурс собак устроим? Когда я свою таксу приведу? И устроим – у Коли действительно собака замечательная, и ухаживает он за ней хорошо, так что есть чем гордиться.

В классах, где работает Наталья Викторовна, день всегда начинается с приветствия. Дети не просто здороваются, а настраиваются на новый день и новые успехи. Зарядка перед уроками не только физическая, но и духовная:

– Мои второклашки вместе с упражнениями говорят друг другу: «Я люблю тебя» и про себя не забывают, говоря: «Я люблю себя». Чем больше это говоришь вслух, тем лучше становится настроение, лучше настрой на учебу.

После такой «тренировки», разработанной мастером спорта Натальей Малышевой, не только уроки проходят на подъеме, но и сложнейшие ребусы раскалываются, как орешки. С помощью своих ребятишек, а также их родителей она написала целую книгу ребусов. Между прочим, не каждый старшеклассник может справиться с этими головоломками, а малыши Малышевой не ломают головы, но учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Составлять ребусы, кстати, еще сложнее, чем разгадывать, но второклашки и это уже умеют.

Но как ни любит своих детей Наталья Викторовна, бывает, что они плачут… по ее вине. Однажды музейные работники провели в классе просветительскую игру о Великой Отечественной войне. Ребята представляли себя в гостях у раненых – развлекали воображаемых бойцов стихами, песнями. Весело было. А когда ушли музейщики, Наталья Викторовна рассказала детям про Беслан. Потому что надо знать, что такое война, потому что над бедой плакать надо. И выдала родителям зареванных ребятишек. Мамы и папы – люди разные – рабочие и начальники, гуманитарии и технари, интеллектуалы и торговцы – поняли: раз Наталья Викторовна так сделала, значит, надо. Вместе с учительницей они не боятся отправлять своих чад в кино или бассейн, в путешествия по окрестностям Омска. В прошлом году повезла детей и взрослых в Ачаирский монастырь на экскурсию. На его территории находится знаменитая купель, по преданию «смывающая» несчастья и болезни. Родители, поеживаясь под прохладным ветерком, не решились снять куртки, но ребятишек окунуться пустили – с Натальей Викторовной не страшно.

Недавно лицею №137 исполнилось 20 лет. Ровно столько после окончания пединститута работает здесь Малышева:

– Начальная школа в нашем лицее – особый мир, хозяева которой – 15 талантливых учителей и 379 «искорок» и «звездочек». Инициатором начинания сделать приоритетным направлением интеллектуально-творческое развитие личности каждого ребенка стала Светлана Николаевна Бабичева, замдиректора, курирующая начальную школу. Личность творческая, неутомимая. И в 2007, 2008 годах в рамках нацпрограммы «Интеллектуально-творческий потенциал России» наш лицей вошел в 100 самых активных школ страны. Так что мы – это целое созвездие!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте