search
main
0

Сообщество неравнодушных. В Ульяновской области педагоги активно включены в образовательную политику

​Клуб «Учитель года» – профессиональное сообщество призеров, участников Ульяновского областного этапа конкурса «Учитель года России», просто неравнодушных учителей – возник в 2003 году. Это одно из первых сообществ, созданных по инициативе самих учителей.

Поставив своей целью поддержку и поощрение талантливых работников образования, повышение престижа учительской профессии, распространение педагогического опыта, содействие профессиональному общению, клуб сразу начал играть важную роль в развитии региональной системы образования. Ведь клуб «Учитель года» создает своеобразный банк инновационного опыта – аккумулирует информацию о реализации образовательных программ и проектов, организует обмен этой информацией на областном, межрегиональном, всероссийском и международном уровне во время семинаров, творческих мастерских, мастер-классов, конференций и форумов педагогов. Кроме того, участники клуба информационно и организационно поддерживают различные профессионально и социально значимые акции.Школа для молодыхВ декабре 2008 года клуб «Учитель года» учредил открытую школу методического мастерства «Начала» для молодых педагогов. Школа работает как постоянно действующий проблемный семинар «Развитие компетентности молодого учителя». Программа семинара адресована учителям со стажем педагогической работы не более трех лет. Преподаватели школы – победители, призеры и лауреаты областного конкурса «Учитель года» разных лет – проводят мастер-классы. Структура занятия такова: введение участников мастер-класса в проблему, фрагмент практического занятия, обсуждение и рефлексия. На мастер-классах в разное время обсуждались возможности социокультурного подхода в образовании, приемы реализации проблемного подхода в образовании, особенности формирования и развития грамотности чтения на уроках истории, подходы к формированию и развитию мотивов учения у школьников, «великие мелочи» образовательного пространства класса и многое другое.      Фестиваль инновацийВ августе 2009 года клуб «Учитель года» провел I Ульяновский открытый фестиваль педагогического мастерства «Академия успеха: от поколения к поколению», главной задачей которого были популяризация инновационных педагогических идей и распространение передового педагогического опыта работников образования Ульяновской области.В программе фестиваля не было конкурсных заданий. Это был смотр педагогических идей и парад педагогических талантов. Фестиваль собрал 98 педагогов из всех 24 муниципальных образований области. От каждого района в работе фестиваля принимала участие муниципальная команда, в состав которой входили: заслуженный учитель, член муниципального творческого объединения педагогов – победитель конкурса ПНПО; молодой учитель со стажем до трех лет; педагог дополнительного образования.Сотрудничество конкурсантовНовой педагогической реальностью клубного движения Ульяновской области стало появление учительских клубов в муниципальных образованиях. Сегодня учительские клубы действуют в 14 муниципалитетах. Причем клубы объединяют не только учителей года, но и участников других конкурсов. Так, профессиональные объединения учителей в Павловском и Чердаклинском районах включают в себя лауреатов конкурса «Учитель года», победителей конкурса ПНПО, «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», что обогащает выездные творческие встречи учителей: транслируется не только опыт инновационного образования, но и воспитания. Участники клуба постоянно ищут пути личностного, профессионального роста. Для развития творческого потенциала педагогов были организованы встречи с ведущими учеными страны.Регионы дружат клубамиВ 2009 году воплотилась в жизнь идея объединить усилия региональных учительских клубов для выявления и продвижения на всероссийском уровне наиболее ярких и значимых педагогических инноваций. В Ульяновской области прошел I Всероссийский фестиваль учительских клубов. Участники фестиваля обсудили инновационные формы распространения передового педагогического опыта, перспективы непрерывного образования педагогов, возможности конструктивного диалога педагогических сообществ с общественными организациями и властью.Основной темой фестиваля-2010 стало обсуждение возможностей трансляции передового педагогического опыта, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования. В 2011 году фестиваль стал международным и проходил в формате форума, в центре внимания которого были вопросы образования одаренных детей и талантливой молодежи. Состоялась презентация региональных систем работы с одаренными ребятами, говорили о формировании института наставничества и профессиональной рефлексии педагога как факторе инновационного развития образования.В 2012 году фестиваль проходил в формате научно-практических сборов, главная тема – «Воспитание как событие». Фестиваль-2013 проходил под девизом «В новую школу с новыми ценностями» и был посвящен ценностным ориентирам современного образования. Всероссийский фестиваль «Литература – духовно-нравственная основа России» в 2014 году стал самым масштабным. Стратегической целью фестиваля стало создание переговорного пространства для осмысления и распространения лучших педагогических идей, моделей, условий для развития и повышение функциональной значимости литературы как средства объединения духовных, нравственных и интеллектуальных ресурсов в языковом и культурном пространстве России и мира.От слета до чемпионатаВ 2015 году фестиваль изменил свой формат и проходил в форме всероссийского слета. Обсуждалась идея проведения нового всероссийского конкурса – Чемпионата региональных учительских клубов (ЧЕРУК), который в 2016 году пройдет на территории Ульяновской области. Чемпионат позволит определить самые талантливые педагогические проекты и технологии, которые будут активно внедряться в региональных системах образования всех субъектов РФ. «На наш взгляд, это еще один шаг на пути развития движения учительских клубов, укрепления профессиональных связей между педагогическими сообществами, представителями культуры, бизнеса», – пояснила заместитель председателя правительства – министр образования и науки Екатерина Уба.В очном этапе чемпионата-2016 примут участие 30 команд, 15 из которых отбираются из числа регионов, один участник которого в прошедшем году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года», и еще 15 – по результатам конкурсных заданий отборочного этапа на основании общего рейтинга.Подбор конкурсных заданий для очного этапа – предмет для обсуждения, тем не менее организаторы уже предложили ряд испытаний, демонстрирующих как личный, так и командный потенциал участников. Так, в рамках конкурса командам будет необходимо провести учебное занятие с использованием заданной педагогической технологии. Это позволит, с одной стороны, отработать ее на уровне региона до уровня презентабельного учительского продукта, а с другой – всем регионам-участникам получить учебно-педагогическое портфолио из лучших инновационных проектов. Также командам предстоит показать мастер-класс по использованию педагогического ноу-хау регионального образования. «Наш фестиваль, который мы проводим уже шесть лет, показал, что в регионах есть очень хороший опыт клубной деятельности. Клубы – хороший ресурс для реализации инновационных проектов, обогащающих региональные системы образования и делающих насыщенной жизнь самих учителей», – отметил исполняющий обязанности директора Центра образования и системных инноваций Ульяновской области Загидуллин Раис Рамазанович. Одной из центральных тем круглого стола «Учительские клубы России: вчера, сегодня, завтра», который прошел в рамках слета, стало рассмотрение Положения о Всероссийской ассоциации учительских клубов. Региональные клубы смогут выступить как участниками ассоциации, так и ее учредителями.       Ума палатаОткрывая слет 2015 года, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил сформировать Национальную педагогическую палату для объединения усилий региональных педагогических сообществ и активного включения их в образовательную политику. «Национальная палата могла бы стать настоящим «барометром» системы, обеспечивала бы постоянную обратную связь и помогала бы Министерству образования и науки Российской Федерации быстро реагировать на запросы практиков», – заявил Сергей Морозов. Аналогичная общественная организация с 2014 года работает и в Ульяновской области. В состав педагогической палаты вошли лидеры практически всех крупных педагогических сообществ региона: клубов «Учитель года», воспитателей «Им-пульс», Совета директоров профессионального образования, клубов молодых педагогов Ульяновска и области, Совета заведующих дошкольными образовательными организациями, профсоюза.Педагогическая палата сразу начала очень активно формировать свои представительства в районах области. В их состав вошли работники системы образования и учреждений культуры.Педагогическая палата региона имеет высокие полномочия, закрепленные законом Ульяновской области и постановлением губернатора. Она проводит экспертизу проектов законов, связанных с развитием образования региона, анализирует проблемное поле системы образования, вырабатывает предложения по устранению этих проблем, обозначает смысловые ориентиры, в том числе связанные с финансированием, продвигает профессиональные инициативы, направленные на развитие системы образования.Кроме того, в 2015 году изменился подход к проведению августовского образовательного форума в регионе. Теперь его повестка формируется не «сверху» – профильным министерством, как это было всегда, а самим сообществом через профессиональную палату. Ее члены провели огромную работу в районах области по сбору актуальных, по мнению педагогов и родителей, тем и проблем образования. На заседании педагогической палаты был утвержден перечень наиболее важных из них.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте