Юридический факультет в Московском городском педагогическом университете пользуется огромной популярностью не только в Москве, но и в других регионах страны. Возглавляет его заслуженный юрист Российской Федерации, профессор Владимир СЕВЕРУХИН, который сумел за короткий срок вывести его в число лучших в России. Вот уже несколько лет приоритетным направлением научных исследований факультета стала такая важная тема для гражданского образования учащихся и студентов, как «Право и права человека». Сегодня Владимир Александрович рассказывает о деятельности своего факультета.
– Владимир Александрович, скажем, в 80-е годы прошлого века было бы удивительным услышать, что в педагогическом вузе есть юридический факультет. Почему ваш факультет создан именно при Московском городском педагогическом университете?
– Статус университета позволяет открывать любой факультет. В нем более половины студентов, которые получают классические специальности: экономисты, психологи, юристы, политологи. В составе нашего университета есть Институт иностранных языков.
Наш факультет был создан одним из первых. В прошлом году ему исполнилось 10 лет. За эти годы, по мнению уважаемых коллег, он заявил о себе как о центре высокого уровня подготовки специалистов.
Сегодня у нас работают пять кафедр, которые возглавляют известные юристы, имеющие большой педагогический опыт. Среди них – доктор юридических наук, профессор, член Конституционного суда РФ Б.Эбзеев, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Ф.Рудинский, известный не только в нашей стране, но и за рубежом. Основной лейтмотив всех его исследований – права человека. Своим аспирантам он дает не только высокий уровень теоретической подготовки, но и пример высокой нравственности. Занимает должность доцента бывший первый заместитель прокурора Москвы Ю.Синельщиков, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, тоже доцент, федеральный судья в отставке Е.Ершова, доктор юридических наук Л.Глухарева.
– Вашему факультету, как и вашему университету, чуть более десяти лет, но его выпускники пользуются популярностью в столице и за ее пределами. Они востребованы. У них нет проблемы с трудоустройством. Почему именно вашим бывшим студентам часто отдают предпочтение?
– Наши выпускники работают во всех учреждениях Москвы и России. Они есть в Конституционном суде РФ и Арбитражном суде РФ, в судах общей юрисдикции. Несколько человек работают в московском Департаменте образования в юридическом отделе и в юридических отделах образовательных округов. Кто-то имеет несколько часов права в школах. Многие преподаватели нашего юридического колледжа заканчивали наш факультет. Кстати, колледж готовит социальных работников, юристов со средним профессиональным образованием.
Многие выпускники устраиваются в органы социальной защиты населения, привлекает их и институт свободы совести, а также различные правозащитные организации. В общем, трудно найти юридическое учреждение, где бы не было наших выпускников. Это и сбербанки, и коммерческие банки, юридические отделы в акционерных обществах, в строительных компаниях. Есть наши специалисты и за рубежом. Одна наша выпускница трудится в Германии, другая после окончания юридического колледжа в США осталась там работать, еще одна оказалась в Брюсселе.
– Кроме специальных дисциплин, что еще изучают ваши студенты?
– Конечно, больше всего времени отдается специфическому образованию: это судебная медицина, судебная психиатрия, очень полезная и для обычной жизни, и для работы, а также судебная бухгалтерия. Между прочим, все это изучают на любом юридическом факультете, но главное, на каком уровне они ведутся! Если наши студенты изучают судебную медицину, то с ними занимаются специалисты высокого класса. Практические занятия ведет кандидат медицинских наук, он их водит в морги, там студенты присутствуют на вскрытиях. В итоге они получают фундаментальную подготовку.
Кроме того, наши ребята изучают экономику, историю России, иностранные языки, занимаются физкультурой. Впрочем, это необходимо всем, кто получает высшее образование.
Затем идет блок специальных дисциплин. Основной. Начинаем с истории государства и права. Чтобы понять, что происходит сегодня, что будет завтра, нужно знать, что было вчера и позавчера. Затем изучается теория права. Студенты серьезно знакомятся с проблемами философии права, социологии права.
Наши кабинеты имеют самое современное оборудование. Есть прекрасный компьютерный зал. Есть программа «Гарант», другие юридические программы. Все это способствует подготовке хороших специалистов. Молодые люди учатся у нас ораторскому искусству. Есть специальный курс «Риторика», курс «Культура речи». Еще на первом курсе, когда начинаю вести у них теорию государства и права, то прежде всего требую умения пользоваться источниками и уметь ярко, доходчиво излагать свои мысли. Мы учим их хорошему владению языком, способам устанавливать причинно-следственные связи, убеждать, аргументировать, излагать огромный материал на двух-трех страницах.
– Сама будущая профессия юриста приобщает молодых людей к науке. С какого курса ваши студенты начинают заниматься научными исследованиями?
– За 10 лет существования факультета у нас написано девять томов научных трудов. Там обычно публикуются, в том числе несколько статей студентов и аспирантов, хотя и отдельные сборники их работ выпускаем.
Основное научное направление всех наших кафедр общее – право и права человека. По правам человека у нас защищено несколько диссертаций. С первого курса мы втягиваем студентов в научную деятельность. Я обычно говорю молодым людям: может быть, вы никогда не будете все докторами или кандидатами, но с наукой вам дружить необходимо. Не важно, кем ты будешь – следователем, адвокатом, юристом, – сама наша специальность носит исследовательский характер, поэтому исследовательской работой надо заниматься всем.
Каждую весну, в начале марта, у нас проходят дни науки для студентов, аспирантов и преподавателей. Дни науки – это «круглые столы», конференции, заседания секций, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы юридической теории и практики, проблемы прав человека и образовательного права. Лучшие доклады мы публикуем. Ездят наши ребята и на студенческие научные конференции.
– Есть ли связь у вашего факультета с другими факультетами университета?
– Мы участвуем в научных конференциях факультетов, которые готовят педагогов. Обычно это тематика, связанная с правами ребенка. Мы провели колоссальную работу вместе с нашим гуманитарно-правовым колледжем. В течение трех лет предлагались обучающие программы по правам ребенка для учителей и директоров школ. Обучение шло на довольно высоком уровне. Участвовали члены Конституционного суда РФ, виднейшая профессура города Москвы. Было подготовлено около десятка книг по правам человека нашими преподавателями. Были привлечены преподаватели из других вузов столицы.
Вообще связь с другими факультетами носит неформальный характер. Допустим, готовят какое-то пособие для начальной школы, вроде бы это чисто педагогические проблемы, но они нам присылают его. Мы смотрим те аспекты, которые связаны с правами ребенка. Нас приглашают на конференции, когда речь идет о правах человека. У нас есть кафедра, которая обеспечивает курс правоведения на педагогических факультетах. Кстати, это небольшая юридическая дисциплина, которая входит в обязательный стандарт для всех факультетов. А на некоторых мы даем еще какие-то спецкурсы, когда нас просят дополнительно. Допустим, на географическом факультете наши преподаватели вели спецкурс «Правоведение», а затем потребовался спецкурс «Право человека на нормальную окружающую среду». Преподаватели с исторического факультета ведут у нас историю России.
Есть у нас и внешние связи. Наши студенты сотрудничают с аппаратом Уполномоченного по правам человека, сотрудничают со многими правозащитными организациями. Мы собираемся создать постоянно действующую юридическую клинику, куда привлечем студентов старших курсов, чтобы они вместе с преподавателями могли давать юридические консультации для населения. Для них это будет определенной практикой. Между прочим, это дело довольно деликатное. Здесь нужен контроль со стороны преподавателей, потому что если дадут не тот рецепт, т.е. не тот ответ, то можно навредить. Будем обращаться к ректору с просьбой, чтобы нам разрешили создать научную лабораторию по правам ребенка. Она могла бы носить межфакультетский характер. Психологи внесли бы свой вклад, юристы свой, историки свой. Это могло бы быть очень полезно для системы образования города. В эту программу можно было бы включить и всякие межэтнические отношения.
Наши преподаватели помогают подготовке законопроектов как на федеральном уровне, так и на уровне г. Москвы. Их работа считается работой высшего класса. В течение последних пяти лет доценты и профессора факультета активно участвовали в реализации проекта Управления Верховного комиссара ООН и МИД РФ «Содействие развитию образования в области прав человека». Они вели курсы для учителей школ и преподавателей высших образовательных учреждений. Говоря об этом, хочу подчеркнуть, что даже самая совершенная система образования в области прав человека будет малоэффективной без создания институтов гражданского общества и коренного изменения характера взаимоотношений человека и власти в России.
Комментарии