search
main
0

Рыбаки и рыбки. Школьная информатика в зеркале одной задачи

Как наука, включающая в себя целый спектр прикладных дисциплин, информатика переживает сейчас бурный расцвет. Поэтому задача одноименного школьного предмета – пытаться успеть за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая и показывая ученикам необходимость практической реализации знаний с применением различных компьютерных инструментов.

С методической точки зрения весьма интересны задачи, позволяющие в процессе решения как в капле воды отразить сущность целой науки и показать путь, по которому идет исследователь в процессе познания.

Постановка задачи

Три друга – Вася, Петя и Коля – пошли на рыбалку. Пока спускались несколько километров вниз по реке, договорились, что улов вне зависимости от капризов фортуны поделят поровну. Придя к месту дислокации, разбили лагерь, весь день ловили рыбу, к вечеру сварили уху, поужинали и легли спать. Ночью первым от холода проснулся Вася и, не будя остальных, решил забрать свою долю и идти домой. Сказано – сделано. Он пересчитал весь улов, увидел, что получившееся число пойманных рыб не делится на три, отпустил «лишнюю» рыбку обратно в реку, забрав свою долю – третью часть от оставшейся рыбы, сложил в турсук и пошел домой.

Следом за Васей, с некоторым временным интервалом, просыпались Петя и Коля и в полном неведении об уходе Васи поступали в точности так же, как и он:

пересчитывали улов;

выбрасывали по одной, «лишней», рыбке;

забирали треть от оставшегося рыбьего поголовья;

складывали свою долю в турсук и шли домой.

Требуется определить, как распределился весь улов, то есть ответить на вопросы:

1) Каким было общее число пойманных рыб?

2) Какой оказалась доля каждого рыбака?

3) Сколько рыб вернулось обратно в реку?

4) Сколько рыб остались бесхозными?

Решение

Уровень первый

Текстовый редактор и калькулятор. Метод проб и ошибок.

Требования к знаниям и умениям:

работа с файлами и папками (открыть, создать, переименовать, редактировать, сохранить);

вызов встроенного калькулятора и работа с ним;

владение компьютерными инструментами – клавиатурой и мышкой.

Уровень второй

Электронные таблицы. Проверка решаемости.

владение электронной таблицей – ввод информации разного вида (число, текст, формула) в ячейки таблицы, форматирование заголовков;

Уровень третий

Электронные таблицы. Множество решений.

знание сервисных возможностей MS Excel (маркер заполнения, копирование, перенос, заполнение интервала ячеек однородной информацией, прогрессии), умение ими пользоваться;

Уровень четвертый

Язык программирования. Проверка решаемости.

Задание: «Написать программу на языке программирования, которая позволяла бы проверять, является ли заданное значение решением задачи».

Алгоритмический инструментарий, необходимый для составления программы:

алгоритм и его свойства;

способы записи алгоритма;

владение средой программирования (открыть, сохранить, закрыть файлы, запустить программы на выполнение, выполнить интерпретацию ошибок и исправить их);

пошаговое выполнение и отладка программы.

Уровень пятый

Язык программирования. Решения в интервале.

Задание: «Написать программу нахождения всех возможных решений задачи в заданном интервале».

Заключение

Использование в рамках решения одной задачи разных компьютерных инструментов (калькулятора, текстового редактора, электронных таблиц, сред программирования) позволяет ученику:

понять, что одна и та же задача может быть решена с помощью разных компьютерных инструментов;

оценить собственные трудозатраты при разных вариантах решения;

научиться для каждой задачи выбирать наиболее приемлемый вариант решения;

показать взаимосвязь соседних терминологических пластов информатики и связать их воедино с практической реализацией.

Виталий НЕИЗВЕСТНЫХ, учитель информатики Байкитской школы, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте