Вопрос о том, что формирование заказа на развитие той или иной специальности должно происходить внутри региона, сегодня активно обсуждается Правительством РФ. Реформирование существующей схемы позволило бы достаточно оперативно насытить рынок труда. Однако сиюминутный переход на “региональный заказ” может оказаться просто невозможным по ряду причин. Одна из них – незнание регионами потребностей своих рынков, отсутствие каких-либо исследований по этому поводу.
В Самарской области в этом году впервые была проведена попытка мониторинга тех профессий и специальностей, которые будут востребованы в 2005 году. На проведение исследования ушло полгода и затрачено порядка 500 тысяч рублей из областного бюджета. В результате выяснилось, 72 процента работодателей в той или иной степени испытывают сложности с поиском сотрудников. Однако практически треть не считает нужным налаживать прямые контакты с профессиональными учебными заведениями. Более того, только треть предприятий, куда были разосланы анкеты с просьбой указать прогнозируемую потребность в специалистах на 2005 год, приняла участие в мониторинге. Остальные опрос просто проигнорировали. Воздержавшихся было бы и того больше, если бы анкеты пришли напрямую из Центра профессионального образования Самарской области – лишь участие Торгово-промышленной палаты заставило многие предприятия отнестись к анкетам с достаточной долей ответственности.
Всего в результате опроса работодателей были получены сведения от 279 предприятий, где трудятся 15,8 процента занятых в экономике области людей. Очевидно, что полученных данных для формирования заказа явно недостаточно. Очевидно и то, что работодатель не совсем понимает свою выгоду в таком подходе. Хотя, возможно, как только ему дадут отмашку, скажут, что он может “заказывать”, ситуация в корне поменяется.
Какая же ситуация, судя по результатам исследования, сложилась в Самарском регионе? Только начальное профессиональное образование (на протяжении нескольких последних лет оно курируется Департаментом науки и образования губернии) готовит специалистов в приближенном к идеалу количестве. А вот среднее и высшее грешит явным переизбытком экономистов, управленцев, юристов и гуманитариев. Они готовят много больше специалистов, чем того требует экономика региона: в среднем предложение в 2005 году будет превышать спрос в три раза. В дефиците окажутся медработники и специальности начального профобразования.
В Самарской области насчитывается 32 госвуза с филиалами. Есть 26 негосударственных вузов. Реформирование системы заказа коснется в первую очередь “государственников”. Здесь-то и проясняется их позиция, которую они не высказывают во всеуслышание, но отстаивают на деле: сокращение набора на ту или иную специальность приведет к оттоку студентов в негосударственные учебные заведения. Следовательно, произойдет перераспределение денежных потоков и так называемой рейтинговой статусности. Если раньше вуз мог набрать на бесплатной основе, к примеру, сто будущих юристов и получал средства на их образование из федерального бюджета, то теперь это будут пятьдесят мест и урезание финансирования вдвое. А открытие коммерческих групп влечет за собой необходимость конкуренции с частниками, чего раньше не требовалось.
Исследование, проведенное в Самарской области, выявило ряд проблем. Однако в следующем, 2003 году аналогичный мониторинг вряд ли будет проведен, поскольку требует значительных денежных затрат. И здесь получается замкнутый круг: регион не вкладывает деньги, потому что его исследования никак не влияют на образовательный рынок, а правительство не может впустить регион на этот рынок без соответствующей подготовки.
Наталья УШАКОВА
Самара
Комментарии