search
main
0

Сколько лет рыбе? Новую модель внеурочной деятельности изобрели в Омском областном институте развития образования

Озеро Ик, на котором стоит Крутинка, районный поселок городского типа на севере Омской области, местные жители упорно именуют морем. И, между прочим, небезосновательно. Из 16 тысяч озер региона оно самое крупное. Вместе с Салтаимом и Тенисом составляет единую гидрологическую систему. До сих пор загадочную. Например, здесь живет самая северная в России колония кудрявых пеликанов. Розовые красавцы гнездятся на озерах уже четверть века, и до сих пор ученые не могут выяснить точно, что же так тянет южных птиц в сибирскую глубинку.

А дети, кажется, поняли. В начале сентября они примчались на берег озера Ик со всех краев Омской области – более 300 учеников разных классов из 44 сельских и 14  городских школ. Вместе с ними – 100 преподавателей географии и биологии, ученые Омского аграрного университета и Русского географического общества, представители министерств образования и сельского хозяйства. Здесь состоялся Озерный форум, слет юных натуралистов. Мероприятие задумали на кафедре естественно-географического и технического образования областного Института развития образования в рамках деятельности регионального инновационного комплекса «Школа как центр творчества и развития одаренности детей», а реализовать его помогали областной Минобраз, Комитет по образованию Крутинского района, Омское отделение Российского географического общества. Впрочем, тоскливое слово «мероприятие» форуму совсем не подходит. Его идейный вдохновитель Галина Саренко, заведующая кафедрой естественно-географического и технического образования Института развития образования Омской области, объяснив ребятам, что самые крупные рыбопромысловые озера региона требуют исследования состояния их экосистемы, пообещала, что скучать на форуме никому не придется. И в самом деле – детей из разных школ сначала перемешали, потом разбили на группы по 30 человек и развели по «станциям».  Озеро Ик большое, так что места хватило всем. Для каждой из 13 исследовательских площадок крутинские педагоги вместе с ИРО продумали содержание практических занятий, определили тип учебных исследований, объем, характер, форму представления информации с учетом принципов и правил организации работы в группах, подобрали соответствующее оборудование. Дети под руководством опытных наставников из крутинских школ учились ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, вести наблюдения, проводить опыты, представлять результаты своей работы. Гидробиологи, закидывая сачки, вылавливали мелких беспозвоночных и другую живность, которую и предстояло изучать. Нечаянно поймали пескаря, сделав попутно еще одно открытие – рыбу в Ике можно добывать почти голыми руками. Многие ребята, особенно городские, как, впрочем, и «степные», впервые видели озерных обитателей, так сказать, в живом виде – не замороженном и не жареном. Педагоги открыли секреты,  как определить рыбий возраст,  упитанность. Так что мамы юных ихтиологов будут довольны,  теперь их дети в любом магазине могут, пересчитав чешуйки, выбрать «правильное сырье» для ужина. Караси, кстати, в Ике, как выяснилось, питаются хорошо,  у них четвертая, самая большая, степень упитанности. Из таких уха получается вкусная. Команда Тевриза выяснила это на собственном опыте. Они приехали в Крутинку за несколько дней до форума. Тевризская школа №2, где работает увлеченный своим делом географ Вера Бобина, в этом году получила грант Русского географического общества и Фонда поддержки образования для исследования водоемов Омской области. Ребята выбрали крутинские озера. И хотя они уже многому научились под руководством своей учительницы, немало методик, показанных на форуме, были полезны и для них. Тем более что Крутинский район настолько серьезно подготовился к празднику, что закупил массу всяческих приборов, которые есть далеко не во всех школах. Микроскопы, конечно, видели все, но не все имели возможность вдосталь понаблюдать через окуляры жизнь крошечных живых организмов.  А вот картографы впервые держали в руках курвиметр – профессиональный прибор для измерения длины извилистых линий, чтобы потом составить подробную карту озера. Для юных почвоведов, как и для опытных, главными «приборами» остаются руки – вместе с крутинскими учителями Татьяной Усковой и Анной Корольковой они рулеткой вымеряли высоту разреза, брали пробы каждого слоя грунта. Состав почвы и воды дети определяли с помощью химико-физических лабораторий, развернутых тут же, на берегу. Увидели даже больше, чем мечталось. Например, юные орнитологи убедились в том, что в Крутинке можно встретить птиц, занесенных в Красную книгу не только области, но и России. Педагоги надеялись, что они рассмотрят в бинокли лысух, чомг и чаек, а появление двух кудрявых пеликанов оказалось для всех сюрпризом. Как и американской норки, внезапно выскочившей на мостки. Полевые исследования завершились конференцией, состоявшейся тут же, на берегу,  представители всех лабораторий рассказали о своих открытиях. – Мы задумались, как же создать в современной школе для детей разных возрастных групп и с разным уровнем познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру? – рассказывает Галина Саренко. – Школьные предметы естественного цикла, конечно, обладают огромными содержательными и методическими возможностями: организация ученических наблюдений, проведение учебных экспериментов, практикумов, лабораторных работ. К сожалению, не все ими пользуются. К тому же часы, отведенные на практические занятия, например по географии, неуклонно сокращаются. Вот мы с педагогами и разрабатываем формы внеурочной деятельности школьников – полевые исследования, практикумы, лаборатории, походы, экскурсии, экспедиции, позволяющие сломать урочные стереотипы и поставить ребенка в активную позицию исследователя живой природы. Это уже второй такой слет. Первый под названием «Березовый форум» проходил в лесу, дети изучали деревья, воздух, почву, сравнивали две рощи, решая, как спасти одну из них, гибнущую. Большинство детей, побывавших на «Березовом…», попросились на «Озерный форум». Ну разве это не результат? Они поняли, как это интересно! Следующий, наверное, будет «Степным» – Марьяновский район уже приглашает к себе. Мы надеемся, что он будет и межрегиональным. Но главное, что форумом работа ни детей, ни педагогов не заканчивается, наоборот,  это только начало. Дети, сдружившись, повезли домой свои знания. Они расскажут в школах, как это здорово – любить и знать родную природу, изучать ее и беречь. Учителя биологии, географии, химии, педагоги дополнительного образования из разных районов, объединенные еще одной,  14-й площадкой, где им давала мастер-класс «Биоиндикация растений Омской области» Ольга Баженова, профессор Омского  государственного аграрного университета, тоже стали единой командой. Кроме удовольствия они получили в подарок методические материалы, разработанные сотрудниками ИРО вместе с хозяевами форума.По словам Натальи Швыдкой, заведующей Учебно-методическим центром сопровождения олимпиадного движения школьников Института развития образования Омской области, главная цель подобных слетов юных натуралистов – приобщить детей к изучению экологического состояния Омской области, привить им чувство заботы, бережного отношения к окружающей среде. – Прежде чем приехать сюда, я изучала флору и фауну Крутинского района и озер. Выяснила, что много лет назад водоемы были чисты от камыша, а в последние десятилетия они стали заболачиваться. В будущем планирую стать экологом. Мечтаю, чтобы наши озера и реки стали чистыми, а земля – богатой, – говорит Валя Кривошеенко, ученица 11-го класса Кормиловской средней школы….Когда на закрытии слета издалека показались алые паруса, даже взрослые не сразу поверили своим глазам.  Теперь крутинцы с полным правом могут назвать Ик морем: озеро все же связано с одним океаном – океаном мечты.Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте