search
main
0

Свобода стоит дорого Можно ли заработать, не обходя закон?

По словам Жанны Осипцовой, юриста ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, профсоюз и Министерство образования активно поддерживают стремление учебных заведений к самостоятельности.

Учебное заведение приобретает статус юридического лица после того, как представит в соответствующий регистрационный орган заявление, устав и справку об уплате госпошлины.
Что дает школам статус юрлица? Сказать “больше свободы” – значит не сказать ничего. Конкретно: школа приобретает свой счет в банке и ведет самостоятельный баланс. Внутришкольная бухгалтерия – дело довольно сложное и ответственное. В некоторых московских школах, например, держат целый штат бухгалтеров: главного, ведущего и помощников. Подобная независимость от центральной бухгалтерии обходится школам (точнее, их учредителям) недешево. Однако свобода дороже. Правда, не для всех.
– Даже получив статус юрлица, директора школ не торопятся отказываться от услуг центральной бухгалтерии, – говорит Жанна Осипцова. – Во-первых, для того, чтобы вести внутришкольный баланс, нужны квалифицированные бухгалтеры. А во-вторых, самостоятельность прямо пропорциональна ответственности.
Об ответственности руководителям учебных заведений регулярно напоминают проверки КРУ. Однако волков бояться – в лес не ходить. А потом не забывайте, что школам разрешена предпринимательская деятельность, которую ой как трудно вести, не имея собственного счета в банке.
Если школьная мастерская производит деревянный штакетник, которым огораживается территория школы, – этот вид деятельности не требует особого бумаготворчества. Ну разве что чертежей штакетины с указанными размерами и припусками. Но в том случае, если штакетника наделано слишком много (огораживать на школьном дворе больше нечего) и появляется возможность сбывать его, например, в магазин стройматериалов, – здесь налицо предпринимательская деятельность. И даже одна проданная доска может стать финансовым нарушением, если не оформлены следующие документы:
лицензия на право предпринимательской деятельности, выданная органом управления образованием;
устав образовательного учреждения, в котором оговорено ведение предпринимательской деятельности;
свидетельство о постановке на налоговый учет;
свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности;
договор, в котором указан вид предпринимательской деятельности, а также обязанности и гарантии сторон.
В Законе “Об образовании” есть 40-я статья, благодаря которой учебные заведения приобретают “статус наибольшего благоприятствования” в сфере предпринимательства: “Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю”.
Что относится к предпринимательской деятельности образовательного учреждения?
Во-первых, сдача в аренду основных фондов и имущества. Земля, здания и оборудование государственного или муниципального учебного заведения принадлежат его учредителю. Однако Закон “Об образовании” разрешает (статья 39-я) образовательным учреждениям выступать в качестве арендодателя при условии, что, цитирую: “Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса”.
Еще одно условие, без которого сдача в аренду школьных помещений является незаконной, – это оформление договора между учебным заведением и его учредителем, в котором оговаривается право учредителя на определенную часть дохода от аренды. Иногда учредитель образовательного заведения не является собственником учебного здания, а только лишь арендует его у третьего лица. В этом случае правом на часть дохода пользуется третье лицо, то есть собственник. И образовательное учреждение должно заключить с ним договор.
Проиллюстрирую эту замысловатую цепочку простеньким примером из сельской жизни. Небольшой поселок в Подмосковье. Школа переполнена, дети учатся в две смены. Местная администрация решает “разрядить” обстановку и арендует у московского предприятия его бывший пионерский лагерь, находящийся в самом поселке. В лагерь переезжает начальная школа. Местная администрация передает в оперативное управление руководству школы “пионерские” постройки, включая кирпичный корпус, котельную и гараж. Теперь, если директору школы вздумается сдать гараж в аренду какому-нибудь механизатору-одиночке, он должен будет помимо договора с механизатором (и прочих документов, о которых сказано выше) заключить договор с московским предприятием и определить по обоюдному согласию его долю от аренды.
Довольно распространенным видом предпринимательской деятельности образовательных учреждений становится торговля продукцией собственного производства, а также покупными товарами и оборудованием. Сейчас, например, во многих школах процветают ларьки с разной канцелярской мелочью. Если школа большая, то бизнес можно сделать на одних только шариковых ручках. Я уже не говорю о ластиках, карандашах и тетрадках.
Закон “Об образовании” предусматривает и другие виды предпринимательской деятельности:
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение по ним дивидендов и процентов.
На примере аренды рассмотрим преимущества юридического лица перед неюридическим. Школа работает в одну смену, а в вечерние часы сдает несколько классов частному образовательному учреждению, которое организует курсы лингвистов. Если школа имеет статус юридического лица, то после заключения соответствующих договоров со своим учредителем (собственником школьного здания) и арендатором (частным образовательным учреждением) она получает арендную плату (за вычетом доли собственника) на свой банковский счет.
Школа, не имеющая статуса юридического лица, а следовательно, и банковского счета, не может напрямую получать арендную плату, а только лишь через спецсчет централизованной бухгалтерии. Но это дополнительные проволочки, а главное – зависимость, от которой руководители иной раз пытаются уйти не совсем законными путями. Например, берут арендную плату наличными, что является грубым финансовым нарушением, или заключают, так сказать, “джентльменское соглашение” на бартер. Думаю, излишне напоминать, чем это может кончиться.
До сих пор мы ничего не говорили о платных образовательных услугах. А между тем они приносят гораздо больший доход, нежели, скажем, кубометры произведенного штакетника. Платным образовательным услугам государственных и муниципальных учебных заведений посвящена 45-я статья Закона “Об образовании”, согласно которой доход от этих услуг, цитирую: “реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату”.
На рынке платных образовательных услуг соревнуются государственные (муниципальные) и частные учебные заведения. Причем последним дается “фора” в виде 46-й статьи Закона “Об образовании”: “Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов”. Для государственных (муниципальных) учебных заведений закон более жесток и разрешает взимать плату только за дополнительные образовательные услуги, то есть не предусмотренные государственными стандартами.
Приведу еще одно сравнение муниципальных и частных школ: и те, и другие имеют право на муниципальное финансирование.
– Сорок первая статья Закона “Об образовании” дает право негосударственным общеобразовательным учреждениям на государственное или муниципальное финансирование только лишь с момента их государственной аккредитации, – комментирует юрист Жанна Осипцова. – Это связано с конституционным правом граждан России на получение общего образования. В прежней редакции Закона “Об образовании” на государственное финансирование могли рассчитывать и частные вузы, но теперь этого нет.
Вообще большое подспорье для частной школы – иметь муниципальное финансирование. Но, как это часто бывает, срабатывает закон диалектики – единства и борьбы противоположностей. Выигрывая в материальном отношении, проигрываешь в свободе.
Вернемся, однако, к муниципальным школам, которых в России большинство. И в редкой из них не открыты гимназические или лицейские классы, за обучение в которых берутся деньги. В этом нет ничего незаконного, если:
– школа имеет лицензию на платную образовательную деятельность;
– в уставе школы приведен перечень платных образовательных услуг;
– оформлены договора с заказчиком на оказание этих услуг;
– заключены соответствующие трудовые соглашения с преподавателями.
К тому же платная образовательная деятельность не должна вестись вразрез с 45-й статьей Закона “Об образовании”, которая предупреждает: “Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные такой деятельностью, изымаются учредителем в его бюджет”.
Дабы не ставить себя в щекотливое положение и не дублировать государственные образовательные стандарты, в гимназических классах обучение ведется по углубленным программам и модернизированным методикам, которые разрабатывают научно-методические центры. Пособия, по которым учатся гимназисты, зачастую не проходят федерального экспертного совета и не имеют грифа Министерства образования, однако для дополнительных образовательных услуг эти формальности не обязательны.
Стоимость обучения в гимназических классах отражается в договоре. Плату за обучение гимназистов родители вносят через банк, представляя в школу квитанции об оплате. Расчеты наличными считаются незаконными.
Часть доходов от платных образовательных услуг идет на повышение зарплаты учителям – “гимназические” часы стоят дороже “государственных”. Одним словом, выигрывают все, кроме, пожалуй, родителей. Но за последними оставлена свобода выбора – в любой муниципальной школе наряду с гимназическими есть и обычные классы.
Несколько слов о налогообложении платных образовательных услуг. Согласно инструкции “Налогообложение бюджетных организаций” (1999 года выпуска) налог на добавленную стоимость и спецналог не взимаются, если образовательное учреждение имеет лицензию на платную образовательную деятельность. Эта лицензия оформляется в органе управления образованием.
Если преподаватель решил заняться индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, ему не нужна лицензия (статья 48-я Закона “Об образовании”). Достаточно подать заявление на регистрацию предпринимательской деятельности и уплатить регистрационный сбор. Эти формальности необходимы для того, чтобы спокойно зарабатывать на свой “индивидуальный” кусочек хлеба. В противном случае, цитирую: “Физические лица, занимающиеся незарегистрированной индивидуальной педагогической трудовой деятельностью, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в соответствующий местный бюджет”.
В муниципальных школах существует еще одна форма занятий – индивидуальная – с учениками слабого здоровья, страдающими астмой, ДЦП и некоторыми другими серьезными заболеваниями. Плата за такие занятия с родителей, разумеется, не берется, а преподаватель получает почасовую оплату по установленным нормам. Все расходы при этом берет на себя муниципалитет.
Дмитрий ЕГОРОВ

Статфакты

На 1 сентября 2001 года статус юридического лица получили 95,3 процента российских общеобразовательных учреждений.

В России в 2000-2001 учебном году насчитывалось 635 негосударственных общеобразовательных учреждений, что составляет менее одного процента от общего числа школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте