Мыслительная деятельность человека неразрывно связана с переживанием образа. Чем образ ярче, подробнее, устойчивее, тем легче запомнить содержащиеся в нем сведения. Но мудрая Природа затрудняет сохранение проявляющейся буквально у каждого человека в раннем детстве способности к точному образному восприятию, проживанию и запечатлению и т.д. Какие бы все мы были обучаемые, если бы не блокировка образа. Если такие особенности образного восприятия, как замедленная реакция, постоянное отвлечение внимания от внешнего мира к внутреннему миру чувства, понятны и простительны ребенку, то взрослый, находясь постоянно в подобном состоянии, становится на арене жизни менее конкурентоспособным. А если добавить, что через образ природа предусмотрела регуляцию не только душевного, но и нервно-физиологического состояния человека, то станет ясно: сохранение подобной способности могло бы обернуться для своего обладателя разными огорчениями от повышенной утомляемости вплоть до летального исхода.
И вот способы управления состояниями своего сознания были найдены. Начнем с примера методики видного немецкого невролога И. Шульца. Работая с пациентами, которые попали к нему после попытки самоубийства, ученый выяснил, что ряд из них довели себя до подобного состояния попыткой направленного и весьма настойчивого вызова зрительных и иных образов. Шульц предположил, что это приводило к остаточным хроническим напряжениям нервной системы, которые, накапливаясь, вызывали естественную защитную реакцию в виде агрессии. Подавляемая привычными культурными нормами разрядка последней и приводила к тому, что агрессия скоро обращалась внутрь, на самого человека. Решив “выбить клин клином”, Шульц предложил своим пациентам… продолжить работу с образами под присмотром.
Работа с образами разбивалась на три этапа: а) подкрепление возникновения (создания) образа и усиления его переживания; б) работа с образом; в) освобождение от образа и нормализация состояния.
Перед первым этапом проводился обычный сеанс самовнушения на снятие внутренних напряжений. После третьего этапа – самовнушение на нормализацию состояния. Сначала в качестве образов выбирались переживания цвета, переход одних цветов в другие. Затем – простые, хорошо знакомые предметы. А затем – сочетания их в покое и движении и, наконец, мысленное путешествие.
Читая отчеты этих путешествий, Шульц отметил характерные для начала лечения представления о столкновении с разными опасными силами (драконы, акулы и т.п.). Победы в подобных воображаемых сражениях приводили к тому, что этих сражений с каждым “погружением” становилось меньше и меньше как по количеству, так и по напряженности. А когда они исчезали вовсе, человек был уже вполне здоров. Для более надежных побед Шульц снабжал своих подопечных сказочной волшебной палочкой (кольцом), всегда готовым прийти на помощь. Кстати, выяснилось, что наиболее действенны мысленные перемещения с заметным перепадом высоты, т.е. путешествия в гору, полеты, погружения в морские пучины и даже земную твердь. Однако два последних оказались более нагрузочными для ряда пациентов, и Шульц остерег их “нырять” без инструктора.
Так что яркий образ – эйдетикос, как вода и огонь, шуток не любит. Поэтому любые тренировки с образами важно начинать (и заканчивать) с глубокого успокоения и на положительном душевном фоне.
Дмитрий ГОНЧАР
Комментарии