«Согласны ли вы, что в системе образования женщин больше, чем мужчин, а в науке – наоборот?» – этот вопрос, пользуясь случаем, мы задали участникам одного из мероприятий в РАО. Что интересно, мнения разделились…
Вадим ДЕМИН, академик РАО, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения:
– Я считаю, что развитие науки и искусства, равно как и состояние системы образования, не зависит от соотношения мужчин и женщин, которые всем этим занимаются. Во времена, когда я учился в школе, у нас было примерно поровну и одних, и других. Сейчас не знаю, но уверен: педагогическим талантом в равной степени могут быть наделены все. Кто умеет, тот делает.
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ, профессор департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета:
– Мужчин в образовании мало, согласна. Но эта проблема существовала и во времена СССР. По нашему вузу могу точно сказать, среди студентов очень много мальчиков, а я точно знаю: почти все наши выпускники трудоустраиваются по специальности. А что до науки, то у меня множество знакомых женщин кандидатов, докторов, академиков. Я сама до сих пор преподаю информатику, хотя это, по мнению некоторых мужчин, не женская наука.
Николай ГОРБОВСКИЙ, академик-секретарь отделения образования и культуры РАО:
– Мне кажется, в любой профессии соотношение мужчин и женщин определяется естественным путем, без какой-либо специальной сегрегации. Если в той или иной отрасли кого-то больше или меньше, значит, на данный момент именно такое положение дел можно считать нормальным, естественным. Это касается и системы образования, и науки, и всего остального. Хотя, безусловно, экономическая составляющая играет большую роль в этом процессе. Платят мало учителям – среди них мало мужчин, которые должны содержать семью. Будут платить больше – в школе появится больше представителей сильного пола. Если же в науке мало женщин (а их и правда мало), не стоит специально создавать для них какие-то преференции, ведь если человек способен заниматься наукой, значит, он должен иметь возможность ею заниматься, не важно, к какому полу он себя относит.
Татьяна РАЗИНА, член-корреспондент РАО, проректор по развитию Института мировых цивилизаций:
– Дисбаланс есть, но это не самая главная причина проблем нашей школы. И чтобы повысить качество образования, нужно обратить внимание на качество подготовки педагогов, качество учебников, программ, условия обучения. А половой состав тут глубоко вторичен. То же касается и науки. Если заглянуть в статистические ежегодники, где отражены все показатели по нашей отечественной науке, можно увидеть, что половой состав в разных отраслях науки различен. А это значит, что там, где женщина себя может проявить, она это делает. И мужчина поступает точно так же. Тут нет никакой принудиловки и ограничений, все решает желание человека. Если ты способен что-то делать лучше остальных, значит, никто не вправе запретить тебе этим заниматься только на основании того, что ты не того пола.
Ермек КЫШТОБАЕВ, советник посольства Кыргызской Республики в РФ:
– Я абсолютно не согласен, что сложившееся естественным образом положение дел надо менять и приводить в соответствие с чьими-то представлениями о равенстве полов. Если в школе больше женщин, значит, так и должно быть. Больше в науке мужчин – это тоже нормально. Каждый волен выбирать, чем заниматься. И если не выбирает, значит, оно ему не нужно. Я где-то читал, что якобы в медицине слишком много мужчин, они не пускают в свое сообщество женщин-врачей. Но автора этой статьи сразу же раскритиковали и даже уволили, ведь он решил подвергнуть сомнению то, что сформировалось само собой, и намекнул, что надо все изменить, потому что кому-то это не нравится.
Любовь САВЕНКОВА, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник, Института художественного образования и культурологии РАО:
– Да, в школах и вузах мало мужчин. Но разве об этом надо думать? Сегодня из школы убирают искусство, МХК, а ведь это единственная область познания, с помощью которой ребенка можно приобщить ко всему. И разве можно сейчас горевать о том, кого больше – мужчин или женщин, если эти предметы не преподает вообще никто? Насчет научного сообщества я бы даже поспорила, на мой взгляд, здесь мужчин с каждым годом становится все меньше.
Михаил СТРИХАНОВ, академик РАО, исполняющий обязанности вице-президента РАО:
– Когда баланс нарушается (что вполне очевидно), это всегда плохо. В системе образования важно, чтобы мужское и женское начала уравновешивали друг друга, иначе воспитание детей будет асимметричным. Может быть, в начальных классах действительно должно быть больше женщин-учителей, потому что в этом возрасте дети психологически ближе к маме. А в старших – наоборот. Хотя и тут все не так однозначно. Вот у меня была хорошая учительница по математике, и она привила мне любовь к этой науке на всю жизнь. Значит, важно то, какой ты педагог, преподаватель, профессионал, а не какого ты пола.
А женщин в науке много, например, нашей академией руководит Ольга Юрьевна Васильева.
От редакции
А как бы вы ответили на эти вопросы?
Комментарии