search
main
0

Сопоставляя прошлое и настоящее. История

Курс отечественной истории формирует чувство патриотизма и гражданского мировоззрения. В качестве ведущих целей исторического образования, определенных в Федеральном компоненте государственного стандарта по истории, мы видим: «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни», «воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин…». Перед выпускником стоит задача, «осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России». Таким образом, мы видим, что национальные приоритеты и основные цели исторического образования направлены на воспитание граждан России, позитивно воспринимающих идеи гражданского общества и правового государства.

Хочется обратить внимание на то, что хотя отношения «гражданина» и «государства» регулируются системой нормативно-правовых актов, в основе этого взаимодействия лежит чувство любви человека к своей Родине, своему народу, уважения к своему государству и его законам.

Изучение истории России создает условия для культурно-национального самопознания учащихся, самоидентификации личности, для формирования чувства патриотизма и гражданственности.

К сожалению, процесс преподавания истории и его результаты показывают, что часто знания оказываются лишенными личностного смысла, что делает их формальными, не затрагивающими сферу чувств. Возникают вопросы: что способно сделать знания личностно-значимыми для учеников; как организовать обучение так, чтобы оно вызывало интерес ребят, способствовало их развитию?

Образование может быть эффективным, если ученик не равнодушен к тому, чему его учат, внутренне понимает значимость изучаемого материала. В подростковом и раннем юношеском возрасте особенно ценно то, что позволяет получить ответы на волнующие вопросы. Учителю важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы познание мира ребенком шло одновременно с самопознанием, формированием умения понимать других людей и взаимодействовать с ними, приобретая опыт человеческих отношений. Педагог обращается к личному опыту своего ученика.

Опыт подсказывает, что активность ученика во многом будет зависеть от его вовлеченности. Он участвует не только в деятельности, предложенной учителем, но и в самостоятельном отборе и конструировании учебной информации, в критическом оценивании имеющихся исторических фактов, событий, явлений. Примером может служить включение истории повседневности в контекст изучаемого материала. Именно история повседневности может способствовать глубокому проникновению в прошлое, так как предлагает ученику более пристально взглянуть на историческую эпоху, поставить себя на место участников исторических событий, испытать те чувства, которые были свойственны современникам событий.

История повседневности («Alltagsgeschichte») – одно из направлений в теории истории, которое зародилось в Германии в середине 70-х гг. ХХ в. На центральное место в истории повседневности поставлено изучение чувств и душевных переживаний простых людей. Она пользуется достижениями устной истории, задачей которой является предоставление возможности рядовым обывателям высказать свой взгляд на мир, осознать себя участником исторического процесса. Включение содержания истории повседневности в практику изучения отечественной истории ХХ в. делает прошлое более близким и понятным, дает возможность ярко и убедительно показать отношение старших поколений к труду, условия жизни и быта, эмоции и чувства людей, переживающих те или иные события. Все это может доходчиво показать ребятам место человека в истории, судьбы разных людей, опыт своей собственной семьи, вынесенный из участия в событиях прошлого. Материал истории повседневности способен обогатить содержание школьного курса истории. Включение в него личностно-значимой для учащихся информации, субъективно-эмоциональное восприятие изучаемого материала способствуют развитию у ребят чувства сопереживания, помогают почувствовать себя связующим звеном «между прошлым и будущим» в истории своего народа, воспитывают ответственность за будущее своего государства.

История повседневности изучает сферу человеческой обыденности, нормы поведения, действия и поступки в различных жизненных ситуациях. Каждому представителю определенного исторического времени присуще индивидуальное осознание, которое характерно именно для людей этой эпохи. Только осознав, что каждый период истории имеет свои стереотипы обыденного сознания, которые проявляются во всех слоях общества, во взаимоотношениях людей, в семейных отношениях, в отношении к Родине, государству, ученик не будет судить о прошлых поколениях мерками сегодняшнего дня.

Включая в содержание урока материал повседневности, важно обратить внимание на то, что для воспитания гражданственности необходимы связь и взаимодействие повседневности как микроисторического уровня жизни с макроисторией (экономикой, политикой и др.). Обращаясь к повседневности, нельзя сводить исторический материал к простому описанию быта. Необходимо обращение к ментальному уровню повседневной жизни, к идеалам, ценностным ориентациям, что позволяет осмыслить взаимоотношения людей, их поведение, использовать опыт, накопленный предшествующими поколениями, сегодня. История как учебный предмет, изучающий прошлое человеческого общества, становится для ребенка интересной и востребованной, а значит, он мотивирован к ее изучению, когда за каждым событием он ощущает современника этого события, его чувства и переживания. Приобщение учащихся к опыту познания повседневности человеческого бытия дает возможность не просто лучше понять прошлое, масштабность изучаемых событий, но осуществить сложный процесс исторической идентификации, самопознания, критической оценки событий прошлого и настоящего.

Великая Отечественная война – одна из самых героических и трагических страниц нашей истории, ученики уже многое о ней знают. Основную канву событий и фактов ребята уже изучили в основной школе. Они знакомы с литературными произведениями, где художественными средствами воссоздается сложная картина человеческих судеб в годы войны. Средства массовой информации также дают большой материал по изучаемой теме. Систематизируя уже знакомый детям материал, изучая с ними новые факты, учитель может добиться эффекта приближения исторических событий к ним, используя возможности исторической памяти, источником которой являются старшие поколения. Работа ребят на уроках истории может быть более успешной, если они сами выступят в качестве исследователей событий прошлого.

Отвечая на вопросы учителя, какие проблемы жизни людей в условиях войны их больше всего затрагивали, вызывали интерес, ребята называли судьбы родных и близких – 34%; дети на войне – 22%; подвиг -14%; жизнь на фронте – 12%; школа в годы войны – 6%; женщины на войне – 4%; быт ленинградцев – 6%; жизнь угнанных на работу в Германию мирных жителей – 2%.

Анализируя полученную информацию, можно увидеть, какие сюжеты, связанные с проблемой «человек и война», стали личностно-значимыми для учащихся. Эта работа позволила конструировать содержание изучаемого материала. Желание ребят узнать о войне не только как о событии государственного значения, но и как о тяжелейшем испытании, выпавшем на долю родных и близких (34%), сверстников (22%), и другие сюжеты, связанные с человеком в условиях войны, включенные в содержание и процесс изучения материала, способствовали созданию условий для развития мотивации учащихся. В рабочих тетрадях учащиеся вели краткие записи фактов, связанных с повседневной жизнью конкретных людей в условиях войны. Ребятам было предложено соотнести события истории государственной важности с событиями истории семьи, с фактами биографии близких людей, других современников событий. Им постоянно предлагалось ответить на вопрос: почему те или иные события из жизни простых людей оказали наиболее сильное эмоциональное воздействие на их сознание и чувства. Например, перед изучением темы «Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны» учащимся было предложено домашнее задание: собрать устные свидетельства и записать на их основе рассказ родственников о том, каким для них был день начала войны. Найти свидетельства о том, какие изменения в жизни родного города принесло начало войны. В своих рассказах ребята описали, как вероломное нападение Германии изменило мирное течение жизни не только государства в целом, но и их родных и близких, о том, какой стала повседневная жизнь людей в условиях войны, привели в пример факты, которые им рассказали очевидцы событий или память о которых сохранилась в истории семьи.

На основании приведенных фактов учащиеся смогли сделать выводы о том, что, несмотря на необходимость выживания в экстремальных условиях войны, людям хотелось сберечь то, что было обыденным и привычным в мирное время.

На уроках в качестве источника знаний использовались мемуары, но наибольший интерес у ребят вызвали семейные предания о судьбах родных в годы войны. Знакомясь с этим материалом, ученики более ярко и эмоционально восприняли судьбы своих близких в экстремальных условиях военных лет. Обращаясь к истории повседневности, мы постоянно акцентировали внимание подростков на том, как война, ломая человеческие судьбы, все же раскрывала благородство и стойкость человеческого духа. Вместе с тем обращалось внимание на слабости людей, на низменные поступки и малодушные действия, что способствовало более яркому восприятию героического начала повседневной жизни большинства.

При изучении темы «Великая Отечественная война» мы постоянно обращали внимание учеников на проявления человеческих качеств в условиях борьбы за выживание, на нравственный выбор человека в экстремальных условиях. Включая в урок собранные ребятами устные свидетельства, мы старались показать многоаспектность исторических событий, их значение для современного человека, старались помочь им определить ту проблему в истории войны, которая вызывает у них особый интерес, и расширить представления по волнующему их вопросу.

Работая над темами «Жизнь обычной семьи в годы войны», «Листая старый альбом», «Возрожденный город», ребята открывали для себя много интересного и важного: бытовые подробности жизни в условиях военного времени, голод и холод, бомбежки и артобстрелы, которые приходилось переживать людям, им хорошо знакомым. Во многих работах школьники отмечали лучшие человеческие качества, о которых им рассказали родные, вспоминая это трудное время. Взаимопомощь, забота о детях, упорство и терпение.

Рассматривая фотографии первых послевоенных лет, ребята описывают светлые лица, улыбки, которые, несмотря на страшные потери и разруху в стране, светились на лицах людей. И для сегодняшних юношей и девушек приходит осознание главных для человека ценностей – жизни своей и других людей, нравственных человеческих отношений, любви к своей Родине. «Тема войны по-прежнему остается актуальной, – написала ученица 11-го «А» класса А.Федосова. – Сколько похоронок пришло матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны».

Анализ письменных ответов ребят показал, что они считают значимой сохранение памяти о Великой Отечественной войне. В их работах есть такие высказывания: «…война перевернула миллионы людских жизней и не может быть забыта», «…кто не помнит историю своей страны, тот ее не любит». Авторы многих работ воспринимают войну как личностно-значимое событие, считая, что «…о войне нельзя забывать, погибли наши родственники, чтобы мы жили». Практически для всех ребят, отвечавших на этот вопрос, важны уроки войны: «…Великая Отечественная война памятна не только страданиями, пережитыми нашим народом, она заставляет нас задуматься о том, что только единение людей перед лицом общего врага заставило не думать каждого о собственных бедах – главным для каждого была судьба страны, его Родины», «…свою историю необходимо знать, учась на ошибках прошлого, мы можем не совершать аналогичных снова», «…война научила многому: вере в невозможное, стойкости и патриотизму, силе духа». В одной из работ есть такие слова: «…Забыть войну вообще нельзя. Это наша память. Но с другой стороны, говорить об этом каждый день не стоит. Это не принесет радости или каких-то положительных эмоций как тем людям, кто прошел войну, так и тем, кто молод и живет в новом тысячелетии. Нужно жить дальше…».

Выполнение предложенных заданий актуализировало для учащихся изучаемую тему, дало возможность учителю опираться на суждения ребят при изучении материала. В работе над темой «Великая Отечественная война» учитель постоянно обращался к проблемам жизни и поведения человека в экстремальных условиях, взаимоотношений людей, к проблеме нравственного выбора. Анализ результатов деятельности учащихся показал, что включение в традиционное содержание уроков материала истории повседневности «приближает исторические события к ребятам, вызывает у них положительный эмоциональный отклик, способствует их социализации. Проведенная работа способствовала созданию необходимых условий для того, чтобы сделать содержание учебного материала личностно-значимым.

Среди учащихся 11-х классов была проведена анкета, целью которой было выявление их отношения к истории повседневности как к фактору мотивации обучения истории, к формам работы, используемым на уроках. Отвечая на вопрос анкеты о повседневной жизни людей, получить знания конкретных, вызывающих у них интерес фактов хотели бы 80% учащихся; лучше понять мотивы поведения людей – 72% учащихся; лучше понять себя – 48%.

История повседневности, выступая как фактор мотивации изучения истории, может сыграть очень значимую роль в развитии личности учащегося, воспитании гражданственности. Об этом свидетельствует повышение интереса ребят к изучению проблем Великой Отечественной войны, количество учеников, принявших непосредственное участие в написании творческих работ, в проведении микроисследований.

Включая в содержание уроков истории материал истории повседневности, учитель организовал деятельность учащихся по работе с устными свидетельствами – одним из важнейших источников, который могут использовать учащиеся. Основным преимуществом устных свидетельств является то, что они помогают воссоздать недавние события истории общества, особенно историю отдельных общественных групп и людей. Устные свидетельства особенно важны при изучении изменений в обществе на примере разных поколений.

Личностно-значимая деятельность учащихся является условием для развития образовательной мотивации и обеспечивает возможность получения метапредметных образовательных результатов: навыков исследовательской деятельности; коммуникативных навыков; развития способности анализировать информацию, а затем выстраивать изложение фактов и хронологию, формулировать заключение о том, что произошло и почему.

Наталья ОСИПЕНКО, аспирантка, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте