search
main
0

Сохраните психолога, ведь он главная фигура в профилактике

​При подготовке колледжей к переходу в автономные учреждения и к новому порядку оплаты труда будет пересматриваться штатное расписание колледжей. Многие заместители директоров по воспитательной работе колледжей высказывают опасения в связи с возможным сокращением таких должностей, как социальные педагоги и педагоги-психологи. Сохранить эти категории педагогических работников в колледжах – означает сохранить направление профилактики правонарушений и оградить обучающихся и общество в целом от социальных рисков.

Педагогические коллективы профессиональных колледжей сталкиваются с объективными трудностями, а именно с особенностями контингента обучающихся. Анализ психодиагностики обучающихся 1-го курса колледжа показывает высокий процент обучающихся, предрасположенных к девиантному, аддитивному поведению (рис. 1). При этом профессиональная направленность невысокая (33% обучающихся профессионально ориентированы слабо).Воспитательная работа с такими обучающимися требует высокого уровня профессиональной компетентности педагогов.Мы провели анкетирование классных руководителей в двух колледжах: КГИС №1 и КСУ №3, результаты показали, что в педагогических коллективах преобладают педагоги с высшим образованием (81,5%), но доля педагогов с педагогических образованием (высшим и средним специальным) составляет только две трети (65,5%), а более трети педагогов (34,5%) не имеют базовой психолого-педагогической подготовки. При этом 66,5% педагогов имеют стаж работы более 10 лет, но более 10 лет работают в должности классного руководителя (или социального педагога) менее половины (44%) педагогов (рис. 2-4).Результаты анкетирования показали, что общий средний уровень профессиональной компетентности педагогов по воспитательно-профилактической деятельности (согласно самооценке) данных колледжей «допустим» (коэффициент эффективности равен 0,55). При этом «низким» (Кэ = 0,3-0,5) свой уровень специальных и методических знаний признали 67% педагогов, психолого-педагогических знаний – 38%, уровень владения технологиями воспитательно-профилактической деятельности 41% респондентов. Эти данные свидетельствуют об острой необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов и организации тесного сотрудничества классных руководителей с психологами и социальными педагогами. Организационно-управленческая структура воспитательной деятельности колледжа подразумевает организацию данного сотрудничества (рис. 5).Организационно-управленческая структура содержит два координирующих органа – психолого-педагогический консилиум и совет по профилактике правонарушений, отличающихся по своему составу и задачам.Психолого-педагогический консилиум (ППК) – коллективный орган воспитательно-профилактической деятельности колледжа, в который входят заместители директора и руководители структурных подразделений по учебной, воспитательной и социальной работе, психологи, социальные педагоги, преподаватели. Цели ППК – комплексный социально-психологический анализ группы и выработка мер индивидуального подхода к обучающимся. Задачи ППК – выявление обучающихся группы риска и определение траектории их психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки. Особенно актуальны эти задачи в отношении обучающихся нового набора, именно поэтому большое значение имеет организация ППК в начале учебного года в отношении вновь принятого контингента. Далее профилактическую деятельность координирует совет по профилактике правонарушений.Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся призван объединить усилия коллектива педагогов и обучающихся, родительской общественности, социально-педагогической и психологической службы колледжа в создании единой системы по профилактике правонарушений и безнадзорности в колледже, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.Психологическую службу в образовательных учреждениях часто называют социально-психологической, так как помимо педагогов-психологов она объединяет и социальных педагогов. Это оправдано тем, что и психологи, и социальные педагоги преследуют единую цель – помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу в решении сложных психологических и социально-педагогических проблем, применяют схожие диагностические и коррекционные методики.Педагог-психолог осуществляет синтез педагогического опыта с возможностями психологической науки. Основные цели его деятельности – содействие формированию личности человека, развитию его способностей и правильной самооценки, изучение особенностей его психического развития, определение психологических причин девиантного поведения и др. Все это способствует обеспечению психического здоровья обучающихся. Педагог-психолог содействует улучшению психологического климата образовательного учреждения, так как помогает решить конфликтные ситуации и способствует продуктивному общению в студенческом и педагогическом коллективе.Спектр деятельности социального педагога очень широк: это и работа с ближайшим окружением подростка, и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, милицию, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), различные досуговые учреждения. Его функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».Алгоритм сотрудничества участников педагогического процесса подразумевает координацию их деятельности в соответствии с профессиональной направленностью на основе принципа интеграции знаний, общих педагогических и методических задач. Психологи проводят психодиагностику личности обучающихся, социальные педагоги выясняют жизненные условия обучающихся, их ближайшее социальное окружение, преподаватели определяют познавательные интересы, способности и мотивацию к обучению, классные руководители ведут наблюдение за посещаемостью, успеваемостью, поведением, занятостью в свободное время подростков, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования вовлекают воспитанников в занятия творчеством, спортом, общественную работу студенческого самоуправления. Результаты данной работы обсуждаются на психолого-педагогических консилиумах. При выявлении негативных фактов педагоги информируют совет по профилактике колледжа. Совет по профилактике на основании ходатайства педагогов ставит подростка на внутренний учет колледжа, включая его в группу риска, а также снимает с учета в случае успешной профилактической работы.Однако анализ работы социальных педагогов показывает, что в развитии института социальных педагогов и психологов существуют серьезные проблемы. Во-первых, налицо дефицит кадров соответствующей квалификации. Должность социального педагога часто занимает сотрудник, не имеющий специального образования, в некоторых колледжах в условиях демографического спада и недобора первокурсников должность социального педагога занимает мастер производственного обучения, чей психолого-педагогический уровень не позволяет эффективно решать социально-профилактические задачи. Во-вторых, во многих образовательных учреждениях эта должность вакантна, занята по совместительству или «разбита» между сотрудниками, что детерминирует вторичный характер в приоритетах деятельности и нехватку времени на качественное выполнение должностных обязанностей. В результате непонимания этих проблем страдает социально-педагогическая функция профессионального образовательного учреждения и снижаются эффективность профилактики правонарушений обучающихся и в целом сохранность контингента. Тем не менее опыт показывает, что эффективная работа по сохранности контингента предполагает деятельность социального педагога в каждом из учебных корпусов укрупненного профессионального колледжа.Городской совет провел интервьюирование заместителей директоров по учебно-воспитательной работе семнадцати профессиональных колледжей города Москвы и выяснил, что в колледжах один психолог работает с 450 обучающимися (в среднем три психолога при контингенте 1350 человек, 3-4 учебных корпуса), что ниже нормативов почти в два раза (по нормативу – один психолог на 250 обучающихся). При этом за последние три года число психологов в колледже увеличилось в 1,4 раза. Опрос показал, что в тех профессиональных образовательных учреждениях, где деятельность психологической службы систематизирована и интегрирована в систему воспитательной деятельности, наблюдается тенденция снижения совершенных обучающимися правонарушений.Таким образом, сохранение социальных педагогов и педагогов-психологов в учреждениях СПО:    обеспечивает единство психолого-педагогических и социально-педагогических методов работы;    частично компенсирует проблему недостающей психолого-педагогической подготовки педагогов и мастеров производственного обучения.Елена ПОПОВА, зам. директора по воспитательной работе колледжа городской инфраструктуры строительства №1, член городского Совета заместителей директора по УВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте