«Если бы были деньги!..» – сокрушаются директора, вспоминая о летних треволнениях, связанных с ремонтом школы. Накануне 1 сентября мы дали возможность посетителям «Директорского клуба» не только поделиться своими проблемами, но и высказать предложения, как избежать «ремонтных» неприятностей в будущем.
Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, Калач, Воронежская область: Затраты разные, а принцип один
В прошлом году объем ремонтных работ был больше, потому что заново перекрывали крышу. В этом занялись системой отопления и сантехникой. Перекрасили третий этаж, сделали ремонт полов на первом этаже. Подновили стены в актовом зале и полы покрасили.
Если говорить о финансировании, то капитальный ремонт проводится за счет средств районного бюджета, а с косметическим помогают родители. Мы активно используем, как говорит наш министр, привлеченные средства – от родителей, спонсоров, помощников. Если в долях считать, то две трети средств дает администрация района, а одну треть составляют как раз те самые привлеченные средства.
То, что бюджет берет на себя большую часть, – это правильно. Например, в прошлом году мы отремонтировали крышу на 800 тысяч рублей, и это в десять раз больше, чем мы привлекли денег дополнительно. Затраты каждый год разные, в зависимости от того, как складывается ситуация в районе. Но принцип всегда один: по возможности максимально профинансировать школы. Глава Калачеевского муниципального района Анатолий Иванович Бакулин очень серьезно относится к проблемам образования, а вопросы ремонта в школах контролирует лично. И деньгами помогает, и материалами.
С нашей стороны требуется взаимодействие с родителями и управляющим советом школы. Мы работаем с ними через общее собрание. На нем я рассказываю о проблемах и нуждах школы, о том, что нужно сделать. Родители относятся с пониманием: раз надо, значит, поможем. А после выполнения всех работ, на сентябрьском собрании школьная администрация отчитывается перед родителями, куда пошли деньги и что конкретно сделано.
Но, как говорится, денег всегда не хватает, и всегда хочется большего. Например, хорошо бы во всем школьном здании рамы поменять. Но для этого нужен спонсор. А еще, чтобы снаружи не белить из года в год школьное здание, надо бы обить его сайдингом. Пока это все мечты, но, возможно, и они когда-то сбудутся. Мы крышу тоже долго ждали, а в прошлом году за одно лето все сделали, и хорошо получилось.
Вообще по сравнению с прошлыми годами положение улучшилось. Были времена, когда школы ничего на ремонт не получали. И приходилось доставать все самим. Сейчас ситуация стабилизируется.
Тамара СЕННИК, директор школы №2 «Спектр», Бердск, Новосибирская область: Мечтаю о новой крыше
Директоров школ часто спрашивают: зачем вам каждый год ремонт? По своему опыту знаю, что, во-первых, ремонт школе нужен действительно каждый год. Во-вторых, расходы можно планировать разумно, даже снижать, если заниматься этим весь год, а не попадать в ситуацию «аврала». Конечно, многое зависит от того, в каком состоянии находится здание. Я приняла школу в 1996 году. Начала с полного обследования здания. Сразу выяснилось, что нужно чинить трубы, которые могли лопнуть и затопить подвал, менять задвижки и вентили, перестилать крышу. Типовая школьная крыша имеет мягкое покрытие, не пригодное для нашего сибирского климата.
Кроме того, бывают крупные беды, например, у нас просел грунт. Пришлось утрамбовывать, уплотнять фундамент, укреплять здание. Это громадные расходы. Подрядчиков я нахожу сама, договариваюсь о работах в кредит, если нужно. Хорошо, что у нас не растеряли мастеров, не пропали производства.
Устранив недостатки крупные, внешние, я выработала установку на режим работы без авралов. Сформулировать мой принцип можно просто: БЕРЕЧЬ. Если проводить профилактические работы постоянно, а не ждать лета, то забот окажется меньше. Я сама несколько лет назад нашла маляра, замечательную женщину, договорилась с ней о мелком ремонте в течение всего учебного года, составили договор. Она работает у нас каждые каникулы, да и в выходные дни может подойти, если надо.
Деньги идут из разных источников. Основной – бюджет. В этом году выделено 900000 рублей. 450 тысяч – на кровлю, 450 – на столовую.
Остаются туалеты, спортзал, коридоры, кабинеты. Школа сама зарабатывает деньги. У нас есть своя «Школа развития», также ведем подготовительные курсы для вузов. Есть кружки, школа танца. Летом работает лагерь. Часть средств идет на зарплату педагогов, часть – на нужды школы.
Еще один существенный источник финансирования в последние годы – нацпроект. Мы участвуем в конкурсе не первый год, пока что миллион не выиграли, но за участие в конкурсе и активную позицию губернатор области Виктор Александрович Толоконский выдает нам премию. В этом году это 699 тысяч рублей. Очень существенное подспорье в решении наших проблем.
Валентин ВАСИЛЬЕВ, директор школы №4, Великий Новгород: К счастью, нам повезло
Уже несколько лет школы города не могут выполнить в полном объеме все требования, предъявляемые к ним Госпожнадзором. Так, в моей школе только в нынешнем году установлена противопожарная сигнализация – деньги на это выделены из городского бюджета. Во многих общеобразовательных учреждениях Великого Новгорода противопожарная сигнализация отсутствовала в прошлом году – по этой причине Госпожнадзор предъявил судебные иски к школам и директорам. Я оказался в числе тех немногих, кто получил оправдательное заключение мирового судьи. Моя школа избежала штрафа и получила только предупреждение. Другим повезло меньше – они заплатили по суду значительные штрафы. Большую часть проблем прошлого года с помощью городского и федерального бюджетов мы нынешним летом решили. Самые крупные из них – это, как я уже сказал, установка противопожарной сигнализации и обработка деревянных конструкций огнезащитным составом. А за счет собственных средств школа установила распашные железные решетки на первом этаже.
Елена БУРАКОВА, заместитель директора по административно-хозяйственной работе школы №302,
Санкт-Петербург: Не обошлось без проблем
В школе затеяли большой ремонт: поменяли на стеклопакеты 282 окна. К сожалению, не обошлось без проблем. В частности, не выполнялись сроки контракта со стороны подрядчика. Строители опаздывали примерно на месяц. Подрядчик оправдывался тем, что не хватает средств и слишком много заказов со стороны образовательных учреждений.
Еще одна сложность во взаимоотношениях с подрядчиком – рабочие небрежно относятся к школьному имуществу. Например, сломали дверь, поцарапали линолеум. Правда, пообещали все это исправить за счет собственных средств.
Ремонтные работы, конечно, надо постоянно контролировать, но это очень сложно. К примеру, я физически не могу уследить за каждым из рабочих. Таким образом, многое зависит от сознательности подрядчика. К тому же обязательно нужно оговаривать последующее гарантийное обслуживание произведенных работ.
Комментарии