При деятельностном подходе учитель не дает сумму знаний в готовом виде, а лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск способов их получения, точно формулирует установленные алгоритмы действия, подводит итог. Только при таком подходе максимально реализуется самостоятельная познавательная активность школьников. Считаю, содержание курса ОРКСЭ дает прекрасную возможность для организации поисков, управления и развития самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников.
Более подробно мне хотелось бы остановиться на изучении православного храма, его значении, устройстве и разновидностях. Первым и очень важным этапом урока является активизация опорных знаний и обеспечение мотивации. На этом этапе урока необходимо правильно выбрать прием как инструмент, позволяющий мотивировать детей и включить их в исследовательский процесс. Таким образом, предлагаю детям внимательно прочитать самостоятельно, затем еще раз прослушать стихотворение Евгения Краснова «Храмы России». Мобилизующий вопрос: «О чем это стихотворение?». В процессе обсуждения содержания стихотворения предлагаются следующие вопросы. Приходилось ли вам бывать в храме? Какие чувства испытывали, находясь в храме? Что больше всего запомнилось? Что такое храм? Что вы знаете об устройстве храма?
С целью создания условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность предлагаются ключевые слова: храм, священник, лампада, свеча, кадило, икона, алтарь, ладан, купол, Богоматерь, крест, богослужение, таинство, колокол, амвон и т. д. Задание: «Подчеркните слова, значение которых вы знаете; отметьте незнакомые слова». Важно спросить у детей, хотели бы они узнать значение этих новых слов.
Включить детей в творческий познавательный и исследовательский процесс на уроке помогает прием «мини-исследование». Работа проводится в группах. Акцентируется внимание на объекте изучения, проблемных вопросах, которые могут быть определены как основные для изучения. Перед началом самостоятельной работы обсуждается вопрос использования справочной литературы, иллюстративного материала, просматривается презентация «Православные храмы». Детям предоставляется возможность самостоятельно сформулировать цели и задачи исследования на уроке. Как правило, вопросов для исследования всегда бывает много: «Как в старину называли храмы?», «Где строились храмы на Руси?», «Что такое храм?», «Что такое звонница?», «Что такое богослужение?», «Почему звонят колокола?».
Использование продуктивных методов и приемов обучения детей на уроках ОРКСЭ – творчество учителя. Важно при этом понимать, что каждый выбранный инструмент должен быть направлен на побуждение самого ученика к действию, самостоятельному поиску способа решения поставленной задачи.
Вячеслав ШИБАНОВ, учитель начальных классов школы №2114
Комментарии