Как учить человека на ошибках человечества
Проект школы народной культуры, предложенный учителями из города Осинники Кемеровской области обращает на себя внимание широтой замысла, глобальным видением задач. В основу проекта положен культурологический подход к образованию. В чем он заключается, рассказывает автор-разработчик, старший преподаватель кафедры художественно-эстетического и гуманитарного образования Новокузнецкого института повышения квалификации работников образования Татьяна Меняйлова.
Формирование лучших человеческих качеств напрямую связано с повышением общей культуры человека. Это истина, которую сегодня доказывать не нужно.
Узкоспециальный подход к преподаванию школьных предметов изжил себя как малоэффективный и недостаточный. Школьный учитель должен быть широко образован, должен использовать интегративные связи с другими предметами, показывать растущему человеку окружающий мир через свой предмет и этим заинтересовать, увлечь в научный поиск.
Культурологический подход к воспитанию и образованию осознан, принят и начинает внедряться в практику. Однако сколько людей, столько и представлений о том, что же кроется за этим понятием. Более того, наука, изучающая культуру – культурология, – также на первый взгляд многолика по содержанию и различным авторским подходам. Это сравнительно молодая наука. Но именно она призвана осмыслить предшествующий человеческий опыт, общие закономерности развития. Решая проблему понимания прошлого как опыта жизни на Земле, культурология требует осознанного отношения к действительности и дает возможность проектировать будущее.
Культурология – наука гуманитарная и социальная. Исследуя двухтысячелетний опыт человечества, эволюцию внутреннего, духовного взросления человека, она объясняет и решает проблемы социального, экологического характера. Вот какие вопросы она ставит:
– как, когда и почему произошло то или иное событие, явление в эволюции человеческой культуры?
– какие факторы повлияли на его развитие и результаты?
– какое влияние оказал на это человек?
– как развивался человек, каким представлялся ему мир, во что он верил, какие духовные, этические, эстетические устремления способствовали его развитию, росту, какие отбрасывали его назад?
– как духовное, внутреннее развитие человека влияло на развитие материальной культуры людей?
– как повлияло все это на современное состояние культуры?
В России появилось множество школ культурологической направленности. Их часто причисляют к разряду художественно-эстетических, но это неверно, так как они решают другие, более широкие задачи. Это школы национальной культуры, народной культуры, положившие в основу своего развития изучение русской, мировой художественной культуры как духовно-нравственного опыта жизни предыдущих поколений. В них воспитывают уважение к национальным корням каждого человека, самоуважение и понимание самоценности каждой отдельной культуры и каждого отдельного человека, составляющих единое сообщество людей. Проанализировав опыт внедрения предметов, непосредственно изучающих культуру, наработав собственный опыт и получив качественный результат, мы увидели высокий потенциал культурологического знания. Наша школа народной культуры пошла путем целостного, последовательного изучения культуры. Мы ввели в учебный план школы цикл специальных интегративных культурологических предметов: “Народная культура”, “Мировая художественная культура”, “Культура России”, “Религии мира”, “Культурология”. Мы уверены, что у школьника можно сформировать целостный взгляд на последовательное общекультурное развитие человеческого сообщества, раскрыть жизненные цели и задачи человека и человечества на Земле.
Целостную картину современного мира невозможно воссоздать без преемственности и интеграции всего предметного знания. В нашей школе изменяется учебный план: постепенно и последовательно вводятся предметы культурологического цикла, все предметное знание интегрируется на основе этих предметов, идет кропотливая и серьезная работа по коррекции учебных программ. Эксперимент, по сути, еще в самом начале, однако уже сегодня есть обнадеживающие результаты.
В течение двух лет весь учительский коллектив слушает курсы по основам культурологии, народной культуре, знакомится с новыми методами культурологии и применяет их на практике. Кроме того, учителя расширяют свои предметные и методические познания, посещая курсы в Новокузнецком институте повышения квалификации (НИПК). Коллектив школы уверен: без качественного изменения педагога не будет качественного изменения ученика.
Предметы культурологического цикла сочетают в себе важнейшие принципы современного образования – гуманизация, свободное развитие человека. Это ведет к целостному, осознанному пониманию школьниками окружающего мира, социума и духовно-нравственных законов созидания. Эти предметы обязательно нужно вводить, но не разрозненно, как это делается сейчас, а целостно.
Как это осуществить? Вот как мы размышляли.
Дифференциация, объявленная реформой образования, дала школе возможность самоопределения. Свобода привлекательна. Но как велика ответственность! В результате каждое учебное заведение оказалось перед выбором: работать как прежде или искать свой путь решения новых целей и задач. Цели эти существенно отличаются от прежних.
Это формирование свободного, творческого человека, интеллектуально, духовно, физически развитого, обладающего планетарным мышлением, целостным видением окружающего мира и социума, своих собственных жизненных задач.
Сегодня существует множество школ неординарных, активно ищущих свой путь. Однако анализ развития современной школы показывает, что инновации носят в основном частный, фрагментарный характер. Например, расширение учебного плана, обогащение программ, введение факультативов, объединений по интересам и т.п.
Мы тоже начали с этого. Наша школа обратилась к народной культуре как опыту творческого созидания, взаимопонимания, мирного сосуществования. Народная культура – это утерянное звено, восстанавливающее разорванную некогда преемственность в развитии поколений, отправная точка в духовном развитии человека. Наш ученик становится более искренним, раскрепощенным, у него появляется интерес к учебе, так как он начинает понимать ее пользу.
Но для формирования целостного видения мира нужно целостное знание. А школьные предметы дают полезные, но разрозненные, не объединенные в целостную единую систему сведения. К тому же они даются на достаточно сложной абстрактной основе, между ними нет явной смысловой связи. Ученику самому, а как позднее оказалось, и учителю трудно объединить их в единую картину мира. Получается, что мы выпускаем в жизнь ученика с неким набором знаний, не осознавшим вполне, зачем он ему нужен, зачем сам выпускник нужен миру. В таком состоянии неопределенности начинается путь познания добра и зла, жизни.
Изучение и анализ того, как происходило становление человеческого общества, его взлетов и падений, роковых ошибок и побед – только это поможет составить полное представление о целях и задачах современного человека.
Итак, перед образованием стоит важная задача: объединение предметного знания в единую научную картину мира. Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Однако наша идея глубже: объединение школьного предметного знания на основе “прикладной” культурологии. Это взгляд с позиции “духовность – бездуховность в развитии жизни человечества”. Не указывать, это духовно, это нет, “включить” мысль ученика в этом направлении, “включить” желание исследовать явления жизни, искать ответы, разъясняя смысл и значение духовных ценностей людей.
Это невозможно сделать, используя старые методы обучения. Мы решили обратиться к традициям народной культуры в сфере воспитания. Так родилась идея педагогики естественного развития.
Ее суть в следующем.
Духовное, нравственное и физическое развитие человека в традиционной народной культуре определяется “тремя китами”:
1. Свобода выбора.
2. Вера в себя.
3. Самостоятельность.
Свобода выбора формирует веру в себя, самоуважение, дает возможность идти своим путем, делая открытия, ошибаясь и извлекая уроки из ошибок. Только свободный человек может стать самостоятельным.
Эти условия и определяют развитие духовного, нравственного, умственного и физического здоровья. Любая опека есть проявление недоверия к человеку, неуважение к его личности.
Основой методики свободного развития является метод сопричастности.
Рассмотрим его с позиции ученика:
Я – ученик, прихожу, раскрываю мой образ (свое понимание задач, явлений и т.п.) учителю. Учитель показывает то, что видит, и создает условия для развития, ничего не навязывая. Если учитель делится своим знанием – он ограничивает развитие ученика, так как сразу дает правильное решение вопроса. Это значит, что ученику не нужно создавать свой образ (учиться), остается только запомнить правильное решение (т.е. не учиться). Знание станет прочным лишь тогда, когда ученик его добьется сам.
Уроки, построенные на основе этого метода, – это уроки-размышления, уроки-исследования. Метод основан на обращении ученика к самому себе, к своему опыту жизни, что позволяет ему выделить себя из окружающего мира как значимое, необходимое миру разумное существо.
Метод сопричастности предполагает иной подход и к формированию мотиваций саморазвития детей. В современной школе они таковы: “Ты должен быть…”. Ставя в пример качества идеального человека, учитель обычно приводит ученика к естественному выводу: “Я не такой, вряд ли я когда-либо смогу стать таким”. Складывается комплекс неполноценности. Мы же стараемся способствовать формированию мотивации: “Я хочу быть таким!”. Наша задача – показать преимущества человека, обладающего теми или иными положительными качествами, оставляя выбор за учеником. Ребенок понимает: “Для жизни мне выгодно, полезно быть таким”. И начинает над собой работать…
Комментарии