search
main
0

Пионеры, скауты, тимуровцы… Задумайтесь над смыслом слов, и вы избавитесь от половины заблуждений

Президентом подписан указ о создании в стране на внеидеологической основе Российского движения школьников как системы внешкольного воспитания и социализации молодого поколения (см. «УГ» №2 от 12 января 2016 года). Министр образования этот акт представил как создание детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В качестве целей ставится «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Так без комментариев дают Интернет и ряд газет.

Ключевыми словами здесь являются  движение и организация, идеология и  политика, школьник, внешкольное воспитание и система ценностей. На правах специалиста, много лет отдавшего  научной и практической работе с детскими и юношескими организациями – пионерской  и комсомольской, разработчика понятийно-терминологического аппарата этого мощнейшего воспитательного явления  советского времени позволю высказать ряд суждений именно по ключевым словам темы. Конечно, словами, увы, можно пользоваться произвольно, расставлять их в любом порядке и соотношении.  Непонятно только одно – зачем ломать уже имеющееся их понимание, выработанное науками (философия, социология, психология, педагогика) и подтвержденное десятилетиями практического опыта побед и поражений? Ведь теория и методика пионерской и комсомольской работы строилась с учетом не только своих реалий, а международного опыта, особенно скаутского и христианско-православного. Запустив в обиход серию мало продуманного понятийно-терминологического комплекса, можно спровоцировать поток ненужных объяснительных публикаций и выступлений, чем не только  затянуть время решения поставленной проблемы, но и запутать ее вовсе.Движение и организация Если очень и очень коротко, то в нашей истории все было так. Сразу после революции 1917 года, в первые же годы установления советской власти, в разных регионах страны одновременно стали возникать детские сообщества – «муравейники» (и под другими  названиями).  Это детское движение возникло снизу, выражая потребности детей и юношества в самореализации, в  посильном активном действии   сообща с себе подобными, что  было своего рода «выходом в свет» – движением   от индивидуализма семейного воспитания к коллективному общественному  действию. Собственно, что было присуще и всякому протестному движению взрослых. На первых порах эти сообщества нельзя было назвать организациями, хотя в широком смысле они внутренне были, конечно, организованы – имели свое руководство, структуру, лидеров и некоторое подобие подчинения. Кстати, термин «организация» имеет несколько смыслов: это и  объединение людей для совершения определенной деятельности, это и процесс этого объединения, это и качество объединения.  В единую организацию они сложились только с обретением  идеологии. На базе движения детей и раннего юношества и была создана в 1922 году Всесоюзная пионерская организация, которой было присвоено имя В.И.Ленина в 1924 году, после его смерти. Не с организации в смысле создания регламентированных объединений  дело начиналось, а с движения детей, их встречного желания влиться в строительство нового общества. И только когда были прорисованы рамки самого «нового общества» и его цели, была создана организация. Только с приобретением идеологии в виде политики, в том числе политики государства по отношению к детству.  Как бы ее сегодня ни ругали противники, до 1980-х годов она являла свою эффективность. Это доказывает и ностальгия по прошлому тех, кто рос и развивался в ней. Формализмом она начала болеть не ранее 1980-х годов.Признаки детского движения:    наличие желаний и реального стремления детей встать вровень со старшим поколением по улучшению жизни и приближению желаемого (возможно, обещанного) завтра;    увлекающая идея служения кому-то или чему-то, созвучная времени, поддерживаемая властью;    инициатива и добровольность создания,  вхождения (выхода) ребят в соответствующие детские объединения;    самостоятельность в разработке и  реализации  собственных планов деятельности в русле «взрослой жизни», самоуправление.Во время войны и после войны стало популярным тимуровское движение. Мне вспоминается, как после просмотра  с подругами фильма «Тимур и его команда» мы загорелись желанием создать такую же команду, и ведь создали, начали помогать семьям погибших фронтовиков, помогали перейти старым людям улицу, ходить в магазины и аптеки, убирали во дворах и домах и много читали им вслух книги и газеты. Движение наше продержалось два года – пятый и шестой классы. Никто из взрослых  в него не вмешивался, разве что родители со своими комментариями и советами, когда по вечерам мы рассказывали о своих поступках. Все делали по внутреннему зову и по ситуации. В 50-70-е годы тимуровцы представляли собой именно движение по всем его признакам, возникшее внутри пионерской организации. Таким же было в начале своего создания юннатское движение, а позже и несколько особое – коммунарское. Детское движение – явление  социально-природное, оно возникает как естественная реакция возраста  на средовые влияния, создаваемые и задаваемые взрослым поколением. И потому оно может быть и синхронным с существующей социально-экономической и политической  обстановкой в стране, равно и асинхронным, противостоящим ей (хиппи, фанаты).  Детские движения – это заражение идеей, интересным делом, относительная самостоятельность, но оно может возникнуть и в ответ на моду времени или по   подражанию зарубежному опыту. Оно не имеет четких форм своего проявления, у него нет ни границ, ни времени охвата детей и юношества, оно, как правило, не имеет и определенных возрастных пределов, потому  большинство движенческих объединений разновозрастны. Организация – это средство упорядочения движения, как бы вторая ступень его  развития. Ее признаки:     четкая целевая направленность, заданное назначение;    наличие документов, регламентирующих членство, цели, права и обязанности;    наличие согласованной  программы деятельности;    структуризация – наличие  управления и иерархии власти подчинения и отчетности;    наличие единой атрибутики и символики, выработка ритуалов и церемоний.Это нечто   более упорядоченное и управляемое, регулируемое, как правило, представителями более старшего поколения. Организацию в отличие от движения  можно создать сверху, по приказу, как любое предприятие – коммерческое или партийное. Но прочной и более долговечной будет только при наличии движения детей снизу. Отношения движений и организаций довольно сложные. Есть вариант, когда организация строится на движении, упорядочивает его и направляет, что, собственно, и было с пионерией. Есть вариант, когда сначала создается организация, а она способствует появлению целого движения уже в упорядоченном виде. Примером этого служит волонтерское движение в современной России. Есть вариант, когда отдельные движения возникают внутри организации и, напротив, на базе одного движения могут создаваться разные организации. Но главное при этом – ни движение без организации, ни организации без движения долго жить не могут: движение изнутри мотивирует организацию, создавая энергетику человеческих устремлений.В истории Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина мы видели не только периоды их взаимно поддерживающего существования, но и взаимоисключающего. Это когда излишне жесткая организация и заорганизованность движения убивают его мотивацию своим формализмом, несвободой личности, давлением и показухой.   Задумывались ли мы над фактом полярности мнений о ценности пионерии и комсомольства для воспитания подрастающих поколений? Одни считают эти организации спасительными и высоконравственными, деятельностными и результативными средствами воспитания, способными вовлечь общество в воспитание детей при полностью работающих родителях, при огромной безнадзорности детей. Никакой  урок не способен, оказалось, заменить свободное общение и деятельность детей и аккумулировать их активность и энергетику. Никакой урок не разовьет активную речевую личность без акта рече-деятельностного свободного опыта (вот почему современные дети плохо говорят). Как правило, такой оценки придерживается поколение, получившее опыт  работы в этих организациях в предвоенные, послевоенные 50-60-е и даже в начале  70-х годов, к коим принадлежит и автор этой статьи.Другое мнение, прямо противоположное, высказывают критики пионерства и комсомольства, получившие его опыт в восьмидесятые годы, ну и, конечно, те, кто вообще огульно отрицает все доброе, что было в нашем советском прошлом.  Называют этот опыт тоталитарным, подавляющим личность, формализованным, политизированным. Действительно, уже  с конца семидесятых и в восьмидесятые годы заорганизованность пионерского движения стала ощущаться сильно.  Из ЦК комсомола шли  сплошные инструкции, тиражируемые обкомами комсомола в увеличенных масштабах и пересылаемые в школьные дружины. Различные акции и кампании лишь на недолгое время оживляли детскую жизнь в пионерии. Формализма добавляла фактическая передача организации в руки школы и учителя, пионерская работа постепенно сводилась к проведению шестых уроков с назиданиями. Движение детей к деятельности в организации поддерживалось лишь у очень хорошего и активного учителя, фактически ставшего и вожатым. В ответ на эту ситуацию и возникло коммунарское движение как протестная форма организации детской активности. Уроки этих лет поучительны: не может существовать организация детей без детского движения, мотивирующего  детскую активность в заданном направлении. Вопрос в том, как расставить эти две силы и соотнести между собой, если они друг без друга не могут существовать. Вот здесь и возникает вопрос: движения куда и зачем, ради чего «движемся» и «организуемся»? А это уже идеология.  Идеология и политикаТочнее, внеидеологическая основа создаваемого движения и «совершенствование политики в области воспитания». В наиболее общем виде идеология определяется как набор идей, которыми руководствуются при достижении целей, да и сама цель с задачами. Она строится на национальных, религиозных, культурно-исторических основаниях и выражает как раз систему ценностей, предлагаемых обществу для всеобщего принятия и построения управления в союзе с самоуправлением. Она в свою очередь закладывается в политику власти, в партийные концепции и, естественно, должна была бы закладываться в основу детского движения. По указу выходит, будто государство, читай – власть, имеет какую-то политику в сфере воспитания народа, но предлагает нам ее  реализовывать внеидеологическими объединениями. Нестыковочка выходит: внеидеологической политики не   существует.  А тут еще непонятная задача «совершенствования государственной политики» в области воспитания. Ну совсем все запутано…Внеидеологичность – это совершенно ложный посыл как для государства в целом, так и для детского движения и организаций, это скрываемая идеология, что позволяет власть имущим манипулировать идеями по своему усмотрению, без учета общественных потребностей и мнений.   Политика, ценности  – всегда идеология, ее составная часть. По определению они должны быть едины, их раздрай и автономность неизбежно ведут к противоречиям и противостоянию, что сейчас и наблюдается в нашем обществе.    С внедрением идеи внеидеологичности детского и юношеского движения уже сейчас возникает масса вопросов. При церковных приходах существуют организации православных скаутов, воскресные школы для детей. Как быть с ними? А как быть с отрядами  пионеров при партийных ячейках КПРФ? А при ком создавалась молодежная организация «Наши»? Ведь любая религия и любая партия – это  тоже идеология. А как выстраивать обучение и учебные программы без идеологии в нашем светском образовании?Самое уязвимое место указа в этом положении.  Идеология формируется сверху, властью, конечно, с учетом множества факторов, и предлагается обществу в виде целей, принципов, содержания и методов реализации как некая целостная концепция. Государственная идеология до сих пор отсутствует, объединяющих идей до сих пор нет, сильно противостояние поколений, в головах людей   гипертрофирована идея индивидуализма.В советские времена   меня всегда поражал тот факт, что программы  воспитания разрабатывались и задавались трудами самих «вождей революции» и руководителями государства. Такого не знала мировая история. Эти программы были действительно и широкими, и глубокими, и основанными на прошлом опыте, и указующими будущее. Возьмите труды самого Ленина, Луначарского, Крупской, Сталина – за них не писали советники и эксперты, они сами обладали всеми данными, чтобы создать столь теоретичные и в то же время прагматичные труды, через человека и от человека просчитывая будущее. На их трудах удалось создать всю систему советского воспитания, давшую немалый эффект.  С годами, чем дальше от того времени, тем больше поражают меня и те люди, и те идеи, ничего подобного я не вижу уже почти тридцать лет. Всё слепые заимствования с Запада, которые усугубляют положение с воспитанием. И это несмотря на то что и вера возвращена, и в церквях все больше стоим, исправив одну из главных ошибок советского воспитания.Школьники и внешкольное воспитание Также много вопросов и по поводу того, что «движение» касается школьников, а его организация мыслится как система «внешкольного воспитания». От таких словосочетаний голова кругом идет. Ребенок, обучающийся  в школе, называется школьником, а во внешкольных учреждениях могут быть и надомники, то есть обучающиеся дома, и живущие в интернатах и детских домах, и учащиеся кадетских корпусов и разнообразных училищ и колледжей, и даже вузов, и члены отрядов при партиях.  Значит, смысл понятия «внешкольное воспитание» против традиционного  расширили? К тому же учреждения внешкольного воспитания в крупных городах сохранились, хотя и под другими названиями. Речь идет о расширении этой системы? А какое место отводится только что созданному «дополнительному образованию» на базе «внеклассной и внешкольной работы»? Акценты тоже не расставлены. Знакомясь с указом, невольно обо всем этом задумываешься. Нельзя начинать с такой путаницы опорных понятий. Нельзя начинать с формализации детства. Это путь к затяжной болтовне в науке и управлении,  бесполезной для практики.  И еще хочется остановиться на педагогических резервах создания «организации движения». Этим резервом могут быть психолого-педагогические теории и идеи. Пионерская и комсомольская организации питались теорией коллектива и личности, построенной на идеях С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко. Именно они дали образец педагогизации идеологии. Формализм детских движений пришел, с нашей точки зрения, еще и из-за отказа от этих теорий в практике воспитания. Создали культ детства и культ свободного воспитания, явно перегнув палку. А между тем  коллективизм и индивидуализм тоже понятия нерасторжимые, одно без другого не может существовать. Сегодня  возрождение коллективизма вряд ли возможно по причине полной и окончательной победы прав отдельного человека над правами общности, индивидуализма, разрыва связи поколений и полного недоверия друг другу, развитой коммерциализации,  сферы услуг и прочих социальных новшеств. Кто даст ответ на этот сложнейший для современной педагогики вопрос?В ответ на все эти вопросы хочется напомнить, что идеальной детской организации, удовлетворяющей все запросы и примиряющей все интересы,  еще ни одной стране мира не удалось создать. Заметим, что и скауты нигде не были массовой организацией, более того, они были  организацией небольшого числа детей интеллигентского сословия и, я бы сегодня  сказала, среднего класса, находящегося в противостоянии с детьми рабочих и крестьян. Это я знаю по личному опыту  изучения истории предпионерства и пионерии Ульяновской области, по воспоминаниям еще живущих поколений причастных к ним людей (60-70-е годы). Значит, ставить эфемерную задачу  объединения всего подрастающего  поколения одним движением нельзя (хотя бумага все выдержит).И вот здесь я бы, будь моя воля, не торопилась. Сначала провела бы массу консультаций об уроках, извлекаемых из всего прошлого опыта  существования детских и молодежных организаций, и прописала бы риски. А также посадила бы теоретиков за создание внятной понятийно-терминологической базы. Как назовешь корабль, так он и поплывет – помнить об этом всегда. Все больше доказательств зависимости судьбы и характера человека от имени, даваемого ребенку. Да и римляне давно предупреждали: «определив каждое слово», мы избавимся хотя бы от лишнего словоблудия. Только фактыСкаутское движение – всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима.Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Международные и междугородние скаутские слеты проводятся раз в 3-4 года и носят название «Джамбори». Основателем движения скаутов считается сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл. В 1899 году полковник Баден-Пауэлл был назначен комендантом крепости Мафекинг в Южной Африке, которая после начала Англо-бурской войны была осаждена армией буров. В гарнизоне было чуть больше тысячи солдат, и полковник организовал вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек, которые взяли на себя в том числе разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражен, что мальчики воевали не хуже взрослых. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней, пока не подошло подкрепление. С этого момента полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства. Став генералом и возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. В 1907 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания). Досье «УГ»Об истории тимуровского движения     Слово «тимуровец» происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой Тимур организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям. Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.     После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение.    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.     В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. А.Гайдара. Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и во многом другом. Тимуровские команды и отряды создавались в Германии, Болгарии, Польше, Вьетнаме, Чехословакии. При этом слово «тимуровец» звучало по-русски.    В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально незащищенным группам граждан в информационном обществе.От редакцииПланируется, что в ближайшее время в Москве пройдет 1-й Всероссийский съезд общественной организации «Российское движение школьников». Уважаемые читатели «Учительской газеты», а что бы вы хотели обсудить на этом съезде? Ждем ваших писем  на электронную почту rudenkosa@mail.ru.​Валентина БЕЗРУКОВА, д. п. н., профессор, Языково Ульяновской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте