Представьте, что вас пригласили в Московский областной ТЮЗ – Москва, Прохладная улица, 28. Что это, где это? Если вам случится погуглить Прохладную улицу, вы не получите о ней отчетливо наглядного представления. Трудно сказать, откуда она тянется и далеко ли простирается. Строений на ней раз-два и обчелся. И все-таки на одно из них – симпатичный старинный особнячок на небольшом пригорочке – стоит обратить внимание. Особенно внимание юных зрителей относительно небольшого роста. С точки зрения такого роста пригорочек может произвести впечатление Олимпа. Удивительное дело! Рост зрителя со временем увеличивается, а впечатление остается.
Маршрут от метро до пригорка занимает чуть более пяти минут, но сам по себе может стать загадочным приключением. Даже самый начинающий зритель, проделав этот короткий путь, испытывает предощущение важных открытий.В особнячке Московского областного ТЮЗа, в отличие от многих своих собратьев никогда не стремившегося обрести солидность и повзрослеть окончательно, Винни Пух, Мэри Поппинс и лев Бонифаций дружно сосуществуют с персонажами Гоголя и Кальдерона, а также с героями современной подростковой пьесы. Это соседство свойственно юности. А для самых любопытных зрителей всех возрастов и размеров имеется еще и Зрительский клуб, где происходит много чего любопытного вне основного репертуара.К открытию нового сезона Зрительский клуб приготовил замечательный подарок – «Творческий полдник» с артистом Сережей, обладателем говорящей фамилии – Друзьяк. Ну и, конечно же, с его друзьями. Театральный зритель узнает Сергея как музыкального Пятачка и циркового льва Бонифация. А большинство детей – поклонников телеканала «Карусель» восторженно кричат: «Мама, смотри, это Каляка-Маляка!» Подростки могут погуглить, в каких сериалах видели этого артиста, и вспомнить немало интересных кадров, но все-таки Сергей и его друзья прежде всего артисты театральные.Про друзей – отдельная, удивительная история. Как-то восемь выпускников театрального класса одной из школ города Калининграда, обожающих петь, фехтовать и, конечно же, море и кино про гардемаринов, вместе отправились поступать в Москву в театральный институт. Все они чего-то для этого поступления недобрали, некоторые – сантиметров. Больше всего сантиметров, целых двенадцать, недобрал Сережа Друзьяк и, как ни старался, не смог увеличить свой рост ни на один за всю последующую творческую жизнь. Поэтому вместе с тремя отважными из этой восьмерки он оказался в Ярославском театральном институте. А потом и в труппу МОГТЮЗа попал не один, а вместе с однокурсниками.Долгая истинная дружба, совместные испытания, неиссякаемый азарт и романтическое отношение к действительности, дополненные театральным образованием и удачным стечением обстоятельств, само по себе чудо. А если прибавить к этому радость узнавания и воспоминания, встречи с новым и давно знакомым, только и остается, что скомандовать себе «Вперед!» и твердить при встрече с неожиданными преградами: «Не вешать нос, гардемарины!» Сергей и его друзья так и поступали, не отчаивались, когда вместо актерской профессии приходилось заниматься аниматорством, когда не замечали режиссеры или продюсеры запрещали проявлять излишнюю, с их точки зрения, творческую фантазию на съемочной площадке.Зрители относительно небольшого роста сразу чувствуют расположение к человеку, которому одновременно очень хочется и очень не хочется взрослеть, как Питеру Пэну из знаменитой английской сказки, вообще не хочется, чтобы что-то происходило по заведенному порядку раз и навсегда, но зато искренне хочется поделиться своим опытом театральных приключений. Детям хорошо с человеком, которому всегда хочется поиграть в свое полное удовольствие и втянуть других в театральные игры.Несколько рецептов приготовления «Творческого полдника» от Сергея Друзьяка и друзей таковы: повседневный телевизор следует заменить на древний холодильник «Минск» из далекого детства, в котором хранится множество интересных вещей: замороженные сценарии, «суп» из музыкальных инструментов, первый снег и разные тайны. Именно холодильник, а не телевизор станет порталом, через который можно путешествовать в разные фантазийные миры.Если в театре артисту выпала роль знаменитого льва Бонифация, он просто обязан виртуозно жонглировать и без устали оттачивать свое цирковое мастерство на радость детям. Например, можно жонглировать спрятанными до поры в холодильнике яйцами, сырыми или вареными, до тех пор, пока… из них не вылупятся соловьи-свистульки. Можно даже ненадолго доверить драгоценных соловьев самым отважным родителям и учителям из зрительного зала, чтобы они самолично испытали большую детскую радость заливаться булькающими трелями и огромное детское огорчение, приключающееся, когда свистеть нельзя. А что же дети? Их можно превратить в подсолнухи, которые не могут, разумеется, сходить с места, но могут поворачивать головки навстречу соловьиным трелям и солнечному теплу, излучаемому соловьиноголосыми родителями.А потом можно, как рассеянный из стихотворения Маршака, «вместо валенок перчатки натянуть себе на пятки» и дружески поаплодировать почтенной публике, тем более что это уже не совсем публика, а скорее партнеры по игре. И окажется, что перчатки на пятках очень напоминают петушиные коготки или древесные корни. Тогда самое время перейти от печального юношеского воспоминания «Сережа, не пой так громко» к братской реплике ростановского петуха Шантеклера: «Не пой так громко?!» Ввинтиться в сцену всеми коготками и корешками и разразиться гордым вызывающим солнце монологом. Кажется, в зале оживляются те, кто уже немного подрос и кому хочется прокричать свое победное «Кукареку!» всему огромному миру. И теперь, помолчав немного, удивляясь музыке стиха и собственной храбрости, пора негромко вспомнить толстовского Петю Ростова. Это миг, когда Петя, предпочитавший поле битвы изучению нотной грамоты, вдруг слышит на привале зарождение музыки в своем сердце и даже пробует мысленно дирижировать. Только поделиться этим открытием не с кем, потому что старшие боевые товарищи крепко спят. А скоро-скоро Пети не станет. Но среди гостей «Творческого полдника» немало совсем маленьких, и о том, что Петю убьют, Сережа не расскажет вслух. Старшие и так знают или о чем-то таком догадываются. И догадываться гораздо важнее, чем знать. Это и есть сотворчество. Взыскательные подростки и непоседливые малыши слушают эти недетские монологи затаив дыхание и раскрыв рот. Слушают. Слышат. Ощущают. Переживают. Понимают по мере сил. Растут.Поиграть в соловьев и подсолнухи, а потом прикоснуться к Ростану и Толстому – это как поставить свои нынешние коньки рядом с коньками старшего брата, будучи точно уверенным, кому они достанутся позже. Примериться и помериться. Когда есть такая возможность – это общее счастье для старших и младших. (Образ братских коньков прилетел вместе с Карлсоном, который живет на крыше, из повести Линдгрен, хотя про это на «Полднике» не вспоминали. Но так уж устроено сотворчество.)Оказывается, чтобы быть настоящим артистом, важно не только исполнить свою мечту и научиться петь и фехтовать, по дороге к профессии нужно научиться многим странным и, казалось бы, неувлекательным вещам – например, бесшумно, быстро и безошибочно переставлять с места на место стулья. В этом деле не обойтись без терпения и внимания. И можно поделиться своими юношескими переживаниями об отсутствии терпения, прилежания и чувства ритма со зрителями – соучастниками «Творческого полдника». Можно поделиться с ними своим теперешним актерским умением совершать бесшумные перестановки. Зрители даже представить себе не могут, пока не попробуют, какое это азартное, трудное и ответственное задание!Когда после «Полдника» очередь дойдет и до встречи на спектакле, наверняка на сцене будет чуть больше вдохновения, а в зале – чуть больше внимания и сопереживания, чем обычно. Так прорастет доверие. Всем известно, что детский спектакль не сбудется полностью, если зрители не доверятся артистам. «Творческий полдник» существует еще и для того, чтобы артист доверился зрителям. И очень возможно, что «творческие полдники», а также и «завтраки», «обеды» и «ужины» когда-нибудь, может быть, очень даже скоро, будут не только праздничной прелюдией, разведкой боем, средством привлечения внимания к репертуару, но и самодостаточным форматом одновременного творческого общения интересных людей самого разного возраста и роста. Здесь, в МОГТЮЗе, их называют «театральными экскурсиями», «читками современной подростковой прозы», «мастер-классами для детей, учителей и родителей», да мало ли как еще. Оказывается, нам, зрителям относительно небольшого, да и большого роста, этого очень не хватало. Так что вперед, театральные гардемарины!
Комментарии