search
main
0

Ресурс, субъект и объект. Тема «Власть и политика»

В одном из номеров «Граждановедения» мы уже рассказывали о совместном Российско-американском проекте «Университетское партнерство в гражданском образовании». Были разработаны материалы, которые могут быть использованы для подготовки будущих учителей граждановедения, обществознания, а также педагогами, преподающими эти предметы, организаторами воспитательной работы в школах.

Трудно себе представить жизнь гражданина цивилизованного государства без контактов с миром власти и политики. На протяжении своей жизни человек многократно взаимодействует с этим миром, старается найти наиболее гармоничные пути сосуществования. Что же такое власть, каких видов она бывает, каковы ее ресурсы, субъекты, ее внутреннее состояние? Каковы тенденции развития власти в современных обществах, бывают ли конфликты между различными ветвями власти и каковы пути их преодоления, что такое кризис власти и есть ли способы улучшения положения современной России? В современном обществе власть является основой политики. Вместе они обеспечивают реализацию общих интересов различных социальных групп, дают ключ к пониманию политических институтов, политических движений, да и самой политики.

Власть, ее происхождение и виды. Определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Нельзя понять, что такое демократия, не поняв концепции власти и полномочий, которые являются составляющими политики и управления.

Власть – явление общественное. Природу власти можно понять только в контексте отношений между людьми. Властные отношения присутствуют в любой организованной общности людей. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию, пронизывая всю систему общественных отношений. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

Таким образом, еще с древних времен власть рассматривалась как присущее обществу волевое отношение между людьми. Концентрированным выражением власти являлись отношения господства и подчинения. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшин рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Понятие «власть» употребляется довольно часто как в обыденной жизни, так и в научной литературе. Автор известного словаря русского языка В.Даль определяет власть как право, силу и волю над чем-либо, свободу действий и распоряжений.

Философы говорят о власти применительно к объективным законам общества; социологи – о власти социальной (семейной, церковной, групповой, личной и т.д.); экономисты – о власти хозяйственной, экономической; юристы – о государственной власти; естествоиспытатели – о власти над природой; политологи – о политической власти. Основными видами власти являются: экономическая, политическая, правовая, военная, духовная, семейная. Особое место в этом ряду занимает политическая власть. Она включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления, всеми субъектами политики. Политическая власть характеризуется приоритетными возможностями в силу присущей ей нацеленности на обеспечение целостности и стабильности общества.

Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния: достижение политического господства над людьми. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии с помощью различных средств.

Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нем неискоренимой тяги к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе подобных. М.Вебер основной смысл политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти на другой субъект.

Итак, власть – это способность, право и возможность определенного социального слоя общества, государства, партии и личности подчинять своей воле людей, воздействовать на их поведение или деятельность с помощью различных средств: авторитета, права, воли, принуждения.

Исходная для теории власти проблема – ее соотношение с политикой. Во все времена неразрывность политики и власти принималась за аксиому. Действительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. В политической науке и философии нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. С другой стороны, если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества.

Политическая власть – это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивидов.

Политическая власть оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций и ставит целью управление, координацию, согласование, а зачастую и подчинение интересов всех членов общества единой политической воле посредством методов убеждения, интереса и принуждения.

В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во имя стабильности и общего согласия.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

легальностью в использовании силы в пределах государства,

верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти,

публичностью,

наличием единого центра принятия решений,

многообразием ресурсов политической власти.

Ядром политической власти является государственная власть. Ее отличительной особенностью является возможность законного использования силы в решении актуальных проблем. Ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу (верховенство) над решениями других политических институтов (партий, общественно-политических движений, союзов и т.д.). Государственная власть эффективна, поскольку в своей деятельности опирается на систему специальных институтов (органов государства: законодательных, исполнительных, правоохранительных и т.д.) и нормы права. Кроме того, государственная власть обладает многообразием ресурсов, что позволяет ставить ей стратегические цели и добиваться решения поставленных задач.

Понятия политической и государственной власти во многом совпадают, но не тождественны, понятие политической власти шире понятия государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в таких ассоциациях, как партии, профсоюзы, группы давления, международные организации и т.д. Государственная власть обладает монополией на легальное использование средств принуждения, а также регламентации жизни общества и формально играет роль арбитра в распределении благ. Существует опасность, что государственная власть будет распределять их в свою пользу. В связи с этим в демократических обществах имеет место плюрализм и состязание политических влияний различных субъектов политики (партии, лобби, общественные движения и т.п.), участвующих в процессе принятия решений политического характера.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается.

Под ресурсами власти в широком смысле слова понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других; в узком – все те средства, которые используются или могут быть использованы представителями власти для достижения своих целей. Н.Макиавелли определял ресурсы власти как возможность государя в случае надобности отстоять себя собственными силами с помощью своих людей, войска, денег или прибегнуть к помощи сторон.

Достаточно распространенным и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости на средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус – социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ, церковь и проч. В начале XXI века именно знания и информация стали важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания в силу своих преимуществ (бесконечности, общедоступности, демократичности) подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. В современной России наряду с усилением влияния традиционных конфессий (православие, ислам, буддизм) на население расширяется воздействие информационных средств управления и манипулирования людьми (ТВ, компьютерные программы, интернет).

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

В рамках антропологического или социопсихологического подхода многообразие ресурсов политической власти можно свести к трем основным: страх, убеждение и интерес. В реальной политической жизни используется богатый набор ресурсов власти, нередко применяются различные их комбинации – страх и интерес, страх и убеждение, интерес и убеждение и т.д.

В политической практике XX столетия комбинации ресурсов породили многообразие средств осуществления власти: традиции, право, убеждение, принуждение, авторитет, прямое насилие, закон, манипуляции. Власть может действовать такими методами, как уговоры, убеждение, сила, угроза применения силы, принуждение и манипулирование (богатство, положение, занимаемое в обществе, организация, знания и информация).

Исходя из ресурсного подхода власть возможно разделить на потенциальную и реальную, действительную. Последняя порождает реальные перемены в сознании и поведении людей, которые были бы невозможны без давления со стороны обладателя власти. Потенциальная власть – это все реально существующие ресурсы, к которым нет доступа или которые доступны, но как бы «спят», не задействованы. Как показывает практика, в современной России многие властные структуры просто не владеют навыками использования различных информационных технологий, недооценивают значимость моральных и психологических ресурсов.

Легитимность власти. Вопрос неравного распределения политической власти в обществе всегда вызывал повышенный интерес, поэтому власть имущие всегда стремятся найти оправдание подобному положению. Одним из таких средств выступает принцип легитимности власти. Термин «легитимизм» возник в начале XIX в. во Франции как реакция тех политических кругов, которые хотели восстановить власть короля, считая ее единственно законной в отличие от власти узурпатора.

Впоследствии понятие легитимности трансформировалось и стало обозначать такую власть, которая признается массами законной, а не просто навязанной им. Следовательно, особенность легитимной власти состоит в том, что она основана на взаимном согласии управляющих и управляемых.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность – вера в то, что те, кто находится у власти, имеют право на власть. Обретение легитимного статуса дает право официальным лицам осуществлять власть во имя, например, божества, государства, конституции или народа.

Основными характеристиками легитимной власти выступают

Легитимность – вера в то, что те, кто находится у власти, имеют право на власть. Именно принцип легитимности оправдывает тот факт, что меньшинство управляет, а большинство подчиняется.

Стабильность – идея полномочий подразумевает, что они длятся продолжительный период времени. Хотя полномочия должны подкрепляться народом время от времени, есть тенденция к распаду властей, если они меняются с большой частотой.

Уступки – согласие и уважение, как правило, представляется власти, которая считается легитимной. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Условность – использование власти должно оставаться верным ее целям, которые делают ее легитимной.

Типология легитимности разработана М.Вебером. Он обосновал три основных типа легитимности: традиционный, рационально-легальный и харизматический. Исторически первым типом легитимности является традиционная власть, внутренним основанием которой служат нормы и традиции. К такому господству относятся монархии, существенным признаком которых является право наследования престола. Освященные древним обычаем, такие традиции выступают источником отношений господства и послушания. Они указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению санкций, предусмотренных обществом. Подобная власть характеризуется отсутствием динамизма и поэтому может существовать целые века, воспроизводя без заметных изменений политические отношения на протяжении многих поколений. Она стабильна и консервативна, создание новых политических норм считается в принципе невозможным.

Вторым типом легитимности является рационально-легальная власть. В качестве ее основания Вебер называет «царство закона» и свободное волеизъявление граждан. К этому типу принадлежат современные конституционные государства, где подчиняются не личностям, а законам; аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляются требования действовать по отношению ко всем гражданам строго на основе юридических норм и рациональных правил. Вместе с тем нормы могут быть изменены, для чего имеются установленные законом процедуры. Подобные типы власти возможны в странах, имеющих демократические традиции, и прежде всего свободы человека, ставшие основной чертой образа жизни граждан. При демократическом режиме политическая власть приобретает черты легитимности, только если она исходит от людей, от их свободного решения. Таким образом, свобода – это основное предварительное условие самой легитимности.

Третьим типом легитимности является, по Веберу, так называемое харизматическое господство. Харизма (от греч. charisma – «божественный дар») – способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная природой. К харизматическим качествам относят магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. По сути дела, это черты сверхчеловека. Подобный тип власти существовал в различные периоды истории. Достаточно вспомнить таких исторических деятелей, как Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Черчилль, де Голль, Мао Цзэдун, обладавших в той или иной мере харизматическими качествами. При этом надо иметь в виду, что образ лидера создается не только за счет определенных природных данных, но и формируется у масс целенаправленной работой аппарата управления и средств массовой информации. Этот тип власти часто ведет к авторитаризму и характерен для тех обществ, где нет свободы и прав человека, а конституционные принципы не стали повседневной нормой жизни.

Игорь НОСКОВ, кандидат исторических наук, Самара

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте