Дорогие читатели! В нашем декабрьском номере «Учительской газеты-Москва» мы предлагаем рассмотреть наши школьные будни через призму того, что является квинтэссенцией портрета выпускника. Мы знаем, что выпускник должен обладать определенным багажом знаний и компетенций… Родители возлагают на своего ребенка надежды: «Расти, учись на пятерки – поступишь в университет… Найдешь хорошую работу!» Но только ли хорошие знания определяют успех в профессиональном становлении? Конечно, нет. Самоопределение и поиск профессионального пути в школе – это и есть тема номера.
В этом выпуске газеты мы зададим себе и читателям три известных вопроса: что? где? когда? На что важно обратить внимание в школе, чтобы перед ребенком в будущем не стоял сложный выбор? Где ребенок ознакомится с подходящими именно ему профессиями? Когда нужно начинать говорить с детьми об их предпочтениях, выявлять их склонности, погружать в профессию? На эти вопросы отвечают своими статьями воспитатели, педагоги, родители и недавние школьники.
Когда? Кто-то определяется с выбором профессии очень рано, а кто-то в течение всей своей сознательной жизни ищет себя, меняет сферы деятельности, пробует себя в новом. Изменяющийся мир, новые условия труда диктуют необходимость раннего начала профориентации. Так когда же нужно начинать знакомить ребенка с профессиями? Воспитатель скажет – в дошкольном отделении, учитель начальных классов подхватит эстафету в первом классе… Никогда не поздно и никогда не рано. И мы на протяжении всего времени работы с детьми – от дошкольного возраста до выпускных классов – ведем работу по профессиональному самоопределению и рассказываем об этом в наших статьях.
Где? На каждом уроке, в играх, на прогулках, на экскурсиях, во время участия в квестах, квизах, мастер-классах, конкурсах и олимпиадах, в системе дополнительного образования, на классных часах, во время участия в волонтерских акциях – профессиональное самоопределение является составляющей частью всего спектра образовательной деятельности у дошколят и школьников.
Воспитатели на страницах газеты пишут о дошкольниках, с которыми они погружаются в мир профессий, прививают им первые понятия о необходимости труда.
Учителя делятся опытом профориентационной работы при создании индивидуальных и групповых проектов. Интересной находкой в работе по профориентации становятся игровые технологии, например игра-квест «Ярмарка профессий», погружающая ребят в реальные жизненные ситуации, в которых можно себя представить в роли взрослых. Мы рассказываем о том, как ребята с огромным удовольствием знакомятся с профессиями во время экскурсий, например, на фабрику мороженого, в пожарную часть, библиотеку.
Выпускники-дошкольники и младшие школьники, пробуя себя в разных профессиях, вместе с наставниками участвуют в чемпионате KidSkills, ребята постарше – в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia. В номере газеты вы познакомитесь с удивительным фотографом, который рассказывает, как конкурс «Абилимпикс» для ребят с особыми образовательными потребностями определил его будущее увлечение. А выпускница одной из школ вспоминает, что ее успешное участие во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской олимпиаде школьников по биологии и экологии определило ее выбор профессии: «Меня увлек этот процесс…»
Московское образование расширяет возможности школы, предлагая участвовать во многих городских проектах, например в проекте, набирающем год за годом популярность, – «Профессиональное обучение без границ». Знакомство с профессиями во время мастер-классов и практических занятий в колледжах и вузах помогает не только выбрать профессию, но и понять, что точно тебе не подходит. Так случается, и пусть такое осознание произойдет еще в школе, чтобы выпускник не разочаровался в своем выборе после поступления в вуз.
Подобным озарением делится выпускница школы, участница городского проекта «Университетские субботы»: «…благодаря этому проекту я поняла, что лечить людей вряд ли смогу, но обязательно свяжу свою жизнь с биологией и химией». Не ошибиться и вовремя отказаться от какой-то профессии – тоже результат. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся – это залог будущей успешности.
Осознанному выбору профессионального пути помогает еще один городской проект, связанный с ранней предпрофилизацией, – это предпрофессиональные классы «Инженерный класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе» и др. В газете мы делимся опытом работы со старшеклассниками из медицинского и предпринимательского классов.
Работа по профориентации ведется нами и на уроках. Как это реализуется в нашем МСД №10 – в статьях учителей, в которых они делятся опытом интеграции профориентации в урочную деятельность (на уроках литературы, математики, географии), отвечают на вопрос о том, как идти «с компасом по карте жизни», рассказывают о метапредметных уроках.
Зачастую пример учителя становится ключевым в выборе педагогического вуза. И традиционные для школы дни самоуправления, когда школьники на несколько часов примеряют на себя роль учителя, тоже этому способствуют. Об этом мы также рассказываем на страницах газеты.
Педагог одним из первых знакомит детей с профессиями. Он проводник в этом информационном потоке в соответствии с возрастом, предпочтениями, увлечениями детей. При этом взрослый предлагает, но выбор ученик делает сам.
Что может выбрать ребенок? Какие его увлечения помогут осознанно подойти к выбору своего профессионального маршрута? Осознанно и иногда неожиданно и нелогично для родителей – об этом статья учителя и мамы, которая учит уважать выбор ребенка, прислушиваться к его доводам при выборе профессии.
И еще нужно понимать, что диплом хорошего вуза и успешная учеба в наше время не дают гарантии, что человек всю свою жизнь посвятит только одной профессии. Может измениться рынок труда – пандемия тому яркий пример, могут измениться интересы и увлечения. Поэтому ребенка в школе нужно учить быть готовым менять вектор, в течение жизни продолжать учиться и искать лучшее применение своим навыкам и способностям.
Школа готовит не только к традиционным профессиям, но и к профессиям будущего. Что будет востребовано через 10‑15 лет?
Киберспорт, космобиология, метеоэнергетика. Цифровизация, развитие науки и техники требуют, чтобы школьники задумались не только о профессиях будущего, но и о том, какие компетенции необходимы для жизни в цифровом обществе, заставляют детей уже в школе на практике пробовать себя в разных социальных ролях. Каждой профессии присущи свои компетенции, но уже сейчас выделяются так называемые надпрофессиональные навыки, которые будут эффективны и необходимы в любой отрасли: системное мышление, умение коммуницировать и быть коммуникабельным, умение программировать, умение регулировать нагрузки, поддерживать работоспособность, клиентоориентированность, мультикультурность, мультиязычность, креативность. На страницах этого выпуска педагоги нашего МСД №10 рассуждают и о профессиях будущего, которые уже сейчас входят в нашу жизнь.
Без грамотно созданной образовательной среды, без особого фона погружения в профессию не получится эффективной профориентационной работы.
– Пустоту нельзя профориентировать, – утверждают наши педагоги.
Атмосфера библиотеки – школьной или районной – может привести ребенка в мир художника-иллюстратора, писателя, переводчика, посещение музея заставит задуматься о профессии археолога, историка, экскурсовода, школьная медицинская лаборатория увлечет вопросами генной инженерии, IT-полигон пробудит интерес к беспилотным устройствам… Давайте вместе посмотрим на школу под этим углом зрения. Школа – это путь к знаниям и к счастливому и успешному будущему. Здесь созданы условия для формирования необходимых навыков и профессий. Образование должно быть практико-ориентированным. Школа учит ребенка делать выбор, создает условия для профессиональных проб и формирует такие качества личности, которые помогут адаптироваться в изменяющихся условиях. Так школа заглядывает в завтрашний день, создавая не только портрет будущего выпускника, но и портрет будущей эпохи.
Татьяна ИРЕНКОВА, директор школы №2036, председатель межрайонного совета директоров №10
Комментарии