Когда-то известный писатель Ричард Бах отметил: «Помните! Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Размышляя о наших особенных учениках (детях с ограниченными возможностями здоровья), мы часто думаем: есть ли в нас, педагогах, такая внутренняя сила, чтобы помочь каждому из воспитанников – избавить их всех от бед и боли? Как сделать, чтобы дети хотели учиться у нас, чтобы они сами в свою очередь становились наставниками других? Ответ на эти сложные вопросы приходит не сразу, но все-таки примеры из школьной практики доказывают, что такая внутренняя сила у наших педагогов есть.
Инклюзивное образование – это устоявшаяся реальность современной школы. И наша важнейшая миссия – не только комфортно включать детей с особыми возможностями здоровья в процесс образования, но и формировать у таких обучающихся ответственное отношение к вопросам самочувствия, устойчивую готовность к системной реабилитации. Мы отмечаем, что в решении проблемы самореабилитации детей с ОВЗ большое значение имеют исследования этими учащимися динамики собственных показателей здоровья.
Для привлечения особенных детей к исследованиям, имеющим целью расширить возможности своего организма и преодолеть тяжелый недуг, наши педагоги стараются наладить психологический контакт с ребенком, не нарушая границ его личностного пространства, добиваются доверительных отношений, откровенности и открытости. В ходе педагогического общения ребенок с ОВЗ постепенно проникается мыслью, что работа по мониторингу показателей собственного здоровья может не только стать полезной лично для него, но и послужит примером, а иногда даже инструментом улучшения здоровья других детей и даже взрослых с ОВЗ или инвалидностью. Получается, что ребенок, общаясь с педагогом, может стать наставником для других, хорошим товарищем, помогающим улучшить качество жизни сверстников.
Можно привести примеры подобных ученических исследований. Так, одна наша восьмиклассница, Ольга, получившая из-за последствий детского паралича тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, способная писать, держа ручку без помощи пальцев, только ладонями, сумела изучить и проанализировать историю собственного обучения письму. Для этого ею были актуализированы личные воспоминания о прохождении реабилитации в специальных центрах, особенности упражнений лечебной физкультуры. Она изучила свои первые тетради с упражнениями по письму, фотографии занятий по развитию моторики рук. По итогам этих исследований ею был обоснован комплекс упражнений по совершенствованию умений письма в настоящее время.
Мы с большой радостью отмечаем успешность ученицы в формировании почерка в ходе целенаправленной исследовательской работы, выявляющей влияние упражнений по развитию моторики на графические навыки. Наблюдения показывают, что, несмотря на то что порой строчки ее письменного текста бывают слегка под углом, на уроках она не отстает от класса, хотя имеет некоторые трудности в выполнении рисунков и таблиц.
Но именно эти трудности ставят перед ребенком новые задачи саморазвития и самореабилитации. Ольга старается улучшить графические умения, исследуя современные методики, следит, как совершенствуется ее графика, делает конструктивные выводы. Так, например, еще в конце прошедшего учебного года при выполнении лабораторных работ она оформляла все таблицы с помощью учителя, но к концу первой четверти текущего учебного года стала справляться с такой работой самостоятельно, не прибегая к помощи линейки.
Мы считаем, что по результатам исследования ученица смогла сделать очень важные выводы. Приведем некоторые из них:
– Стремление к цели помогло мне развить хорошие графические умения – без помощи пальцев писать в том же темпе, в каком работают здоровые дети. А постоянный анализ результатов и достижений, касающихся восстановления двигательных функций, помог выбрать наиболее эффективные упражнения для самореабилитации и преодоления моего недуга. Успешные результаты занятий спортом в формировании навыков письма очевидны. Спортивные упражнения укрепляют мышцы, развивают координацию, вырабатывают меткость, интегрируют в социум.
Именно целеустремленность, которую помогли сформировать грамотные наставники (родители и педагоги), позволила нашей юной исследовательнице достичь значительных результатов в физкультуре и спорте. Начиная с восьми лет девочка стала активно заниматься паралимпийским видом спорта бочча (игра с маленьким мячом, подобная боулингу). Она очень верно отмечает в своем исследовании, что именно спорт помог ей окрепнуть, развить ладони, стабилизировать осанку, почувствовать себя успешной и ловкой, о чем говорят ее медали и спортивные дипломы. Одно из последних ее достижений: Ольга стала чемпионом Москвы по паралимпийскому виду спорта бочча в своей возрастной группе.
Какое же практическое значение для других детей с ОВЗ имело исследование ученицей показателей собственного здоровья? Весной этого года были подведены итоги работы XIV Московского экологического форума учащихся. Девочка выступила на форуме в секции «Наше здоровье» с защитой исследовательской работы «Преодоление: все в твоих руках», которую подготовила под руководством авторов статьи. Целью ее исследования стало описание содержания, способов и приемов работы по самореабилитации и преодолению тяжелой формы паралича, возникшего после ОРВИ. Мероприятие прошло в Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма.
Мы, авторы статьи, как руководители ученического исследования считаем, что работа «Преодоление: все в твоих руках» имеет большое социально-практическое значение, так как может принести пользу в восстановлении здоровья других детей – инвалидов детства с нарушениями опорно-двигательного аппарата. По итогам конкурса экспертная комиссия городского форума приняла решение удостоить работу девочки дипломом лауреата. Было рекомендовано направить успешное исследование на федеральный конкурс волонтеров. И уже в июне мы получили радостную весть. Юная исследовательница, вступившая по совету наставников в сообщество добровольцев-подвижников, стала призером Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут все».
На наш взгляд, очень важно, что ученица с проблемами здоровья, следуя советам взрослых, сама стала наставником для других детей, имеющих такой тяжелый недуг, как детский паралич. И ее советы воспринимаются детьми-инвалидами с безграничной благодарностью, а порой даже с восторгом. Личный успешный пример товарища по несчастью вдохновляет и дает надежду. Как считает наша юная наставница, «для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень важна готовность самим совершенствовать моторику и двигательные умения, применять метод самонаблюдения, анализировать результаты, заниматься спортом, проявлять общественную активность в социально значимых делах. Ведь человек может все преодолеть сам, а друзья помогут!»
И конечно, нам очень приятно сознавать, что и наша юная наставница, и другие дети хотят у нас учиться! И в свою очередь хотят наставлять других, делиться своими полезными знаниями со сверстниками. Отмечая позитивные результаты исследований, мы желаем нашим особенным воспитанникам здоровья, дальнейших успехов в учебе, научной работе, спорте и творчестве!
Марина НЕДУМОВА, тьютор, учитель физики школы-интерната №17;
Людмила ПАРШИНА, учитель географии школы-интерната №17
Комментарии