search
main
0

Супермен Вася. Образовательные ролевые игры в действии

«Мне очень понравилось спасать людей, я прямо чувствовал себя каким-то суперменом», – говорит мне мальчик Вася, воспитанник детского дома. Он только что спасал товарищей во время образовательной игры «Реактор», а сейчас рассказывает мне про свою роль. Вася был матросом на подводной лодке, у него была задача вытащить людей из зараженного радиацией отсека. Может быть, в жизни ему не придется использовать этот суперменский навык, но зато он точно получил возможность задуматься о ценностях, своем месте в команде и в мире.

Для ребенка, который прожил большую часть жизни в детдоме, как правило, очевидна и понятна одна роль – сироты, которому, с одной стороны, все должны, с другой – каждый взрослый может приказать и поэтому можно самому ничего не решать. Во время игры он был в роли простого матроса, но показал себя как матрос-герой, ответственный за людей, способный дать совет старпому. Таким не всякий взрослый смог бы стать. Вася это чувствует. Главный вопрос: хочется ли ему теперь быть таким и в жизни? Впрочем, такие вопросы с явным правильным ответом я не задаю, потому что ему нужно подумать об этом самостоятельно. Игра только создает ситуацию, подталкивающую к размышлениям, а выводы игрок делает самостоятельно.Игра, о которой я говорю, – часть трехлетнего цикла игр и других мероприятий под названием «Полдень». Их разрабатывает наш Центр инновационных образовательных технологий МГУ им. М.В.Ломоносова, волонтеры, педагоги, психологи и многие другие люди, которые объединились вокруг этого проекта. Мы хотим, чтобы в рамках цикла дети могли выступать в разных ролях и сталкиваться с разными ситуациями и задачами. Такой разнообразный опыт развивает, учит общаться, ориентироваться в незнакомой ситуации, что полезно каждому из нас в быстро меняющемся мире. Однако мы хотим поднять планку выше – курс призван помочь решению проблем социализации выпускников детских домов. Это означает упор на решение близких к жизни задач, работу в коллективе, обучение навыкам разрешения конфликтов, самостоятельного выбора, которые тесно связаны со знаниями и нормами, позволяющими человеку стать полноправным членом общества. Мы хотим также помочь развитию адекватных мировоззренческих позиций ребенка.Теоретическая база для разработок центра – теории деятельностного обучения отечественных педагогов и психологов. Это прежде всего работы Л.С.Выготского, теория развивающего обучения Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика Ю.В.Громыко.Расскажу подробнее об игре «Реактор». Сюжет построен на основе реального случая с советской подлодкой К-19, которая потерпела бедствие. На подводной лодке вышли из строя приборы управления и система атомного реактора, и у экипажа остался всего час, чтобы все исправить, иначе произойдет взрыв. Такая вводная дается детям в начале игры, потом распределяются роли – старпом, инженеры, медики, матросы. У каждого героя есть своя задача и своя ролевая информация – например, врач знает, как вылечить облученного радиацией, а инженер – как посчитать по формуле число, нужное для починки реактора.Надо сказать, дети реагируют на роли по-разному. Есть классы, которые очень хотят участвовать и с энтузиазмом расхватывают роли, есть ребята, которые с опаской смотрят на тебя, и первая их реакция: «А чего я? Не хочу». Как-то раз в восьмом классе я спросила: «Кто хочет быть матросом? Нужно будет много бегать, много всего делать, ходить в реакторную, спасать облученных, чинить реактор». Настороженное молчание, потом вопрос: «А там, в реакторной, страшно или интересно?»Еще как интересно! На самом деле роль матроса – одна из самых интересных для детей всех возрастов, и она же ключевая для работы в команде. И, кстати, очень хорошо показывает, что в любой роли, какой бы простой она ни казалась, человек может проявить себя.Есть в игре также хитрая роль старпома – фактического командира подлодки. «Какие качества нужны старпому?» – спрашиваю как-то на вводной. «Нужно командовать… Вот у Маши получится, она громко кричать умеет!» – «Разве командовать – это всегда значит кричать?» – уточняю я. Дети призадумались. Когда мы подошли к этому вопросу на разборе после игры, ребята отвечали, что командира должны слушаться, но при этом он должен не только уметь кричать.В некоторых классах дети разобщены и не идут на контакт – не сформировался коллектив, нет явных конструктивных лидеров, которые хорошо бы сыграли роль старпома. Тогда мы вводим в игру взрослого-капитана, задача которого расшевелить детей и все-таки побудить их действовать организованно и сообща.Вот роли распределены, игроки надели тельняшки и противорадиационные костюмы, немного освоились – и начинается игра. Вначале дети, как правило, в растерянности, сразу столько всего надо делать – и бежать в темную комнату – реакторную, чтобы чинить реактор, и искать подсказки для загадок, и рассчитывать формулу починки реактора, и чинить пульт – конструктор из проводков и лампочек. А вот и первые «облученные», они пробыли в реакторной дольше, чем следует, и «потеряли сознание» по-игровому, поэтому товарищам пришлось их вытаскивать и срочно нести к врачам. А тем временем матросов не хватает, и старпом сам надевает защитный костюм и бежит в реакторную, а инженер бросает свое дело и помогает ему, дежуря у двери… Потом на разборе, уже в спокойной обстановке, кто-то веско подводит итог: «Не успели все починить, потому что каждый должен делать свою работу!» Важно, что это говорит ребенок, а не учитель, и ребенок почувствовал это на своей, что называется, шкуре, на личном опыте, а не прочитал в учебнике.Для обучающего эффекта таких игр очень важен так называемый рефлексивный разбор – направляемый организаторами групповой разговор сразу после игры, когда обсуждаются наиболее интересные с педагогической точки зрения ситуации, а детей побуждают высказаться по поводу только что полученного опыта.В каждой игре есть акцентированные вопросы, которые ставятся во время рефлексивного разбора. В игре «Реактор» это, во-первых, принятие задачи – проще говоря, понял ли игрок, что ему нужно делать и зачем. Почему мы вообще бегали тут и суетились? «Мы ремонтировали реактор», – отвечают они. А зачем? «Чтобы спасти нас и подлодку». А что еще нужно было сделать? На доске для наглядности организаторы вместе с детьми рисуют схему взаимосвязи задач – и дети сами приходят к выводу, что без совместных усилий главную задачу было не решить.Теперь смотрим, как именно решал наш экипаж подводной лодки эту задачу. Кто какую роль играл, что должен был делать и какой вклад вносить? Какие качества все-таки важны для старпома? А для матроса? Не играл ли кто-то еще и чужую роль и почему так получилось? Почему, когда Вася помогал Пете, Петя справился с задачей в реакторной? А что случилось, когда Вася отвлекся и забыл?Во время обсуждения учителю важно не диктовать выводы детям. Теперь это их личный опыт, личные ошибки и удачи. Вся игра, и в особенности обсуждение, – это не урок и не лекция, это сотворчество взрослого, проводящего игру, и игрока, учителя и ученика. Каждая игра получается уникальной, потому что уникальны играющие в нее дети, но из каждой можно извлечь полезный детям опыт.«Реактор» – одна из первых игр программы, одна из самых простых. Следующие игры программы делают акцент на другие грани процесса социализации, но навыки командной работы для решения задач остаются важным мотивом. Дети разгадывают научные загадки, ведут переговоры на высшем уровне с непредсказуемыми жителями другой планеты, передают сложную информацию по рации, программируют робота, а на самом деле учатся принимать решения, четко излагать свои мысли, работать в команде на общую цель.Важно то, что в ролевых играх ребенок получает возможность понять сложные вопросы бытия на своем личном, пусть и игровом, опыте, это во многих случаях действеннее прочитанного в учебнике. Дети сами осознают, чему и зачем их учат игры, ведь это прямой путь к выработке личной системы ценностей, которая так важна для ребят, у которых нет родительского примера перед глазами.По ходу программы игры все более усложняются, начинается моделирование ситуаций, с которыми детям придется столкнуться в реальной жизни, например поиск работы.Мой новый знакомый – супермен Вася из восьмого класса, для него все только начинается. А в десятом классе того же детдома только что прошла игра, в ходе которой ребята писали резюме, брали друг друга на работу и выигрывали тендер, а на послеигровом разборе обсуждали среди прочего, должна ли конкуренция компаний быть честной.Наша ближайшая цель – распространить игры среди воспитателей и педагогов по всей России, чтобы каждый мог пользоваться нашими наработками и улучшать их и чтобы каждый ребенок из детдома получил возможность побыть суперменом.Адрес сайта проекта «Полдень» thenoon.ru.​Евгения ГАЙСИНА, специалист Центра инновационных образовательных технологий МГУ им. М.В. Ломоносова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте