search
main
Топ 10
В России подготовили план мероприятий Года педагога и наставника В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Домашнее задание школьникам станут давать с учетом их особенностей Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Школьникам хотят запретить использовать данные из «Википедии» в своих работах В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы За снижение успеваемости хабаровских студентов выселяли из общежития Секреты Третьяковки и мурализм: новый открытый урок пройдет на тему «Международный день художника» Восемь проектов педагогических вузов вошли в перечень олимпиад на 2022/23 учебный год В России может появиться ГОСТ на школьную форму
0

Рыбаки и рыбки. Школьная информатика в зеркале одной задачи

Как наука, включающая в себя целый спектр прикладных дисциплин, информатика переживает сейчас бурный расцвет. Поэтому задача одноименного школьного предмета – пытаться успеть за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая и показывая ученикам необходимость практической реализации знаний с применением различных компьютерных инструментов.

С методической точки зрения весьма интересны задачи, позволяющие в процессе решения как в капле воды отразить сущность целой науки и показать путь, по которому идет исследователь в процессе познания.

Постановка задачи

Три друга – Вася, Петя и Коля – пошли на рыбалку. Пока спускались несколько километров вниз по реке, договорились, что улов вне зависимости от капризов фортуны поделят поровну. Придя к месту дислокации, разбили лагерь, весь день ловили рыбу, к вечеру сварили уху, поужинали и легли спать. Ночью первым от холода проснулся Вася и, не будя остальных, решил забрать свою долю и идти домой. Сказано – сделано. Он пересчитал весь улов, увидел, что получившееся число пойманных рыб не делится на три, отпустил «лишнюю» рыбку обратно в реку, забрав свою долю – третью часть от оставшейся рыбы, сложил в турсук и пошел домой.

Следом за Васей, с некоторым временным интервалом, просыпались Петя и Коля и в полном неведении об уходе Васи поступали в точности так же, как и он:

пересчитывали улов;

выбрасывали по одной, «лишней», рыбке;

забирали треть от оставшегося рыбьего поголовья;

складывали свою долю в турсук и шли домой.

Требуется определить, как распределился весь улов, то есть ответить на вопросы:

1) Каким было общее число пойманных рыб?

2) Какой оказалась доля каждого рыбака?

3) Сколько рыб вернулось обратно в реку?

4) Сколько рыб остались бесхозными?

Решение

Уровень первый

Текстовый редактор и калькулятор. Метод проб и ошибок.

Требования к знаниям и умениям:

работа с файлами и папками (открыть, создать, переименовать, редактировать, сохранить);

вызов встроенного калькулятора и работа с ним;

владение компьютерными инструментами – клавиатурой и мышкой.

Уровень второй

Электронные таблицы. Проверка решаемости.

владение электронной таблицей – ввод информации разного вида (число, текст, формула) в ячейки таблицы, форматирование заголовков;

Уровень третий

Электронные таблицы. Множество решений.

знание сервисных возможностей MS Excel (маркер заполнения, копирование, перенос, заполнение интервала ячеек однородной информацией, прогрессии), умение ими пользоваться;

Уровень четвертый

Язык программирования. Проверка решаемости.

Задание: «Написать программу на языке программирования, которая позволяла бы проверять, является ли заданное значение решением задачи».

Алгоритмический инструментарий, необходимый для составления программы:

алгоритм и его свойства;

способы записи алгоритма;

владение средой программирования (открыть, сохранить, закрыть файлы, запустить программы на выполнение, выполнить интерпретацию ошибок и исправить их);

пошаговое выполнение и отладка программы.

Уровень пятый

Язык программирования. Решения в интервале.

Задание: «Написать программу нахождения всех возможных решений задачи в заданном интервале».

Заключение

Использование в рамках решения одной задачи разных компьютерных инструментов (калькулятора, текстового редактора, электронных таблиц, сред программирования) позволяет ученику:

понять, что одна и та же задача может быть решена с помощью разных компьютерных инструментов;

оценить собственные трудозатраты при разных вариантах решения;

научиться для каждой задачи выбирать наиболее приемлемый вариант решения;

показать взаимосвязь соседних терминологических пластов информатики и связать их воедино с практической реализацией.

Виталий НЕИЗВЕСТНЫХ, учитель информатики Байкитской школы, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте