Начало учебного года Президент России встретил в скромной средней школе в подмосковной деревне Кострово, в которой обучаются аж 22 первоклассника. Визит Путина не нарушил привычного школьного распорядка – торжественной линейки в 8.30 и первых уроков. Не было и “показухи” – свежеокрашенных стен и новенького оборудования. Глава страны вместе с директором школы посетил урок экологии в седьмом классе, а также школьную столовую, где пообщался с детьми. Последние вели себя согласно пословице “когда я ем, я глух и нем”, на что президент сказал: “Правильно! Дело всегда важнее разговора”. Более разговорчивыми оказались родители, атаковавшие Владимира Путина вопросами о детских пособиях и выросших зарплатах учителей. Про пособия президент заявил, что выплачивать их теперь будут только тем, кому они необходимы, а также пообещал проконтролировать выплату положенных педагогам денег.
Днем, вернувшись из этой школы, Президент России позвонил федеральному министру образования Владимиру Филиппову. Потом в тот же министерский кабинет обратились и мы.
– Владимир Михайлович, о чем вас спрашивал президент?
– Он в деталях интересовался некоторыми ключевыми вопросами состояния системы образования в России.
Первый вопрос, который задал Владимир Владимирович, был о том, что Министерство образования собирается делать для оптимизации сельских школ и оказания им поддержки. Президент подчеркнул, что во многих школах учатся всего по 3-5 детей и качественное образование в этих школах обеспечить нельзя, да и экономически тоже в этой связи возникает много вопросов. Я проинформировал президента о программе “Сельская школа”, в рамках которой мы проводим оптимизацию сети сельских школ как с позиций повышения эффективности работы, так и с позиций повышения качества образования. Я рассказал президенту о программе “Школьный автобус”, которую мы реализуем в основном в европейской части Российской Федерации, там, где есть возможность подвозить детей ежедневно в школу и обратно. Эта программа реализуется во многих субъектах Федерации, где ежегодно выделяют для этого десятки автобусов, чтобы возить детей в те школы, которые обеспечивают более высокое качество учебного процесса.
Далее я сказал президенту, что у нас в стране 5604 школы, в каждой из которых учится менее 20 детей. Мы считаем, что начальную школу, с 1-го по 4-й класс, надо в селе сохранить. А вот для старших классов надо искать пути обеспечения более высокого качества учебного процесса, в частности с помощью реализации программы “Школьный автобус”. Однако в сибирских регионах, на Дальнем Востоке из-за погодных условий, из-за расстояний эта программа может быть неэффективна. Поэтому там мы, возможно, пойдем по пути создания пятидневных школ-интернатов.
В большей степени мы надеемся на повышение качества образования в сельской школе с помощью компьютеризации, обучения преподавателей школы информационным технологиям, использования электронных образовательных продуктов по каждому предмету школьного учебного плана.
Президент поддержал эти направления и сказал, что надо действовать энергичней, потому что, с одной стороны, демографические процессы не ждут, а с другой – мы должны обеспечить в сельской школе достойное качество образования.
Второй вопрос, который задал В.В.Путин, касался перегрузки детей в школе. Президент отметил, что, по его данным, некоторые дети в десятом классе занимаются в школе 67 часов в неделю (видимо, с учетом домашних заданий). Я рассказал президенту, что одно из главных направлений в разработке новой структуры и содержания школьного образования – это разгрузка детей, причем разгрузка и в количественном плане (по часам), и по содержанию образования. В частности, уже принят в первом чтении закон о том, чтобы ограничить число школьных часов в неделю для учеников начальной, основной и полной средней школы. Я также сообщил, что именно в этот день, 2 сентября, я провожу совещание в министерстве по стандартам школьного образования, в рамках которых мы и планируем эти вопросы решать. Но я также сказал, что это очень непростой вопрос. Попробуйте забрать один час из химии, географии или обществознания, и сразу поднимется жуткий шум на всю страну. Или попробуйте перенести некоторые их разделы в старшие профильные классы, и тоже поднимется шум среди предметников и ученых. На это президент заметил, что проблему все-таки надо решать. Министерство образования должно действовать решительнее в этом вопросе, обеспечивая разгрузку содержания ради качества образования, а не просто увеличивать количество знаний.
Третий вопрос, который затронул президент, – это параметры оптимального количества детей в классе. Есть документы, регламентирующие, что детей в классе должно быть не менее 25. Но мы должны разработать более гибкие варианты, которые давали бы субъектам Федерации, финансирующим образование, большие права для того, чтобы они сами определяли это количество, учитывая свои возможности и следуя санитарным нормам. Я сказал, что мы обратим на это внимание и постараемся выработать новые рекомендации по количественным параметрам, тем более что в связи с переводом заработной платы и учебного процесса на уровень субъектов Федерации готовится новое положение о нормативах расчета учебной нагрузки. Вот мы и постараемся учесть эти пожелания.
Я признателен президенту, что его посещение школы 2 сентября не стало “ритуальным”. Президент пришел не на торжественную линейку, а пошел по классам, когда уже шел учебный процесс, встречался с ребятами один на один, без губернатора и министра, мы с Громовым Б.В. остались за пределами классов. Он беседовал с детьми о проблемах образования.
Александр ШВЕЦ
Комментарии