search
main
0

Противоречивое живо, однозначное мертво

Желающий научить должен уметь нарушать

Творчество – феномен стихийный во всей красоте его проявлений. Яркий пример – омская галерея «Левая нога». По сути, это вовсе даже не музей, а сквот, результат спорадических инициатив разных художников. Где первая выставка, там и сотая, а далее по накатанной. Одна из шокирующих особенностей места – полное отсутствие цензуры в отношении предлага­емых работ, то есть фактически построенный коммунизм в отдельно взятой галерее. Под стать «Левой ноге» и ее куратор Дмитрий Вирже, настоящий человек-парадокс. Чего стоят хотя бы его идеи по исцелению «паралича взора» через развитие стихийной педагогики!

 

Искусство как провокация

Первое впечатление при входе в галерею – шок. Такое разнообразие жанров и техник сложно представить даже в столичных крупных музеях, а ведь мы видим только то, что после выставок осталось и сложилось в некую постоянную экспозицию. В качестве творческого объединения «Левая нога» возникла в 1998 году, но на нынешнем месте обосновалась в 2008-м. Принципы ее работы – отсутствие отбора, максимальный плюрализм, отсутствие сравнительных оценочных категорий, то есть всего того, что наводит на людей страх. «Любой вправе к нам прийти со своими творениями и поучаствовать в коллективной выставке. Человек может принести сначала откровенно слабую работу, а какое-то время спустя – очень талантливую. Созерцая результат своего творчества рядом с чужими произведениями, он будет учиться и расти», – убежден Дмитрий Вирже.

Каждый художник – бриллиант, но некоторые сверкают особенно ярко. Например, не будет преувеличением сказать подобное о Павле Шугурове, который работает в одиночку за 33 мастеров! Курирует свой проект под названием «Несуществующие художники» он уже в течение 20 лет. Случались и курьезы: по итогам победы в тематическом конкурсе не знали, куда присылать награды. Павел существует в единственном числе, а художников-победителей в ходе подведения итогов выявили троих!

Искусство – тонкая, изящная провокация. В «Левой ноге» этим знанием воспользовались при работе над проектом «Заброшенное кладбище цирковых лилипутов». Художники отсняли «покойника», ныне вошедшего в фильм о галерее, и выгрузили в Сеть. По легенде, техника, с помощью которой брали образцы грунта, затронула кладбище лилипутов – обнаружились захоронения. Тема получила широкий общественный резонанс. Люди писали возмущенные комментарии: «Того, кто это сделал, надо сдать в полицию!» Звонили антропологи из Москвы, заваливали предложениями продать черепа. Все выглядело довольно достоверно: художники нашли сгнившие тряпки, гробик сколотили, создали памятники. Кости, конечно, использовали бутафорские. «Этот проект помог мне понять: можно сконструировать любую фейковую реальность и убедить в ее существовании людей, – комментирует Дмитрий Вирже. – Фактически все в этой жизни мы воспринимаем через экраны. Каждый выбирает комфортную для себя информацию, в нее верит, с ней живет».

 

Разрушая благопристойность

Откуда же возникло название галереи? «Существует расхожее выражение: все, что сделано левой ногой, сотворено небрежно и недостойно внимания. Я считаю, наоборот. Все, что сделано в состоянии некого инсайта, озарения, без ремесленных усилий, как раз и есть настоящее искусство, которое несет в себе базовую первичность», – делится Дмитрий Вирже.

«Обывателям нужна комфортная информация, которая ничего у них в сознании не разрушает, утверждает в них представления о том, каким должно быть искусство, – рассуждает мастер. – Но главная задача сегодняшнего дня, я в этом убежден, – создавать то, что благопристойность разрушает. Это сложно, заходя за границы, ты рискуешь впасть в безвкусицу, пошлость, противоречивость. Но только противоречивое живо, а однозначное мертво. Не все, что находится в галерее, соответствует моим представлениям о противоречивом, но я к этому стремлюсь – создавать высказывания, не опускаясь в вульгарность, но открывая новые смыслы».

 

Убить нельзя развить?

Каждый художник «Левой ноги» воспринимает себя как источник информации. Посетитель ее либо видит, либо нет. Есть те, кто при созерцании барной стойки принимает галерею за кафе, то есть «мыслит кошельком и желудком». Другие вовсе не замечают присутствия в арт-пространстве картин. Дмитрий называет подобное явление «паралич взора» и считает, что это проблема современного образования.

По мнению Дмитрия, профильное художественное образование может как испортить творца, так и развить. Главное – умение воспринимать альтернативную информацию и дополнительно самостоятельно развивать моторику. Дмитрий отмечает, что страны, в которых поддерживается современное искусство, богаче на нобелевских лауреатов, ибо оно напрямую связано с техническим прогрессом.

«Современное изо – все то, что находится в мире невидимом, то, что развивает идеи, – подчеркивает художник. – К сожалению, в России мало музеев современного искусства, тем ценнее каждый. Например, московский «Гараж», который по итогам сотрудничества с нами выслал в «Левую ногу» целую библиотеку книг. Я с удовольствием прочитал оттуда работу Джеймса Элкинса «Почему нельзя научить искусству».

Но на каверзный вопрос, можно ли искусству все-таки научить, Дмитрий отвечает, что нет, да и не нужно. «Изображение – способ обмена информацией. Каждая буква алфавита – рисунок. Следовательно, человек, уме­ющий писать, способен рисовать. Сейчас функцию документального воспроизведения реальности выполняет фотоискусство. А главная ценность живописи – рефлексия, выражение собственных переживаний. Интересно то искусство, которое непонятно. Видение каждого человека является абсолютной ценностью, и вот этому, личному, особенному научить точно нельзя», – считает художник.

А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели?

Алена ЮРЧЕНКО, Омская область, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте