«Ничто не скрепляет так коллектив, как традиции», – произнес однажды Антон Семенович Макаренко. Для нас, преподавателей первого московского педколледжа, эти слова особенно дороги, ведь Макаренко в 1938 году, будучи известным автором «Педагогической поэмы», выступал в стенах первого в Москве педагогического училища. «Вам можно позавидовать, настолько у вас счастливые условия работы», – сказал он в заключение.
Талантливый педагог нашел верные слова. Счастье – это состояние души. Приподнятая, комфортная, радостная атмосфера царит в стенах нашего старейшего учебного заведения страны – педагогического колледжа №1 им. Константина Дмитриевича Ушинского. Более 80 лет многие девушки, а теперь и юноши делают выбор в его пользу. Ведь наше учебное заведение – мир добра, открытости, понимания важности труда педагога. Именно наше учебное заведение славится своими замечательными традициями, которые помогают выполнять важную социальную функцию государства – готовить полноценно работающего педагога к работе в современных образовательных учреждениях столицы. О некоторых традициях хочется рассказать.Вечер встречи выпускников в последнюю субботу марта – с 1945 года самая яркая, впечатляющая традиция. На вечере всегда приятно видеть бывших выпускников – и убеленных сединой с орденскими планками, и юных, которые окончили колледж вчера. Это плеяда учеников, знаменитых, известных и разных, которые могут считать себя счастливыми, потому что их учили учителя учителей. Известный философ Монтень говорил: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому», а научить другого можно только в сотрудничестве. Учителя в колледже – это не те, кто преподает, а те, у кого они учатся. Поэтому негласно, незаметно, но устойчиво сложились отношения между учителями и студентами как отношения доверия и уважения. Это действенное отношение от одного «я» к другому «я», в результате которого возникает общность «мы». Это выход общения, при котором студенты и педколлектив единомышленники. И те и другие несут ответственность за будущее, за трудную судьбу педагога.Успешность деятельности коллектива заключается в том, что он, не теряя старые традиции, обретает новые. Ярко, торжественно проходит день патриотической песни, который приурочен к Дню защитника Отечества. Главные герои дня – приглашенные ветераны. Как тепло их встречают и внимательно слушают студенты! Конкурс новогодней сказки собирает полный зал! Немногие учебные заведения могут похвастаться тем, что в конкурсах такого рода наряду со студентами выступают педагоги. У нас лучшая сказка всегда от педколлектива, она образец артистичности, нравственности, оригинальности и высокой культуры.Гордимся мы еще одной замечательной традицией, которая среди педколледжей Москвы осталась только у нас, ушинцев. Это работа выездного инструктивного лагеря «Вожак». Этой традиции более 25 лет. Все это время действует главный девиз нашего призвания: «Стал вожатым – не пищи, легкой жизни не ищи». Менялись базы: «Ленино», «Поречье», а в 2011 году мы впервые выехали в ДООЦ «Команда» Департамента образования. Мы разработали педагогическую программу, которую ежегодно корректируем с учетом новых нормативных документов по летнему отдыху, календарных исторических дат и событий года. Программа адаптирована к основной цели выездного инструктивного сбора – погружению в среду предстоящей деятельности в качестве вожатых. Это позволяет будущим вожатым уверенно принять на себя новую социальную роль. В «Вожаке» предусмотрены организация различных игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов, коллективных творческих дел по всем направлениям воспитания (в области выявления творческого потенциала и способностей детей, лидеров, организации самоуправления, проведение различных мероприятий нравственного, эстетического, экологического, физического характера), практика по освоению методики изучения коллектива и личности. Деятельность лагеря опирается на законы и традиции, выработанные предшественниками. Это закон точного времени («Каждой минуте – особый счет»), закон территории («Мы хозяева территории, но покидаем ее только с разрешения администрации»), закон зеленого друга («Уважай, люби и охраняй каждый листочек»), закон поднятой руки (уважение к слову и мысли каждого).Появилась и еще одна важная традиция – ежегодное участие в городском конкурсе «Самый, самый классный». Повышенное внимание к этому конкурсу обусловлено тем, что и государство, и общество стали в полной мере осознавать, что «воспитание – великое дело и им решается участь человечества». А кто ближе всего стоит к воспитанию в образовательном учреждении? Безусловно, классный руководитель. Листая страницы последних трех лет, мы с гордостью называем имена победителей этого конкурса – наших педагогов. 2009 год – В.Бласет Кастро в номинации «За верность педагогической профессии»; 2010 год – Е.Годлевская в номинации «За высокую педагогическую культуру»; 2011 год – Л.Лаврентьева получила самую высокую награду в номинации «Самый классный классный», заняв 1-е место.В последние годы более активной стала научная деятельность нашего образовательного учреждения, что связано с повышенными требованиями к подготовке педагогических кадров. В этой деятельности ценно то, что наравне с педагогами в решении проблем научно-исследовательской деятельности выступают и студенты, а пример для них – наши педагоги.Несомненно, благородное предназначение профессии педагога и его гуманистическая роль в жизни каждого человека позволяют говорить о высоком его статусе с точки зрения нравственных ценностей. Мы готовим студентов к трудной судьбе великой профессии и прекрасно осознаем это, подтверждая слова нашего великого педагога Ушинского: «Дело учителя, скромное по наружности – одно из величайших дел истории».Людмила СТРОГАНОВА, преподаватель педагогического колледжа №1 имени К.Д.Ушинского, заслуженный учитель РФ, лауреат Гранта Москвы в сфере образования
Комментарии