Конференция считает проблему разработки и принятия Национальной доктрины образования важной и актуальной. Дальнейшее отсутствие подобного стратегического документа дезориентирует всех участников и субъектов образования.
Предложенная российским январским совещанием Национальная доктрина образования может иметь ровно один статус – законопроекта РФ, это ясно сформулировано в резолюции совещания. Поэтому решение Правительства РФ по доктрине – “законопроекта не выдвигать, доктрину одобрить” – представляется нам не вполне корректным, оно явно продиктовано политической ситуацией.
Несмотря на то, что представленный текст доктрины во многом декларативен, мы осуждаем возможности политической игры со значимым для образования России документом. Мы считаем, что Правительство РФ не стало выдвигать доктрину в качестве законопроекта только в силу слабости документа. Тем более будет некорректным возможное выдвижение той или иной группой депутатов его в этом качестве. Мы открыто предостерегаем всех от подобного шага.
Обращаем внимание всех заинтересованных сторон, что доктрина сейчас не является правовой нормой – ни в Законе РФ “Об образовании”, ни в российской Конституции нет понятия Национальной доктрины образования.
Мы считаем, что Национальная доктрина образования имеет право на существование как документ, сводящий вместе три блока вопросов:
стратегия развития образования;
права граждан на и при получении образования;
правила взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Только в этом случае подобный документ имеет перспективу стать Законом РФ.
При этом в нем должно быть прописано, что именно
государство гарантирует в образовании;
государство обеспечивает в образовании;
государство ожидает от системы образования.
Мы считаем, что неизбежно в перспективе встанет вопрос о создании образовательного “Кодекса” – комплекса документов, регламентирующих жизнь и развитие образования.
Подобный подход потребует от Правительства РФ иного, ответственного и инициативного межведомственного подхода к доктрине.
Мы обращаемся к Правительству России с просьбой рассмотреть данную проблему, имея в виду перспективное принятие подобного пакета законов РФ.
Мы просим Правительство России закреплять впредь приоритет образования в России не подобными декларациями, а утвердить эту приоритетность реальными эффективными действиями.
Рекомендации по проблеме перехода школы на двенадцатилетнее обучение
Внимательно рассмотрев концепцию перехода российской школы на двенадцатилетнее обучение, считаем необходимым высказать ряд принципиальных соображений.
1. Участники конференции поддерживают усилия правительства по увеличению сроков обучения детей в российской школе.
2. Необходимость перехода на двенадцатилетку сегодня не понимают многие учителя и родители. Это показывает истинное отношение в обществе к школе. Поэтому основой концепции должна стать возможность создания в школе таких условий для ребенка, чтобы ему было хорошо, комфортно и интересно учиться.
3. Основным ориентиром реформирования школы должен стать переход от школы, направленной на учебную деятельность, к школе как институту социальной политики и защиты детства в новых политических, социально-экономических и правовых условиях России. Приведенные в концепции аргументы перехода на двенадцатилетку (мировой опыт, перегрузка и пр.) не вполне убедительны и исчерпывающи. Перегрузка детей связана в первую очередь с неверным отбором учебного материала и массовым применением устаревших педагогических технологий. Перестроение структуры и содержания общего среднего образования в массовой школе становится задачей # 1 реформы школы.
4. Необходимо содержательное решение проблемы гуманизации обучения в средней школе – пересмотр принципов отбора учебного материала, использование личностно-ориентированных и здоровье-сберегающих педагогических технологий.
5. Духовное и нравственное воспитание учащихся невозможно без полноценного изучения гуманитарных дисциплин, в первую очередь родного языка. Обилие культурного ширпотреба, утрата основ массовой культуры, засилье чуждых для России поведенческих образцов, катастрофическое положение с нравственностью и духовностью, необходимость самоидентификации российского народа делают проблему усиления гуманитарной образовательной компоненты абсолютно необходимой.
6. Требует решения проблема профилизации старшей школы. Необходимо разрешение ситуации обучения в старшей школе учащихся, не идущих далее в вузы.
7. Катастрофическое состояние здоровья детей требует сокращения обязательной учебной нагрузки и соответственного увеличения времени, отводимого на физическое воспитание, оздоровительную работу, спорт и досуг.
8. Необходимо подумать об отделении обучения в начальной, средней и старшей школах, это настоятельно диктуют законы возрастной психологии, забота о комфортном и безопасном пребывании детей в школе.
Мы опускаем ряд очевидных, но необходимых федеральных решений по двенадцатилетке типа призыва в армию, обеспечения учебниками и пр.
Необходимая доработка концепции 12-летки, очевидно, не может быть выполнена в короткое время. Разумным выходом из создавшегося положения является ясно и понятно выраженное признание ограниченности применения концепции лишь для начального этапа перехода к двенадцатилетней школе и необходимости интенсивного формирования концепции для последующих этапов.
Комментарии