search
main
0

Путешествие в страну математики

Дети растут, познавая окружающий мир, но, чтобы этот рост и познания были более успешными, чтобы ребенок мог проявить свои способности и добыть новые знания, увидел в предметах и явлениях различные свойства и качества, надо сформировать у него комплексные представления об окружающих его предметах. Для этого существуют игры и игровые задания, построенные по принципу проблемно-противоречивых ситуаций. Один из предметов, который реализует этот принцип, – математика. Демонстрация того, что математика связана с разными отраслями знаний, что она стала составной частью человеческой культуры, делает математику ближе и привлекательнее для ребенка. Создаваемая игровая атмосфера на занятии развивает познавательный интерес и активность детей, снимает усталость, позволяет удержать внимание.

Елена ЖЕГАЛИНА,воспитатель ЦРР -детского сада №1511

Работая с детьми, приходится искать новые формы для насыщения занятия интересными моментами. В результате поиска родились игры-путешествия со сказочными персонажами. Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты, – один из способов развития творческого воображения детей. В результате такого занятия дети получают больше того, что знали к этому времени, а главное – сознательно прилежно и с интересом начинают заниматься. Эти игры-путешествия время от времени повторяются, но содержание их может усложняться в зависимости от результатов и возраста детей. Для успешного усвоения материала в занятиях используются стихотворные отрывки разных авторов, а также стихи собственного сочинения. От этого занятие приобретает более красочную окраску. Занятия подобного рода привлекают внимание детей своей занимательной формой. На занятиях-путешествиях дети активизируют свое внимание, приобретают новые знания, расширяют кругозор, развивается творческая фантазия, дети учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать.

Для привития детям интереса к математике на занятии также используются диафильмы и слайды. Их очень любят дети. Воспитатель за короткое время групповых занятий имеет возможность вызвать на экране нужное изображение, а затем прекратить его показ.

Такое обстоятельство дает возможность чередовать:

– рассмотрение изображения на экране;

– обдумывание информации, содержащейся в этом изображении (при выключенном проекторе);

– работу с другими средствами обучения;

– общее обсуждение изображения (при вновь включенном проекторе).

Можно, например, в кадре сформулировать задание поставить задачу, затем выключить проектор и предложить детям выполнить задание; при необходимости напомнить его условия, включив проектор, затем перейти к следующему кадру, содержащему уже выполненное задание. Таким образом, на занятии очень удобно учить детей контролировать свою работу самостоятельно. Самостоятельное выполнение заданий – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков детей.

Надо заметить, что одна и та же самостоятельная работа в разных по возрасту группах может менять свои виды. Регулярное использование на занятиях математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Одна из задач воспитателя – умение подобрать такой материал для занятий, который позволяет развивать у детей познавательную активность. Для этого можно использовать следующие приемы:

создание ситуации, в которой ребенок должен обосновывать свое мнение;

использование приобретенных знаний и опыта;

создание ситуации, побуждающей детей задавать вопросы;

оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;

создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и творческих;

создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.

При этом поисковая деятельность ребенка совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи, что влияет на процесс и результат деятельности. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей.

Решение занимательных, логических задач стало средством стимулирования познавательного интереса. Существует множество пособий, содержащих занимательные задачи, но можно использовать задачки, придуманные самим воспитателем, который ориентируется на знания своих детей.

Одно из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления – игра. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу. Игра может использоваться на различных этапах занятия: в его начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, в конце – для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-путешествия, игры-эстафеты. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям.

Увлекаясь, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте