Вячеслав ПОЗГАЛЕВ, губернатор Вологодской области:
“Все наши проблемы – в═низкой образованности”
6 октября в Вологодской области состоятся выборы губернатора. Вячеслав Позгалев, нынешний губернатор, вновь претендует на эту должность. Его шанс на успех по многом зависит от того, какую позицию занимают учителя, которые в настоящий момент составляют чуть ли не половину работающего населения области и значительную часть электората. Вероятно, поэтому В.Позгалев сейчас часто встречается с учительством области, выступает на различных педагогических собраниях, конференциях и совещаниях. Одно из таких выступлений записала корреспондент газеты “Ступени” Светлана иванова.
“Горячая” обстановка
На августовском совещании педагогов ко мне поступило множество записок с вопросами: как будут решаться проблемы с коммунальными платежами, зарплатой, детскими пособиями. “В таком бедственном положении педагоги области не были никогда, мы даже представить себе не могли, что Вологодчине не будут нужны образованные творческие люди” – вот содержание одной из записок. Но если кто-нибудь думает, что я не знаю, что собой сегодня представляет система образования в области, то ошибается. Представляю, может быть, даже лучше, чем каждый учитель, положение в области в целом. Говорят: у одной школы стена рухнула, у другой – крыша обвалилась. Таких школ у нас 62, их нужно закрывать, там учиться больше нельзя. Свыше 400 школ требуют капитального ремонта. А это вам не текущий. Приходится “расселять” школы на длительное время.
Теперь о несвоевременной выплате денег, отпускных, стажевых, подписных и так далее. Сегодня наш долг перед народным образованием – 108 миллиардов рублей. С начала июля мы бились, чтобы получить в Минфине 35 миллиардов к оплате, но, увы, в этом ведомстве, в казначействе, денег нет. Между прочим, один директор вологодской школы, выступавший на августовском совещании, сказал, что “нашел” деньги. Однако заявляю, что эти цифры не точны. 1 процент налога на образовательные нужды составляет 16 миллиардов, а не 40. И деньги эти в бюджете есть. Но они не в бюджете области, а в бюджете областного образования. Деньги есть на бумаге. Только их не платят предприятия. Второй налог – 1,5 процента на содержание соцкультбыта тоже есть, его никто не отменял. Но опять-таки предприятия его не платят, потому что есть постановление правительства, разрешающее производственникам оставлять этот налог у себя, если у них есть на балансе обьекты соцкультбыта. Поэтому эти деньги – все равно, что открыть кошелек – смотришь, а там ноль. Как сделать деньги реальными? Еще никто не смог этого сделать. Я вот пытаюсь найти решение проблемы. Есть интересное предложение череповецких профсоюзных лидеров. Провести совместные собрания педагогов с работниками предприятий. Попытаться убедить рабочих отдать деньги образованию.
Какие плоды мы пожинаем
Если бы генерала Грачева хорошо учили истории, то он никогда войну в Чечне не начал. Он бы вспомнил, что в прошлом веке война на Кавказе длилась десятки лет, и в конце концов царское правительство прекратило бойню. И мы, конечно же, прекратим. Не дело одним парашютно-десантным полком наводить в Чечне порядок. А сколько средств истрачено на эту войну! Вот откуда берутся наши болезненные проблемы.
Эти проблемы – в низкой образованности, и то, что у образования когда-то были хорошие времена, – лично я этого не помню. Может быть, в царской России? Но я, с тех пор как учился в школе, слышу одни и те же разговоры учителей, что хуже, чем в образовании, никто не живет. И про остаточный принцип финансирования говорить теперь не приходится. Мы три месяца отдаем деньги только на зарплату! Не финансируем ни капитальное строительство, ни село, ни подготовку к зиме, все идет исключительно на зарплату. А цифры таковы. 90 миллиардов рублей за месяц составляет сегодня фонд зарплаты в сфере образования, мы собираем налогами 40 миллиардов в месяц. 1,5 триллиона – долг области, а мы соберем, по заверениям налоговой инспекции, максимум 450 миллиардов. Но мы входим в десяток областей, у которых разрыв в выплате пенсий не больше, чем месяц. По выплате зарплаты мы тоже где-то во втором десятке… То есть понятно, что в таком положении не только Вологодская область, а все наше народное хозяйство. И когда мы сегодня говорим, что никогда учитель не был так унижен, как сегодня, я вспоминаю, как в девяностом году на встрече с учителями мне бросали талоны и спрашивали, как прожить на эти талоны. Учительницам не в чем было выйти к ученикам на урок.
Я согласен в одном. Действительно, плоды отношения государства к народному образованию мы пожинаем сегодня. Если кто-то думает, что если сейчас я дам ожидаемое вами слово и завтра сразу все будет хорошо, то это не так. Или кандидаты в губернаторы, которые в ходе предвыборной кампании пообещают завтра все исправить, это тоже будет неправда. Сегодня вся наша промышленность в области стоит. Мы только чуть-чуть получаем деньги от металлургии и химии. Все остальные предприятия нам должны. Должны более 280 миллиардов в областной бюджет. Задействованы все средства погашения этих долгов, вплоть до того, что приходит налоговая полиция и изымает из сейфа наличности три миллиона, шесть миллионов, семь… Мы возбудили десятки дел о банкротстве, пытаемся продать предприятия, но их никто не покупает, так как они не работают.
Дело не в том, чтобы принять сегодня решение считать образование приоритетным. О другом речь. Мы взяли у государства в долг 135 миллиардов рублей на выплату зарплаты учителям, бюджетникам. Но эти деньги надо возвращать. Как и 37 миллиардов штрафа за разбазаривание “хлебных денег”. Мы же вынуждены тратить бюджетные деньги на хлеб, иначе его у нас не будет зимой. Чем будем питаться? А почти 60 миллиардов, что были выданы в качестве ссуды, нам не возвращают.
Проблемы власти
Я не собираюсь перекладывать проблемы власти на ваши плечи. Вижу четко, что надо сделать, чтобы на следующий год вы сказали: да, это и это сделано. Дал слово – держи его, выполняй! Суть в том, что, пока не заработает экономика наших предприятий, мы не сможем решить ни одну социальную проблему. Ничего, кроме того, чтобы рассчитаться с учителями зарплатой по май включительно, пока не могу. Предстоит большой и напряженный труд по выводу экономики из кризиса. Перед нами картина: “Как гуляли – веселились, подсчитали – прослезились”. Предстоит поднять работу лесного комплекса, других отраслей села. Учителя с мая не получали зарплату, а работники фирмы “Прогресс” – с прошлого года! Вот и конфликт. Почему власть заботится только о бюджетниках, а мы как жить будем? Программу первоочередных мер по выводу экономики из кризиса приняли – теперь нужно ее выполнять.
Сейчас болит голова о том, как рассчитаться с учителями за июнь. Иногда слышны призывы не выходить на работу, бастовать. Так что, до нового года учителя не будут работать? Кому будет от этого хуже? Никакими акциями протеста дела не поправишь. Ведь успех – в согласии. Средства будем распределять не по принципу – давай туда, где забастовка или голодовка, а так, чтобы все районы области подтянуть к одному уровню. У нас сегодня долги и по детским пособиям, и по альтернативному воспитанию. Разумеется, домашнее дошкольное воспитание имеет право на жизнь. Но стоит оно сегодня очень дорого. 8 миллиардов в месяц! А государственное пособие – 6. Мы выплачивали пособия по альтернативному образованию, а в конце концов задолжали по пособию федеральному. Этого делать нельзя, надо все время было рассчитываться по закону. Потом же, если деньги есть, вводить дополнительное областное пособие.
Давайте, повторяю, решать наши проблемы делом. Подготовлена областная программа развития народного образования. Ее надо доработать и принять. Основы этой программы заложены будут в бюджет 1997 года. Пусть она будет реальной и служит руководством к действию. Давайте подумаем о том, как научить детей любить свой дом, свою Родину, труд – основу всякого благосостояния.
Если мы обьединим усилия, то шаг за шагом выберемся из пропасти, в которой оказались. Не скоро, но, я уверен, выберемся.
NB!
Вячеслав позгалев родом из Череповца. По его словам, в школе учился хорошо, с большим удовольствием. Увлекался в детстве театром и журналистикой. В этом году ему исполняется 50 лет. За это время служил в армии, закончил Ленинградский электротехнический институт, получил диплом военно-морского офицера. Считает, что самое главное в жизни – хотеть добиться поставленной цели и никогда не отступать. В этом В.Позгалев видит залог успеха.
Безденежье
Танцплощадка – место не для танцев, а для свиданий. В Никольске за все лето на дощатый пол местного дансинга никто так и не вышел. Хотя музыка своими децибелами будоражила всю окрестность, и девчонки, и парни стояли “в сторонке, платочки в руках теребя”. Скромная молодежь? Ничуть. Причина простая – безденежье. Три тысячи за билет – слишком тяжелый удар по личному или семейному бюджету.
то – к вопросу об уровне благосостояния в Никольском районе. Такой бедности, а точнее – нищеты, нигде, пожалуй, не встретишь. Вологда и Череповец кажутся раем по сравнению с глубинкой. Зарплату там не платят месяцами, и не только бюджетникам. В прежние годы лучше всего зарабатывал – как шахтер – лесоруб. А сейчас “зеленое золото” поиссякло, леспромхоз замучили неплатежи, и лесоруб сьехал на уровень колхозника. Колхозник же рад, если ему заплатят тысяч пять-десять в месяц да выдадут под подпись в магазине муки и сахара. Если учитывать, что никольский семейный стандарт – минимум трое детей (а есть и по пять-восемь), то многие живут впроголодь. Если бы не огород, не корова, не лес с грибами да ягодами, точно – зубы на полку…
О том, что положение в районе чрезвычайное, свидетельствует проверка, проведенная недавно местной инспекцией по делам несовершеннолетних. Проверяли, чем занимаются “неблагополучные” подростки, а в итоге получился срез социальной жизни. Очень горький срез. Цитирую статью старшего инспектора А.Зотиковой в никольской газете “Авангард”:
“Большинство семей района материально не обеспечено. Дети не имеют необходимой одежды, обуви. Во многих семьях отсутствуют постельные принадлежности. Нет денег на мыло и стиральный порошок, поэтому многие дети болеют педикулезом, чесоткой. Из-за этого они не смогли летом поехать в оздоровительные лагеря.
В некоторых семьях нет даже куска хлеба. В семье К. из Вахневского сельсовета дети не могли вспомнить, когда, в каком месяце они последний раз дома ели хлеб. В семье Н. на момент проверки в доме были только ягоды и луковица. Мать С., осужденного с отсрочкой приговора, умоляла оформить сына в тюрьму, чтобы он там питался. Мать К. просит хотя бы двух своих детей из пяти взять в детский дом…”
– Мы обходили те семьи, где дети состоят на учете в нашей инспекции, – пояснила А.Зотикова. – Как правило, в таких семьях кто-то из родителей пьет. Число таких семей растет, так как люди не выдерживают тягот жизни и ломаются. Но подобные факты есть и в “благополучных”, трудолюбивых семьях. Бедность сводит все их усилия на нет.
Пример тому – семья Берсеневых из деревни Упиралово Осиновского сельсовета, где мы побывали. В ней восемь детей. Родители – большие труженики. Но в колхозе, почти развалившемся, платят всего по 20-30 тысяч в месяц. Мешок муки стоит 170 тысяч, а это самый необходимый продукт. Хозяйка призналась, что испекла хлеб из последней муки. Четверо ребят пойдут в школу: нет одежды, обуви, а школа почти за двадцать километров от дома, без интерната, значит, надо определять на постой, договариваться о питании…
Такие же проблемы в десятках семей из дальних деревень и лесопунктов. Большая школа-интернат в Никольске была закрыта около десяти лет назад. Исходили из гуманных побуждений: интернат – что бурса, портит детей, надо их поближе к родителям. А теперь родители стонут и грозят пальцем в сторону государства, которое оставило их вместе с детьми на произвол судьбы.
Из таких же абстрактно-гуманных соображений было введено в области так называемое альтернативное воспитание. Детские сады на селе позакрывали в расчете на то, что все мамы и бабушки будут Аринами Родионовнами. Народ воспринял это новшество только потому, что за “альтернативу” платили пособие, которое шло в общий семейный бюджет. Но с февраля это пособие в районе не платят. Детсады используются под другие цели, а дошколята сидят дома и не получают никакого развития, так как современным Аринам Родионовнам не до сказок и не до песен. (“Выпьем, бедная старушка” – это они еще понимают). Уже отмечено резкое размежевание среди первоклассников: те, кто не прошел детсад, заведомо обречены на отставание, которое будет усугубляться.
Почти никакой перспективы теперь и для выпускников неполных средних школ. Раньше, при среднем достатке, родители стремились во что бы то ни стало “выучить” своих чад в большом городе. А сейчас такой возможности нет. Билет на самолет до Вологды в один конец – 150 тысяч рублей, на автобус – 70. Если соизмерить это с семейными доходами, то для большинства учеба разорительна. В прошлом году по этой причине был неслыханный наплыв поступающих в СПТУ-9. Пришлось отбирать по конкурсу, так как училище небольшое, да и специальностей в нем немного. В этом году появилось больше желающих поступать в другие учебные заведения за пределами района. Родители влезали в долги, чтобы отправить детей на вступительные экзамены. А теперь у многих нет денег на учебу. А тем, кто поступил и не уехал, грозит безработица. Она уже свирепствует и в колхозах, и на предприятиях, где обьемы производства сократились в несколько раз…
Валерий ВАСИЛЬЕВ
Никольск
На снимке:
Захолустье. Это все, что осталось от бывшей деревеньки
Комментарии