search
main
0

Современное образование основано на ИКТ-технологиях

Большая часть деятельности учащегося, учителя и администратора в школе информационная. Для деятельности такого рода в современном мире используются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В современной школе и Школе Будущего средства ИКТ также используются для информационной деятельности и доступа в контролируемое открытое пространство источников информации.

Правильное использование этих средств позволяет школе эффективно и массово достигать образовательных целей:

освоения различных областей знания и культуры: традиционных (цели – письменная коммуникация, решение математических задач, собирание и запись истории семьи и пр.), традиционно рассматривавшихся, но редко реализуемых (цели – самостоятельное открытие закономерности, сочинение музыки, коллективное создание текстов и пр.), совершенно новых (цели – освоения языка видео, языка программ управления, мультимедиавыступлений, систем глобального позиционирования и так далее);

формирования общеинтеллектуальных и общесоциальных (в том числе общеучебных) навыков, умений и способностей (сбор, поиск и оценка информации в открытом пространстве, этичное и безопасное поведение в нем, улучшение созданного произведения в ходе обсуждения с другими, коллективная работа).

Освоение конкретных информационных технологий происходит параллельно с их использованием, в основном в начальной школе. С самых первых дней ученик начинает фиксировать объекты и события с помощью камер и видеокамер, цифрового диктофона, сохранять собираемую информацию в компьютере. Это служит толчком для развития его устной речи. Параллельно развивается письменная речь с применением клавиатуры и компьютерных словарей (сочетающих текст, изображение, звук), мотивируемая задачами коммуникации и социального взаимодействия. В начальной же школе ИКТ помогают создавать графические работы, музыкальные произведения, вести измерения (температуры, расстояния, собственного положения). В основной школе ИКТ постоянно используются учащимся и учителем в учебном процессе, растет их роль в процессах общения, коллективной деятельности, самовыражения, в социальных и иных проектах. В старшей школе ИКТ используются дополнительно в процессе профориентации и профессиональной подготовки, учащиеся могут осваивать и использовать отдельные ИКТ-квалификации на уровне взрослых.

Школа обеспечивает учащемуся возможность осваивать и развивать и доцифровые, докомпьютерные и даже дописьменные умения и навыки, например: навыки арифметических вычислений в столбик, каллиграфического письма пером, заучивания наизусть литературных произведений. При этом ценность этих навыков внутри школы отражает их ценность в окружающем мире. Например, повышается значимость соотнесения математической модели с реальностью, понижается значимость умения решать сложные уравнения специальных видов. Повышается значимость грамотной письменной коммуникации, понижается значимость коммуникации без цифровых устройств. Повышается значимость умения найти нужную информацию во внешних источниках (справочниках, Интернете), продолжает снижаться значимость знания фактов на память. Учащиеся, которые в силу ограничений здоровья не в состоянии освоить школьную программу без применения технологий, получают такую возможность, решается задача их социализации и продуктивной жизни.

Информатизация обеспечивает «прозрачность» школы, гласность и открытость принятия решений, участие в нем детей и родителей, коллектива школы.

Школа информатизации предполагает формирование новых правил жизни школы, нового ее уклада. При этом возникает необходимость записать, кодифицировать многие традиции и «неписаные законы» школьной жизни.

Процесс перехода школы на модель «школы информатизации» предполагает этап общего ознакомления коллектива школы и одобрения с его стороны. Следующий шаг – формирование ИКТ-компетентности одного или нескольких учителей и построение ими поурочного планирования своих курсов с ИКТ-поддержкой. За этим следует планирование ресурсов и, если нужно, выделение дополнительных ресурсов со стороны учредителя. Таким образом, затраты осуществляются в рамках программно-целевой модели.

Предполагается постепенность перехода на модель «школы информатизации» в рамках отдельной школы, региона, всей системы образования РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте