Сэй-Сенагон и ручной воробышек
Экотренинг
ЦЕЛЬ МЕТОДА
1. Формирование у учеников экологического чувства. Чувства сопричастности всему живому. Восприятие гибнущей планеты Земля общим домом. Внедрение в сознание определенной “блокировки” (от экологических преступлений до простых бытовых ошибок).
2. Формирование навыка нахождения причинно-следственных связей для осознания последствий тех или иных поступков и развития ответственности за свои действия.
3. Снятие подростковой агрессивности и стрессов, вызванных чрезмерной урбанизацией общества, создание комфортной психо-физической основы существования индивида.
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА
В жизни все зависит от мелочей. Самые значительные события часто имеют причиной ничтожнейший пустяк. Это всеобщее свойство бытия люди заметили очень и очень давно. Один из ярких и наиболее древних примеров осознания и попытки использования на практике этого закона – классическая философская система Дао Древнего Китая. К важнейшим ее положениям относится то, что по мере философской практики по системе Дао человек приобретал возможность прослеживать длиннейшие цепи причинно-следственных связей, становился “совершенномудрым”. Даже для изменения хода истории, для завоевания целых государств, для предотвращения или, наоборот, провоцирования катастрофических землетрясений или наводнений “совершенномудрому” достаточно, например, переложить камень с одного места на другое, переломить палку или произвести подобное этому такое же простое действие. В этом, по воззрениям даосов, не заключается никакого колдовства. Всего лишь пускается в ход цепь зависимых друг от друга событий, которая и приводит к желаемому результату. Просто надо уметь найти первое звено. Не та ли самая мудрость зашифрована в русской народной сказке “Петушок и бобовое зерно”?
Таким образом, древняя китайская философия как бы является прародительницей современной экологии, науки о многоразличных связях населяющих землю организмов как между собой, так и с окружающей средой, как при непосредственном контакте, так и опосредованно, через различные корреляционные связи, о закономерностях существования всего живого на Земле.
Жизнь зависит от мелочей. А в современный период от них зависит и сама жизнь как явление. Поэтому существует настоятельная необходимость воспитывать все подрастающее поколение “совершенномудрым”, или, на современном языке, экологически мыслящим и экологически “чувствующим”.
Для достижения “совершенномудрия” была разработана сложная система тренировок, медитаций и диет. В суете нашей современной жизни практически невозможно следовать советам и наставлениям древних. Это обстоятельство породило необходимость разработки системы адаптированной к современным условиям жизни, к современным научным представлениям.
Предлагаю разработанную мною систему – ЭКОТРЕНИНГ.
* * *
При разработке системы было учтено также и то немаловажное обстоятельство, что знания и, следовательно, личные возможности даосов достигались очень постепенно, вместе со знаниями возрастала и нравственность, и моральная ответственность личности. Сейчас же знания, а с ними, естественно, и возможности даются сравнительно быстро, часто не успевая сформировать духовный мир учащегося. Следствием этого является то, что зачастую люди идут вопреки полученным знаниям, идут против своей незакаленной, неокрепшей совести, успешно ломают развитым рациональным умом недостроенные нравственные преграды.
Поэтому при разработке системы экотренинга большое внимание уделялось этой стороне в воспитании личности. За счет привычки постоянно отождествлять себя с любым живым существом, с целыми биогеоценозами вырабатывается полная блокировка разрушительного агрессивного поведения человека по отношению к окружающей среде.
Кроме того, человек, считающий, что все птицы, что поменьше – воробьи, а что побольше – вороны, а то, что зеленое под ногами – бессмысленная травка, несказанно обеднен и ограблен духовно. Вместо яркого многокрасочного мира он обречен на одиночную камеру и мощеный тюремный дворик для прогулок. Вызволить его оттуда из этой нравственной тюрьмы – наша задача. А иначе – неизбежно накапливающийся стресс, агрессия, расстройство психики.
Благодаря планомерным занятиям по системе экотренинга человек попадает в открытый и радостный мир.
Занятия экотренингом не требуют каких-либо специальных условий. Экосистема даже такого большого города, как Москва, позволяет проводить успешные тренировки.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ МЕТОДА, ПРИМЕРЫ
Первый этап – подготовительный. На первом этапе руководитель выясняет познания детей о наиболее распространенных видах флоры и фауны данной местности, при необходимости сообщая дополнительные сведения. Обычно в наибольшем дополнении нуждается видовой состав травянистых растений. Этот пробел возможно восполнить либо самостоятельно, воспользовавшись различными атласами, книгами по фитотерапии и полевыми определителями. Либо обратиться к учителям биологии. Но не стоит слишком долго задерживаться на этом этапе в погоне за максимальным количеством, иначе ребята могут или потерять интерес к тренингу, или количество узнаваемых видов перейдет в самоцель, и весь процесс пойдет по обычной юннатской схеме.
Второй этап требует от руководителя предельного внимания к своим подопечным. Задача этого этапа чрезвычайно сложна: переход от рационального к эмоциональному, от знания – к чувству, но без потери первого, а на основе его. Как показывает практика, вначале обучающиеся испытывают некоторое разочарование. Они не всегда могут в натуре вычленить своих “кабинетных” знакомых. Необходимо провести несколько совместных экскурсий.
Вот, к примеру, руководитель чутким привычным ухом различает чуть слышное поскрипывание, доносящееся из кроны густо усыпанного семенами-крылатками ясеня. Он останавливает группу и осторожно, наводящими вопросами, исходя из педагогической ситуации, обращает внимание на этот звук. После более или менее продолжительного разглядывания сначала кто-то один, а затем и вся группа замечает франтоватых снегирей и их подруг. Руководитель коротко напоминает биологию снегирей. Гораздо больше внимания уделяется эмоциональной стороне этой встречи, необходимо создать определенную атмосферу праздника, счастья, обратить внимание на поведение отдельных особей.
Большой положительный эмоциональный заряд приносит встреча со стайкой клестов – веселых, шумных, жизнерадостных птичек.
Необходим разговор о деревьях и кустарниках, чтобы приблизить учеников к осознанию их не только живыми, но и равноправными существами. Пусть дети отмечают наиболее понравившиеся им деревья, рассказывают о своем эстетико-эмоциональном восприятии.
Не следует забывать и о травках. Среди незаметных привычных растений можно найти такие, которые могут глубоко задеть чувства детей.
Ну, например, такое растение, как сныть. Казалось бы, сорняк и сорняк. Но кроме того, что эта трава сьедобна и полезна, можно вспомнить, что один из самых светлых и почитаемых святых русского православия, преподобный Серафим Саровский, во время своих продолжительных постов питался исключительно этой травкой, сушил ее на зиму, ласково называя “сниткой”.
Таких примеров можно найти множество, надо только дать своим мыслям свободу, убрать предвзятые представления, избавиться от косных установок. Надо позволить себе погружаться в глубь истории или уходить к тайнам мироздания, но всегда, вновь и вновь возвращаясь к близкому и знакомому, отслеживать путь, по которому плыла ваша свободная, раскрепощенная мысль.
На этом этапе, после того как ребята приобрели способность вычленять известные им виды, научились, не смущаясь, делиться своими эмоциями, необходимо опять перейти к накоплению информации.
По “закону симпатии” иногда самая незначительная деталь, самый незначительный поступок или жест рождают крепчайшую связь между обьектами – понимание и любовь.
И вот теперь обучающийся может не просто отрегистрировать про себя “встречу”, но и, пользуясь освобожденной, тренированной способностью мыслить, мгновенно вызвать в памяти весь обьем познанного и перечувствованного.
Все живые обьекты постепенно превращаются в добрых друзей, растет уважение к ним, со стыдом отступает атавистическое желание схватить, присвоить, подчинить себе все живое.
Приведу пример. Вот перед нами густой куст колючего боярышника, где в полной безопасности сидит и нахально горланит стайка домовых воробьев. Казалось бы, не на что обратить внимание, что можно вспомнить о такой заурядной птице? Ну несколько биологических данных, что селится воробей колониями, что в сезон размножения бывает до трех выводков, что пары формируются еще осенью и дружно зимуют, поджидая весну, чтобы приступить к постройке гнезда. И все? Не надо торопиться. Эта птица когда-то взяла город! Можно вместе с учениками вспомнить нашу древнюю историю, а именно эпизод из “Повести временных лет”, князя Игоря, его смерть от рук древлян в городе Искоростень. Рассказать о яростной мести древлянам жены его великой княгини равноапостольной Ольги, в то время еще не смиренной светом христианской веры. Кровь Игоря взывала к мести, но тяжко ей было ради этой мести посылать на гибель сына и его дружину. И тут, по-видимому, попался княгине Ольге на глаза такой вот воробышек-хлопотун, тащивший соломинку под стреху. И была решена судьба города. Подступила мудрая Ольга к стенам Искоростеня и предложила древлянам откупиться необременительной данью: по три голубя с дома да по три воробья. Неплохо знала биологию княгиня Ольга, была наблюдательна и умна. Уже вечером весь город пылал – это вернулись в родные голубятни голуби, под стрехи и на сеновалы – воробьи. И каждый принес с собой привязанный к нему кусочек тлеющего трута…
А примерно в это же время в далекой Японии можно было увидеть, как по дорожке к императорскому дворцу медленно идет красивая женщина в накидке “цвета вишни”, наброшенной поверх одежд алых, как лепестки сливы, и затканной густым узором светло- зеленого цвета. Лицо ее сосредоточено: у придворных дам хэанской эпохи была далеко не простая жизнь. А сзади, чирикая и топорща перышки, скачет маленький, трогательный, желторотый воробышек. Женщина оборачивается. Лицо ее озаряется умилением. У знатных дам того времени существовала мода – выкармливать воробьят. Так доказывалась тонкость их пальцев. А может, и просто удовлетворялось извечное женское стремление окружить себя пищащими, нуждающимися в помощи и любящими существами. Если же мы подсмотрим за встретившейся на дороге дамой вечером, то увидим, как в своей опочивальне она достает листы чистой белой бумаги, тушечницу и, задумчиво улыбаясь, принимается растирать тушь. На ее лице вдруг появляется то самое выражение, которое промелькнуло при взгляде на маленького воробья. Кисть легко взлетает, и на бумаге появляются иероглифы: “То, что умиляет. Ручной воробышек, который бежит за тобой вприпрыжку, когда ты пищишь на мышиный лад: тю-тю-тю. А мелкие листики мальвы! Вообще все маленькое трогает своей прелестью!”
Эта придворная дама – замечательная писательница и поэтесса, знаменитая Сэй-Сенагон, а мы как бы присутствуем при рождении ее прелестной книги “Записки у изголовья”.
Это только примеры. Литература художественная, историческая, мемуарная, какая угодно дает обширный материал для привлечения его к эмоциональной стороне экотренинга.
Третий этап. Итак, ваши ученики готовы к третьему этапу экотренинга. Они приобрели множество друзей, многое о них узнали, стали наблюдательными. На прогулках их сопровождает радостное чувство “неодиночества”. Они полны уважения ко всему живому.
Из газетных статей и журнальных публикаций, радио- и телепередач они, вероятно, знают о многочисленных экологических закономерностях и вставших в связи с этим перед людьми проблемах. Известно, например, что чрезмерный полив приводит к засолению, осушение болот – к обмелению рек, потепление климата от промышленных выбросов и вообще грозит планетарной катастрофой. Это уже открытые экологические закономерности, их заметили и обосновали экологически-планетарно и исторически мыслящие ученые.
Попробуйте и вы с вашими учениками заметить и экологически обосновать изменения, происходящие с вашими новыми друзьями. Пусть это будут незначительные события. Но надо помнить – все зависит от мелочей! А заметить мелочи куда труднее!
И опять же приведу несколько примеров из своей довольно бедной природой московской прогулки.
Неподалеку от моего дома открыли магазин. Сразу же от большого жилого массива по пустырю была протоптана широкая и плотная тропа. Пустырь этот расположен на едва заметном склоне. Тропа тут же изменила водосток. По одну ее сторону образовалось чуть заметное заболачивание. А на следующее лето я уже знакомился с красивыми ситниками, которые не замедлили поселиться в зоне переувлажнения.
Или другой пример. Снег один год стали убирать роторами. Часть маршрута уборочных машин проходила вдоль аллеи из густых кустов, где прятались и даже по весне гнездились мелкие птицы. Комья снега сильно разредили кусты, переломав немало веток, и птицы покинули некогда гостеприимный кустарник.
Повторяю, приведенные примеры, конечно, мелочь, но, поверьте, умение ваших учеников замечать эти мелочи даст им возможность экологически грамотно разбираться в больших проблемах, обогатит их духовную жизнь, направит на добро все их поступки.
И в заключение хотелось бы особо обратить внимание педагога на то, что к экотренингу необходимо отнестись именно как к тренингу, а не как к обьяснению какого-либо правила. И тренинг необходимо проводить достаточно длительное время. Тогда и только тогда обеспечен высокий результат данной методики.
Василий ТОКМАКОВ
Комментарии