Согласно официальной статистике около 35% россиян хотя бы раз были волонтерами, а в 2020 году, самом пандемийном, добровольцы вошли в Топ героев года.
В школе №17 уже более пяти лет работает волонтерский отряд «Экоспецназ XXI века», созданный из учащихся класса МЧС, ребят из секции «Юные туристы-экологи» и просто неравнодушных учеников. Отряд совершает экологические экспедиции по России, в которых посильно осуществляет волонтерскую деятельность, связанную с утилизацией бытовых отходов и различного мусора на пути следования, участвует в социальной целевой программе «Вода России», а также исследует окружающую среду различных регионов.
На первом этапе исследования, в период с 2016 года, нами было утилизировано более 12 тонн отходов, а также очищено несколько километров береговой акватории от отходов, рыболовных сетей и стекла.
В течение учебного года учащиеся старших классов осуществляют судейство школьных соревнований, помогают проводить фестивали в рамках школьного самоуправления, а также оказывают помощь в судействе ВФСК ГТО. Школьники активно участвуют в социальных акциях, проводимых центром «Мосволонтер.ru», «Эстафета живых дел», принимая еженедельно посильное участие во всех мероприятиях.
На сегодняшний день более 50 учеников 9-11‑х классов присоединились к волонтерскому отряду, созданному на базе школы. В перспективе учащиеся до 14 лет заполнят волонтерские книжки, продолжая свою безвозмездную деятельность. По итогам добрых дел выпускники школ имеют на руках книжку, с которой они работали более трех лет, что дает им преимущество при поступлении в вузы в виде дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. Полученный опыт волонтерской деятельности находит свое отражение в научных статьях, профессиональных конкурсах и конференциях, таких как «Наука для жизни» и «Школьная идея». Ребята нередко становятся победителями и призерами городского уровня.
Основная цель волонтерской деятельности – пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем, воспитание у ребят активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств и чувства патриотизма.
На втором этапе определялась тема исследования, выявлялась проблема, определялись объект и предмет исследования, цель, гипотеза и задачи экспериментальной работы, осуществлялся анализ научно-методической литературы и передового опыта работы по экологическому воспитанию и экспедиционному туризму, проводились наблюдения, анкетирование, подбирались соответствующие научные методы исследования и инструментальные методики, определялись базы и заповедники для проведения исследования.
На третьем этапе исследования проводились наблюдения и предварительные фоновые исследования по оценке текущего контроля экологической обстановки разных регионов и вместе с тем определялись параметры оптимальной экологической обстановки в регионе (на базе проведения «экологической экспедиции»).
На четвертом этапе проводился основной эксперимент на базах в Московской, Ярославской и Тверской областях. Здесь авторы исследования работали и непосредственно проводили учебную, научную деятельность, организовывали мероприятия по выявлению недостатков ухода за почвой и другими объектами природы совместно с учащимися школ ЮЗАО. К основному эксперименту привлекались юноши и девушки из 8-11‑х классов, неоднократно участвовавшие в походах, экспедициях на изучаемых базах.
В ходе исследовательской работы выполнялись описание и оформление полученных результатов и приводились заключения по исследуемой проблеме.
В итоге система организации каникулярного времени в форме «экологической экспедиции» обеспечивает сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников, гармонизирует физическое развитие, повышает физическую подготовленность школьников, содействует бережному отношению к природе, развитию познавательных способностей и формирует навыки молодого исследователя.
Георгий ВАСЕНИН, учитель физической культуры школы №17
Комментарии