Название последней громкой премьеры столичного Российского молодежного театра – «Rock’n’roll» Тома Стоппарда, поставленной Адольфом Шапиро, – говорит само за себя. Поэтому предисловием к спектаклю для меня стал рок-концерт.
Проект предусматривал и выпуск первого русского перевода пьесы, и выставку погибшего в 1990 году чешского фотографа и музыканта Ярослава Кукала «Чехословацкий андеграунд – культура во времена застоя» в фойе театра, и дискуссию на телеканале «Дождь» с участием автора пьесы Тома Стоппарда, знатока рока и консультанта спектакля Артемия Троицкого, режиссера-постановщика Адольфа Шапиро, а также известного российского рокера Юрия Шевчука и менеджера легендарной группы Pink Floyd и директора Британского форума музыкальных продюсеров Питера Дженнера. Среди гостей – музыканты чешской рок-группы The Plastic People of the Universe, возникшей в русле протестного движения 70-х годов.Кульминацией музыкальной части проекта стал благотворительный концерт «Неравнодушный рок», организованный при участии фонда «Вера» в пользу российских хосписов. Странно было слышать здесь, в стенах дворянского особняка, композиции разных поколений рокеров – и группы «Центр», лидеров советского андеграунда, и «Барто» с их ненормативной лексикой и подчеркнуто-механическим аккомпанементом. Но прежде всего эту чешскую группу – этих «Пластиковых Людей Вселенной». Именно они стали главными закадровыми героями спектакля.На концерте каждый из членов группы, сделавших ее имя символом чешского сопротивления и свободы, – саксофонист Вратислав Брабенец, альтист Иржи Кабеш, гитарист Йозеф Карафиат, клавишник Йозеф Яничек, – помимо общих тем в собственном соло выражал то, что важно лично ему. Вот так же, пытаясь отрешиться от всего, что не связано с тем, что им по-настоящему близко, они где придется играли свой тревожный, то безнадежно-мрачный, то саркастичный рок, будоража сознание и вызывая острую ненависть властей.Власть использовала все средства, чтобы подчинить группу своей воле, лишая площадок, запрещая выступления, а когда этого не получилось, посадила ее участников за решетку. Но удивительное дело, именно рок-музыка и репрессии по отношению к ее певцам послужили мощным катализатором для объединения диссидентов и неформалов Чехии вокруг написанной Вацлавом Гавелом «Хартии-77» и началом движения, приведшего спустя годы к «бархатной революции». И хотя главный герой спектакля – Ян, чех по рождению (как и сам Том Стоппард) и без пяти минут доктор наук в благополучном Кембридже, который бросается в Прагу, узнав о советском вторжении, не менее важная роль отведена рок-музыке «пластиков», Сида Баррета и Pink Floyd, Боба Дилана и Rolling Stones.Стена – образ, в котором, как и в самой пьесе, заключено множество парадоксальных, взаимоисключающих и взаимодополняющих смыслов. «Стена» Pink Floyd`ов – композиция, альбом и рок-опера в киноверсии Алана Паркера. Стена – как символ внутренней самоизоляции и одновременно внешней, насильственной – «железного занавеса», Берлинской стены, огораживающей гигантское тюремное пространство соцлагеря. Но это еще и экран, позволяющий постановщику спектакля Адольфу Шапиро не только обозначать место действия, которое происходит в параллельных мирах Кембриджа и Праги, но и кадрировать эпизоды, создавая крупные планы персонажей, экран, на который проецируется хроника той, ушедшей в историю жизни, взорвав финал осуществлением несбыточной мечты – грандиозным концертом Rolling Stones на самом большом стадионе Чехии.В центре спектакля история нескольких людей в сложных переплетениях их судеб, в трагических коллизиях политических процессов и противостояниях идей и – их любви, стоящей над всем и все побеждающей, сыгранная актерами РАМТа Петром Красиловым (Ян), Ильей Исаевым, Рамилей Искандер, Дарьей Семеновой, Степаном Морозовым просто, без пафоса и надрыва, а потому особенно убедительно. Не повторится ли минувшее в нынешней России, ведь, как заметил постановщик, «события, которые казались историей, догоняют сегодняшнюю жизнь».P.S. Полную версию материала читайте на нашем сайте www.ug.ru.
Комментарии