search
main
0

Школа, определяющая будущее

Дорогие читатели! В нашем декабрьском номере «Учительской газеты-Москва» мы предлагаем рассмотреть наши школьные будни через призму того, что является квинтэссенцией портрета выпускника. Мы знаем, что выпускник должен обладать определенным багажом знаний и компетенций… Родители возлагают на своего ребенка надежды: «Расти, учись на пятерки – поступишь в университет… Найдешь хорошую работу!» Но только ли хорошие знания определяют успех в профессиональном становлении? Конечно, нет. Самоопределение и поиск профессионального пути в школе – это и есть тема номера.

В этом выпуске газеты мы зададим себе и читателям три известных вопроса: что? где? когда? На что важно обратить внимание в школе, чтобы перед ребенком в будущем не стоял сложный выбор? Где ребенок ознакомится с подходящими именно ему профессиями? Когда нужно начинать говорить с детьми об их предпочтениях, выявлять их склонности, погружать в профессию? На эти вопросы отвечают своими статьями воспитатели, педагоги, родители и недавние школьники.

Когда? Кто-то определяется с выбором профессии очень рано, а кто-то в течение всей своей сознательной жизни ищет себя, меняет сферы деятельности, пробует себя в новом. Изменяющийся мир, новые условия труда диктуют необходимость раннего начала профориентации. Так когда же нужно начинать знакомить ребенка с профессиями? Воспитатель скажет – в дошкольном отделении, учитель начальных классов подхватит эстафету в первом классе… Никогда не поздно и никогда не рано. И мы на протяжении всего времени работы с детьми – от дошкольного возраста до выпускных классов – ведем работу по профессиональному самоопределению и рассказываем об этом в наших статьях.

Где? На каждом уроке, в играх, на прогулках, на экскурсиях, во время участия в квестах, квизах, мастер-классах, конкурсах и олимпиадах, в системе дополнительного образования, на классных часах, во время участия в волонтерских акциях – профессиональное самоопределение является составляющей частью всего спектра образовательной деятельности у дошколят и школьников.

Воспитатели на страницах газеты пишут о дошкольниках, с которыми они погружаются в мир профессий, прививают им первые понятия о необходимости труда.

Учителя делятся опытом профориентационной работы при создании индивидуальных и групповых проектов. Интересной находкой в работе по профориентации становятся игровые технологии, например игра-квест «Ярмарка профессий», погружающая ребят в реальные жизненные ситуации, в которых можно себя представить в роли взрослых. Мы рассказываем о том, как ребята с огромным удовольствием знакомятся с профессиями во время экскурсий, например, на фабрику мороженого, в пожарную часть, библиотеку.

Выпускники-дошкольники и младшие школьники, пробуя себя в разных профессиях, вместе с наставниками участвуют в чемпионате KidSkills, ребята постарше – в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia. В номере газеты вы познакомитесь с удивительным фотографом, который рассказывает, как конкурс «Абилимпикс» для ребят с особыми образовательными потребностями определил его будущее увлечение. А выпускница одной из школ вспоминает, что ее успешное участие во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской олимпиаде школьников по биологии и экологии определило ее выбор профессии: «Меня увлек этот процесс…»

Московское образование расширяет возможности школы, предлагая участвовать во многих городских проектах, например в проекте, набирающем год за годом популярность, – «Профессиональное обучение без границ». Знакомство с профессиями во время мастер-классов и практических занятий в колледжах и вузах помогает не только выбрать профессию, но и понять, что точно тебе не подходит. Так случается, и пусть такое осознание произойдет еще в школе, чтобы выпускник не разочаровался в своем выборе после поступления в вуз.

Подобным озарением делится выпускница школы, участница городского проекта «Университетские субботы»: «…благодаря этому проекту я поняла, что лечить людей вряд ли смогу, но обязательно свяжу свою жизнь с биологией и химией». Не ошибиться и вовремя отказаться от какой-то профессии – тоже результат. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся – это залог будущей успешности.

Осознанному выбору профессионального пути помогает еще один городской проект, связанный с ранней предпрофилизацией, – это предпрофессиональные классы «Инженерный класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе» и др. В газете мы делимся опытом работы со старшеклассниками из медицинского и предпринимательского классов.

Работа по профориентации ведется нами и на уроках. Как это реализуется в нашем МСД №10 – в статьях учителей, в которых они делятся опытом интеграции профориентации в урочную деятельность (на уроках литературы, математики, географии), отвечают на вопрос о том, как идти «с компасом по карте жизни», рассказывают о метапредметных уроках.

Зачастую пример учителя становится ключевым в выборе педагогического вуза. И традиционные для школы дни само­управления, когда школьники на несколько часов примеряют на себя роль учителя, тоже этому способствуют. Об этом мы также рассказываем на страницах газеты.

Педагог одним из первых знакомит детей с профессиями. Он проводник в этом информационном потоке в соответствии с возрастом, предпочтениями, увлечениями детей. При этом взрослый предлагает, но выбор ученик делает сам.

Что может выбрать ребенок? Какие его увлечения помогут осознанно подойти к выбору своего профессионального маршрута? Осознанно и иногда неожиданно и нелогично для родителей – об этом статья учителя и мамы, которая учит уважать выбор ребенка, прислушиваться к его доводам при выборе профессии.

И еще нужно понимать, что диплом хорошего вуза и успешная учеба в наше время не дают гарантии, что человек всю свою жизнь посвятит только одной профессии. Может измениться рынок труда – пандемия тому яркий пример, могут измениться интересы и увлечения. Поэтому ребенка в школе нужно учить быть готовым менять вектор, в течение жизни продолжать учиться и искать лучшее применение своим навыкам и способностям.

Школа готовит не только к традиционным профессиям, но и к профессиям будущего. Что будет востребовано через 10‑15 лет?
Киберспорт, космобиология, метеоэнергетика. Цифровизация, развитие науки и техники требуют, чтобы школьники задумались не только о профессиях будущего, но и о том, какие компетенции необходимы для жизни в цифровом обществе, заставляют детей уже в школе на практике пробовать себя в разных социальных ролях. Каждой профессии присущи свои компетенции, но уже сейчас выделяются так называемые надпрофессиональные навыки, которые будут эффективны и необходимы в любой отрасли: системное мышление, умение коммуницировать и быть коммуникабельным, умение программировать, умение регулировать нагрузки, поддерживать работоспособность, клиентоориентированность, мультикультурность, мультиязычность, креативность. На страницах этого выпуска педагоги нашего МСД №10 рассуждают и о профессиях будущего, которые уже сейчас входят в нашу жизнь.

Без грамотно созданной образовательной среды, без особого фона погружения в профессию не получится эффективной проф­ориентационной работы.

– Пустоту нельзя профориентировать, – утверждают наши педагоги.

Атмосфера библиотеки – школьной или районной – может привести ребенка в мир художника-иллюстратора, писателя, переводчика, посещение музея заставит задуматься о профессии археолога, историка, экскурсовода, школьная медицинская лаборатория увлечет вопросами генной инженерии, IT-полигон пробудит интерес к беспилотным устройствам… Давайте вместе посмотрим на школу под этим углом зрения. Школа – это путь к знаниям и к счастливому и успешному будущему. Здесь созданы условия для формирования необходимых навыков и профессий. Образование должно быть практико-ориентированным. Школа учит ребенка делать выбор, создает условия для профессиональных проб и формирует такие качества личности, которые помогут адаптироваться в изменяющихся условиях. Так школа заглядывает в завтрашний день, создавая не только портрет будущего выпускника, но и портрет будущей эпохи.

Татьяна ИРЕНКОВА, директор школы №2036, председатель межрайонного совета директоров №10

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте