Одним из вариантов повторения учебного материала, постепенного его углубления при закреплении изученного является проведение итогового семинара в седьмых классах “По страницам истории России”. Выбор такой формы повторения на сдвоенном уроке позволил рассмотреть наиболее ключевые вопросы отечественной истории во взаимосвязи с краеведческим материалом и обогатить знания детей.
Планируя проблемно-тематическое повторение крупными блоками, мы разработали трехэтапную форму семинарского занятия. Подготовке к уроку предшествовала тематическая экскурсия по Калужской области.
К семинару было приурочено оформление кабинета самодельной картой-схемой “Калужский край с древнейших времен до конца XVIII века”, современной картой, макетами, рисунками, гербами старинных русских городов, аппликациями, костюмами славян-вятичей, изготовленными учащимися на уроках изобразительного искусства; на тематическом стенде – отрывки из былин и летописей.
Ход работы
На каждой парте – раздаточный материал с познавательными заданиями, фрагментами исторических картин и текстами художественной литературы.
Предварительно ученикам был предложен план семинара:
1. Калужский край в глубокой древности.
2. Исторические события, происходившие на Калужской земле в XIV – XVI веках.
3. Калужский период “Смутного времени” в начале XVII века.
4. Памятники истории и культуры Калужского края в XVII – XVIII веках.
Программа журнала состоит из четырех страниц и раскрывается в хронологической последовательности. Странички в макете журнала начинаются с названия темы, соответствующей плану семинара, красочной иллюстрацией. Для каждой странички мы выбираем редактора-художника и ассистента, задача которого состоит в переключении внимания учеников, уточнении ответов товарищей.
Урок начинается вступительной беседой по вопросам:
– Почему необходимо сохранять память о далеком прошлом?
– Какие исторические события связаны с Калужской землей?
Зачитывая отрывки из летописей и художественной литературы, семиклассники выполняют картографическое задание, “оживляют” карту условными знаками и аппликациями, раскрывают в хронологической последовательности исторические страницы прошлого.
При работе с летописями мы обращаем внимание на умение детей анализировать текст, сопоставлять исторические факты на материале взаимосвязи отечественной истории с краеведением, объяснять причинно – следственные связи.
Разделив учеников на две группы, мы определяем ведущего (капитана) команды. Каждая из групп семиклассников должна представить сценку из истории Калужского края, а команда соперников – угадать, о каком событии идет речь, и рассказать дальше.
I этап семинара – творческие домашние задания как для капитанов, так и для всех учащихся. Одной из групп предложено написать сочинение-миниатюру на историко-краеведческую тему или совершить воображаемое путешествие в глубь веков, в то время как другие ребята готовятся к конкурсу юных историков-ораторов. Задача конкурсантов состоит в умении передать в своей речи чувства и эмоциональный настрой того события, которое предлагается в задании, а капитаны команд описывают историко-культурный памятник, раскрывают идейное содержание и личностное отношение.
Приведем примеры заданий.
Задание 1. Представьте, что вы оказались в составе дружины козельского князя Мстислава Святославовича. Какое впечатление на вас произвело выступление князя Дмитрия Ивановича перед Куликовской битвой?
Задание 2. Опишите ансамбль Гостиного двора – памятник архитектуры XVIII века.
Задание 3. Представьте, что вы – восточный купец, прибывший в Калугу в XVIII веке. Каким путем вы прибыли? Расскажите в письме к другу о своих впечатлениях от города. Отметьте его достопримечательности.
II этап семинара состоит из двух вариантов.
Вариант А. Опережающее домашнее задание. Выделив основного докладчика и двух оппонентов по каждому из пунктов плана семинара, мы предлагаем раскрыть вопросы, высказать и обосновать свою точку зрения. Дискуссия завершается обобщением по каждому вопросу, дана оценка ответов, подчеркнуты различия и сходство между высказываемыми мнениями, аргументированность суждений, глубина ответов.
Вариант Б. Классу предложено на основе магнитофонной записи текстов художественной литературы и музыкальных произведений определить, о каких исторических событиях говорится в данном отрывке, когда они происходили и какие из них – на территории нашего края. Звучат фрагменты оперы А.П.Бородина “Князь Игорь”, Н.А.Римского-Корсакова “Садко”, поэмы
А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”, оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”, отрывки из “Повести временных лет”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Задонщина”, “Слово о полку Игореве” и другие.
III этап семинара также состоит из двух вариантов и рассчитан на индивидуальную и групповую работу в зависимости от уровня подготовки детей.
Например:
Вариант А. Выполнение познавательных заданий, связанных с умением самостоятельно анализировать документы.
Задание 1. На основании отрывка из “Повести временных лет” определить, что было общего и какие имелись отличительные особенности в занятиях, общественном строе, быте и верованиях вятичей по сравнению с другими славянскими племенами.
Задание 2. На основании отрывка из Никоновской летописи об обороне города Козельска расскажите о героической обороне города против монголо-татарских захватчиков.
Вариант Б. Задания, ориентированные на умение анализировать события по репродукциям.
Задание 1. Какие исторические события лежат в основе картин, созданных русскими художниками В.К.Демидовым “Подвиг князя Волконского в сражении с поляками в Пафнутьев-Боровском монастыре”, Н.А.Ращектаевым “Восстание ромодановских крестьян”. К каким годам относятся изображаемые события?
Задание 2. Расскажите о Калужском периоде восстания И.Болотникова по картине Н.А.Ращектаева “Болотников в Калуге”.
Заключительная часть урока-семинара завершается конкурсом представителей двух команд, каждый из которых должен был выполнить задание в письменной или устной форме. Среди рекомендуемых вопросов – задания на сопоставление дат и событий, расположение событий в хронологической последовательности, составление сравнительных таблиц, установление причинно-следственных связей.
Задания на карточках запечатаны в конверте. Приведем примеры карточек.
Карточка 1. Докажите на основе религиозных верований славян-вятичей, что они были земледельцами.
Карточка 2. Считаете ли вы, что восстание И.Болотникова – это гражданская война. Обоснуйте свое мнение.
Карточка 3. Какие города Калужского края впервые упоминаются в летописях и какие удельные княжества образовались на Калужской земле в XIII веке.
Карточка 4. Укажите на объективные и субъективные причины Смутного времени в начале XVII века. На примере истории нашего края объясните, почему истинная любовь к Отечеству проявляется во время тяжких испытаний.
Карточка 5. Кто был союзником Дмитрия Донского в Куликовской битве:
– рязанские дружины;
– белорусские отряды;
– оболенские дружины;
– боровские дружины;
– украинские ополченцы;
– тарусские дружины.
Карточка 6. Какое участие принимали калужские города в освобождении Москвы от польских интервентов? Каковы последствия Смутного времени для Калужского края?
Карточка 7. Место, где войска И.Болотникова устроили лагерь:
– с. Коломенское;
– Тула;
– Калуга;
– Александрова слобода;
– Тушино.
Когда повстанческая армия И.Болотникова вступила на Калужскую землю и разбила войска царя Василия Шуйского? Где произошло сражение?
Карточка 8. На примере известных вам памятников истории и культуры Калуги XVII – XVIII веков объясните, почему сохранение памятников культуры является необходимым условием сохранения корней своего народа.
Организация индивидуальной и групповой работы на семинаре позволила выявить роль каждого ученика в творческой работе, уровень его знаний, усвоение материала и жизненный опыт.
Константин САЧИЯН,
учитель истории средней школы N5
Калуга
Комментарии