search
main
0

Путь в океане света

Вопрос преподавания литературы в школе сегодня актуален как никогда раньше. Слишком много появилось у книг конкурентов: радио, телевидение, Интернет. А хочется, чтобы наши ученики научились получать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения. Это вопрос духовного развития, нравственного становления и взаимопонимания между разными поколениями.

Помните, как у В.С.Высоцкого:

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почем, –

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Эти строчки всплывают в моей памяти, когда я работаю по учебникам Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой. Эти книги заставляют думать, сопереживать, растить вдумчивого читателя и благородного человека.

Когда мы все боязливо поднимали головы и нерешительно мечтали о лучших временах в нашем образовании, Бунеевы совершили гражданский подвиг, разрушив стереотипы в области содержания образования и предложив в своих книгах настоящую живую литературу, сделав ее личностно значимой для школьников и учителей. Благодаря им наше российское преподавание литературы сделало шаг вперед.

В 1992 году появились книги по чтению – «Маленькая дверь в большой мир» для 2-го класса и «В одном счастливом детстве» для 3-го класса. Авторов никто не знал, но учебники поразили многих. Бунеевы отказались от привычного набора «дежурных» авторов, в школу впервые пришли К.Бальмонт, М.Цветаева, А.Ахматова, И.Бродский, В.Высоцкий, Б.Пастернак, Д.Самойлов, В.Драгунский, Ю.Мориц, Б.Заходер – очень красивая и любимая всеми нами литература. Из уроков исчезли рассказы о страшной жизни детей до революции. Им на смену пришел настоящий мир детства: радостный, озорной и немного загадочный. Вместо привычного «прохождения» произведения Бунеевы предложили вести диалог с автором.

Я давно работаю учителем в школе, но это был первый случай, когда учебники по чтению стали друзьями учеников. Окончив учебный год, школьники отказывались передавать учебники по чтению другому классу: им жалко было с ними расставаться. Родители рассказывали, что их дети перед сном кладут учебники Бунеевых себе под подушку. Эти книги родители рекомендовали друг другу, если чей-то ребенок не хотел читать.

А потом появилась «Моя любимая Азбука», написанная Бунеевыми вместе с О.В.Прониной. В ней они показали, как можно с первых дней учить ребят читать по-другому, предложили новую, очень удачную систему работы с текстом и словом.

Потом появился курс «Русский язык», в котором те же авторы связали воедино уроки литературы и русского языка, сделав их во много раз эффективнее. Это дало нам, учителям, возможность добиваться совсем иных результатов в обучении чтению. К 3-му классу наши ученики читали настолько вдумчиво и продуктивно, как раньше лишь в 7-8-х классах.

Насколько легче стало преподавать предметы в средней школе – научившись эффективно читать, ребята начали легко извлекать из учебников по истории, географии, естествознанию максимум полезной информации. Их речь стала как никогда богатой, яркой и точной.

Помните, каким тяжелым было начало 90-х годов? Как трудно мы входили в новую жизнь? Книги Бунеевых многим из нас и нашим ученикам помогли прожить эти годы с радостью жизни и гордостью за величие нашей российской литературы. На уроках мы говорили с учениками о непреходящих ценностях: о дружбе, взаимопонимании с родителями, веселых минутах общения с друзьями, о забавных четвероногих друзьях. Знаете, чему нас научила книга «В океане света»? Что все лучшие детские произведения писатели создавали для своих детей и племянников, учеников, стремясь подарить им радостные минуты от чтения. Что в самые сложные годы жизни России литература была для подрастающего поколения «океаном света», в котором было много доброты и не было ни горя, ни насилия.

Чувствуется, что и Рустэм Николаевич, и Екатерина Валерьевна сами долгое время работали учителями и хорошо знают все нюансы нашей профессии. Поэтому и любая работа, предлагаемая в учебнике, обязательно мотивируется: чтобы побудить ученика к действию, его надо увлечь, заинтересовать. Все, что предлагается в учебнике, очень близко и понятно детям. Я сформулировала бы это так: в большинство учебников по чтению включены произведения, которые, как считают взрослые, полезны школьникам. А Бунеевы собрали произведения, которые близки и понятны нашим детям.

О воспитательном потенциале книг Бунеевых хочется сказать отдельно. Каждый урок – это обращение к опыту ребенка, к его эмоциям, интересам. В учебном процессе выращивается (сюда не подходит слово «формируется») любовь к родной земле и людям, глубокое уважение к национальным традициям. Сегодня это практически единственные учебники, которые в нашей многонациональной стране показывают морально-нравственное единство людей разных национальностей, живущих в России. Мне кажется, что это реальный путь преодоления нарастающих национальных фобий. Гражданская и национальные самоидентификации здесь неразрывны.

За эти годы я часто слышала высокомерные замечания, что у Бунеевых в начальной школе мало классической литературы. Боюсь, что эти люди просто невнимательно прочитали их книги. Ни в одном учебнике не встречала я такого количества литературных произведений, которые по праву можно назвать настоящей детской классикой.

Мы ждали продолжения этих учебников в средней школе, понимая, что по книгам Бунеевых ребята достигали такого уровня освоения литературы, что любая другая серия учебников, как продолжение, стала бы шагом назад.

Авторы оправдали наши ожидания. «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции Я», «Дом без стен», «История твоей литературы» стали откровенным разговором с молодыми людьми о смысле жизни и вечных ценностях посредством литературы. Эти учебники – продолжение книг для начальной школы на новом этапе. Они очень чутко улавливают возрастные особенности мира ребенка, не навязывают установки, помогают разобраться в себе, найти и определить свое место в жизни.

Бунеевы опять сделали невозможное: в пятом классе мы стали проходить мировую классику приключенческой и фантастической литературы. То, чем ребята обычно увлекаются в этом возрасте. И выяснилось, что увлекательный сюжет – это всего лишь фон, на котором авторы размышляют о чести и достоинстве, о преданности и предательстве. Что в центре увлекательных произведений стоит Человек. Наше поколение тоже воспитывалось на благородстве героев Жюля Верна и Стивенсона, Бориса Житкова и Александра Беляева. Но, главное, здесь идет воспитание хорошего вкуса, умение отделять настоящие произведения от грубых подделок.

Вся литература начиная с пятого класса – это курс жизненных уроков, преподнесенных нам писателями, жившими в разное время. Учебники Бунеевых – единственные сегодня книги, которые на каждом уроке предлагают искать общие мысли, темы и проблемы в произведениях авторов, творивших в различные эпохи. Настоящая целостная картина литературного мира, где каждый молодой человек может найти свое, то, что интересно именно ему.

Мы традиционно изучали в школе мифы Древней Греции и почему-то никогда не касались нашей славянской мифологии. Очень светлой и очень доброй. Мы всегда изучали богатырские былины и никогда не говорили о том, что у других народов России тоже есть свои богатыри и что их объединяет с русскими богатырями идея защиты своего Отечества. Курс Бунеевых подарил нам все это.

Можно долго рассказывать об учебниках Бунеевых и о наших удивительных учениках, которых мы выучили по этим книгам. О радости общения на уроках и собственных открытиях мира, которые делаешь вместе с учениками. Рустэм Николаевич и Екатерина Валерьевна, вы удостоены высшей награды государства – Премии Правительства РФ в области образования. Знайте, что многие учителя сейчас в нашей стране гордятся вашим успехом. Давайте и дальше идти с нашими детьми к станции Я, которая находится в океане света.

Наталия БАКЛАГИНА, учитель русского языка и литературы (педагогический стаж – 45 лет), заместитель директора по УВР центра образования №1450, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте